Какие инфраструктурные проекты усилят экономический потенциал России

Какие инфраструктурные проекты усилят экономический потенциал России

Наука и технологии
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Железнодорожный масштаб: от Москвы до Пекина

Какие инфраструктурные проекты усилят экономический потенциал России

В минувшие выходные Россия отметила День железнодорожника. Работу РЖД сложно назвать идеальной, сеть железнодорожных дорог России имеет определенные проблемы. Однако есть планы по реализации нескольких перспективных инфраструктурных проектов, которые должны усилить экономический потенциал отдельных регионов и всей страны. «Умная Страна» представляет обзор этих проектов. 

Грамотный «ход»

Наиболее масштабным проектом с экономической точки зрения является Северный широтный ход (СШХ), который соединит Северную и Свердловскую железные дороги. Магистраль свяжет богатые нефтью и газом регионы Арктики и Западной Сибири с промышленным Уралом.

В рамках СШХ планируется реконструировать уже существующую железнодорожную инфраструктуру, построить мосты и 350 километров нового железнодорожного полотна. Общая протяжённость магистрали должна составить порядка 700 километров. Реализация проекта началась в мае 2018 года и завершится до конца 2023 года.   

Вложения в строительство Северного широтного хода оцениваются в 236 миллиардов рублей. Потянуть такой объём расходов не в состоянии ни один частный инвестор. По этой причине проект строится на концессионной основе, в которой участвуют РЖД, «Новатэк», «Газпром», власти Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Из федерального бюджета будет выделено 30 миллиардов рублей.

По словам президента РФ Владимира Путина, Северный широтный ход «сократит плечо доставки грузов в районы Западной Сибири и даст новый импульс развитию российской Арктики и Северного морского пути». Также магистраль позволит разгрузить Транссиб и поддержит проект Ямал-СПГ.

Пропускная способность СШХ составит 23,9 миллионов тонн в год. По новым железнодорожным путям будут перевозиться газовый конденсат (смесь жидких углеводородов, которая используется для производства топлива), сырая нефть, нефтепродукты, металлы и стройматериалы.

Главный мост

Пожалуй, самым популярным инфраструктурным проектом современной России является Крымский мост. С мая текущего года в эксплуатации находится автомобильный переход, на стадии строительства — железнодорожная часть. В июле на мосту началась укладка рельс. Все работы планируется завершить в 2019 году.

Прежде Россия не решала столь сложной технологической задачи. Известно, что в Керченском проливе достаточно интенсивное течение и мягкий грунт. Также строителям было необходимо учитывать сейсмическую опасность и вибрацию, которую создаёт параллельно идущая автомобильная дорога.

В основание железнодорожной части моста находятся более трёх тысяч свай. Особенностью конструкции стали шок-трансмиттеры, которые соединяют дополнительные опоры и пролёты транспортного перехода. Крымский мост не должен серьёзно пострадать даже при девятибалльном землетрясении.

По словам замглавы по проектированию ЗАО «Институт Гипростроймост Санкт-Петербург» Виктора Галаса, «в момент внезапного динамического воздействия шок-трансмиттеры срабатывают, то есть превращаются в жёсткую связь между строением и опорой».

Пропускная способность железнодорожной части Крымского моста составит 47 пар поездов в сутки. Составы смогут двигаться со скоростью 90 км/ч. В год по магистрали будет перевозиться до 14 миллионов пассажиров и до 13 миллионов тонн грузов. Запуск дороги прочно свяжет полуостров с материковой частью России.

От Москвы до Пекина

Важнейшим проектом Центральной России является высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) Москва — Казань.

Главная цель строительства — повышение трудовой мобильности населения. Основная часть ВСМ пройдёт через Владимир, Нижний Новгород и Чебоксары. Власти Татарстана настаивают, чтобы ветка была протянута до Набережных Челнов, с которыми у Казани нет прямого железнодорожного сообщения. В свою очередь правительство Свердловской области рассчитывает, что магистраль надёжно свяжет Екатеринбург с остальными городами РФ.

Ожидается, что пассажиропоток на участке Москва — Владимир в 2020 году достигнет миллион человек, а в 2030 году увеличится втрое. Кроме того, участком Москва — Нижний Новгород в 2020 году воспользуются 1,7 миллиона человек, а в 2030 году — 5,3 миллиона граждан.

Инициатором ВСМ является Александр Мишарин, бывший губернатор Свердловской области, а ныне — первый заместитель гендиректора РЖД. По его оценкам, реализация задуманных планов обойдётся инвесторам в 1,6 триллиона рублей.

Таким образом магистраль Москва — Казань станет самым дорогим железнодорожным проектом в РФ. По информации РЖД, прогнозная стоимость участка Москва — Владимир составляет 420 миллиардов рублей, Москва — Нижний Новгород — 746 миллиардов. Работы будут выполнены за 44 месяца.

Некоторые вопросы финансирования правительство решит в сентябре-октябре текущего года. Как и в случае с СШХ, проект будет реализован на концессионной основе. Правда, участие государства станет куда более весомым. Предполагается, что капитальный грант кабмина составит 50% стоимости ВСМ.

«Правительство сейчас принимает решение о транспортном плане, после этого можно сказать о сроках начала строительства — в каком месяце и в каком объёме. 1 октября он должен быть утверждён, а отдельные решения могут быть приняты и раньше», — заявил в июле Мишарин.

Большой интерес к ВСМ проявляет Китай. У КНР есть опыт реализации проектов строительства высокоскоростных магистралей. К тому же в перспективе новая железная дорога может протянуться до Пекина. Консорциум компаний из Поднебесной планирует вложить в ВСМ 52 миллиарда рублей.

Автор: Алексей Капустин




Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться