Когда Россия получит собственный дальнемагистральный пассажирский самолет

Когда Россия получит собственный дальнемагистральный пассажирский самолет

Технологии
16.04.2018 12:50
отправить
Задать вопрос
по материалу
Новость дня
Как продать технологию
Новость дня
Как построить успешный бренд
Новость дня
Комплектующие под ударом
Новость дня
Как создать гарантии для владельцев криптовалют
Новость дня
Почему технологический прогресс может привести к революции
Новость дня
Умные наночастицы помогут справиться с онкологией
Новость дня
Нейромаркетинг в действии
Новость дня
Гибридное пространство
Новость дня
Почему хакеры находят способы взломать криптобиржи
Новость дня
Автомобили нового века: от датчиков до автопилота
ещё...
 

Будущий флагман русской авиации

Когда Россия получит собственный дальнемагистральный пассажирский самолет

Первый полет обновленная версия широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского лайнера Ил-96 должна совершить в 2019 году. Об этом заявил исполнительный директор Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) Сергей Исаенко корпоративной газете «Воронежские крылья».

«Что касается Ил-96-400М, то это интересная и перспективная программа, которая будет полностью реализована на нашем заводе. Сейчас мы проектируем и строим первую опытную машину, которая, как планируется, должна подняться в воздух в 2019 году», — сказал Исаенко.

Догнать Запад

Ил-96 нельзя назвать абсолютно новой машиной. Первый полет опытный образец совершил 28 сентября 1988 года. Пилотировал самолет летчик-испытатель Станислав Григорьевич Близнюк (1934-2008). Прародителем Ил-96 считается дальнемагистральный Ил-86. На конец 1980-х годов СССР обладал превосходной по характеристикам машиной, однако лихолетье 1990-х годов едва не похоронило проект.

В общей сложности было выпущено около 30 Ил-96 для нужд гражданской авиации РФ и Кубы, а также для специального летного отряда (СЛО) «Россия». Достаточно сказать, что Ил-96 является бортом номер один. Именно на нем передвигается президент РФ Владимир Путин, совершая перелеты в другие города и страны. Для коммерческой эксплуатации Ил-96 в нынешнем виде непригоден. В 2014 году «Аэрофлот» прекратил полеты на этой машине, но на проекте не был поставлен крест.

7 ноября 2015 года генеральный конструктор Авиационного комплекса им. Ильюшина Николай Таликов заявил о грядущей модернизации самолета. Главная проблема Ил-96 — неэкономичная четырехдвигательная силовая установка. Кроме того, в машине необходимо улучшить систему управления и установить более совершенное бортовое оборудование. Радикальные перемены, связанные с повышением комфорта пассажиров, произойдут в салоне лайнера (вместимость лайнера составит 435 мест).

Цель модернизации — подтянуть Ил-96 до уровня западных аналогов. Только комплексное обновление машины позволит ей стать конкурентом гигантов от Boeing и Airbus. На текущий момент специалисты не говорят о перспективах экспорта. Сегодня важно, чтобы самолет под названием Ил-96-400М прижился на российском рынке и как можно быстрее.

По две машины в год

В 2019 году опытный образец Ил-96-400М будет передан на испытания в ПАО «Ил». Опытно-конструкторские работы планируется завершить в 2020 году, серийные поставки могут начаться в 2021 году. На сегодняшний день программа предусматривает строительство шести серийных самолетов в 2021-2023 годах.

Кроме того, в 2018 году продолжатся работы по постройке двух самолетов Ил-96-300ПУ для СЛО «Россия» Управления делами президента. Самолеты будут переданы заказчику в четвертом квартале 2019 года и в первом квартале 2020 года.

«Во втором полугодии нынешнего же года запланированы работы по контрактации еще двух самолетов Ил-96-300 для этого же заказчика (СЛО «Россия»). На начальном этапе, до получения государственных ассигнований, проект будет финансироваться за счет кредитных средств. Работа над этими бортами позволит дозагрузить предприятие объемами», — добавил Исаенко.

Говоря о планах выпуска Ил-96-400М, гендиректор ВАСО считает, что завод в состоянии собирать по две машины в год. Президент Объединенной авиастроительной компании (ОАК) Юрий Слюсарь считает, что воронежцы смогут потянуть чуть более высокие темпы производства.

«Но, на мой взгляд, все-таки два с половиной самолета Ил-96 на нынешнем этапе является цифрой более оптимальной. Допустим, в какой-то год две машины, в другой — три. В таком темпе я просматриваю загрузку до 2024-2025 годов. Имеются в виду 24-я и 25-я машины, которые завод делает по уже подписанному контракту и сдает в 2020 году», — сообщил Слюсарь «Воронежские крыльям».

Строительство следующих двух самолетов (сдача в эксплуатацию в 2020 и 2021 году) должно быть запущено за счет кредитных средств. По словам президента ОАК, помимо опытного образца, воронежцы в ближайшие годы соберут два Ил-96-400М для нужд Минобороны и шесть серийных образцов. Загрузка предприятия по проекту расписана на срок до 2024 года включительно.

При этом основное требование ОАК заключается в том, что контракты на Ил-96-400М должны приносить ВАСО прибыль. Слюсарь констатировал, что ранее существовала практика долгих торгов по цене. В результате изготовитель был вынужден идти на уступки заказчику «до какой-то минимально возможной прибыли». Это приводила к сдвижению сроков сдачи и проблемам в кооперации с другими заводами.

«В результате практически все машины Ил-96 строились с убытком либо для ВАСО, либо для ОАК, а теперь и для «Ильюшина», либо для всех троих. Сейчас 24-я и 25-я машины законтрактованы по цене почти в два раза выше, чем за предыдущие Ил-96… Поэтому два-три Ил-96 в год с нормальной рентабельностью — это «подушка» для ВАСО, которую мы должны иметь на ближайшие семь-восемь лет», — пояснил Слюсарь.

Семейство пермских двигателей

Несмотря на положительные сдвиги в реализации проекта Ил-96-400М, на текущий момент не решена главная проблема — экономичный двигатель тягой свыше 30 тонн/сил. В 1990-е годы коммерческая эксплуатация Ил-96М была обоснована благодаря двигателю PW-23-37 североамериканской компании Pratt & Whitney. Нынешние Ил-96 лишены американских комплектующих. К тому же PW-23-37 состоит из четырех двигателей, а показатели тяги (17 тонн/сил) не очень подходят большой птице на 435 мест.

Сейчас на самолете Ил-96-300 стоит отечественная четырехдвигательная силовая установка ПС-90А2 — модификация, которая разрабатывалась совместно с Pratt & Whitney (серия А2 отличается улучшенными характеристиками). Тем не менее, Ил-96-300 неконкурентоспособен в коммерческой эксплуатации.

Первые Ил-96-400М для СЛО «Россия» и Минобороны будут оснащены ПС-90А тягой до 16 тонн/сил. Наиболее перспективной силовой установкой на замену ПС-90А считается семейство пермских двигателей ПД-14. В частности, речь идет о двухдвигательной установке ПД-35 тягой 33-40 тонн/сил, которая разрабатывается для первого российско-китайского пассажирского самолета. Работы над ПД-35 стартовали в 2015 году и должны завершиться в 2021 году.

«Мы понимаем, что двигатель ПС-90А1 недостаточно эффективен, но в то же время он отвечает требованиям мировых стандартов по уровню шума и выбросов в атмосферу. Да, первые самолеты Ил-96-400М будут оснащены четырьмя такими двигателями», — отметил Саенко. Однако переход на ПД-35, по словам гендиректора ВАСО, это «перспектива ближайшего будущего».

Смотрите также:


Воздушные перспективы
Может ли Россия ликвидировать зависимость от зарубежной авиатехники
17.08.2018 17:34
Как продать технологию
Почему стартапы не всегда достигают коммерческого успеха
15.08.2018 17:31