Когда Россия получит собственный дальнемагистральный пассажирский самолет

Когда Россия получит собственный дальнемагистральный пассажирский самолет

Умные решения
16.04.2018 12:52
отправить
Задать вопрос
по материалу
Новости дня
Новость дня
Технологии, экономящие бюджет
Новость дня
«Человек на своем месте»
Новость дня
Квартира на экране смартфона
Новость дня
Крипторынок и закон
Новость дня
Коучинг для топ-менеджера
Новость дня
В Гонконге завершился Block 020 BlockchainSummit 2018
Новость дня
"Умная страна" представлена на международном энергетическом форуме в Санкт-Петербурге
Новость дня
Передай другому
Новость дня
«Smart Valley» проведет первое абсолютно легальное ICO
Умные новости
ещё...
 

Будущий флагман русской авиации

Первый полет обновленная версия широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского лайнера Ил-96 должна совершить в 2019 году. Об этом заявил исполнительный директор Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) Сергей Исаенко корпоративной газете «Воронежские крылья».

«Что касается Ил-96-400М, то это интересная и перспективная программа, которая будет полностью реализована на нашем заводе. Сейчас мы проектируем и строим первую опытную машину, которая, как планируется, должна подняться в воздух в 2019 году», — сказал Исаенко.

Догнать Запад

Ил-96 нельзя назвать абсолютно новой машиной. Первый полет опытный образец совершил 28 сентября 1988 года. Пилотировал самолет летчик-испытатель Станислав Григорьевич Близнюк (1934-2008). Прародителем Ил-96 считается дальнемагистральный Ил-86. На конец 1980-х годов СССР обладал превосходной по характеристикам машиной, однако лихолетье 1990-х годов едва не похоронило проект.

В общей сложности было выпущено около 30 Ил-96 для нужд гражданской авиации РФ и Кубы, а также для специального летного отряда (СЛО) «Россия». Достаточно сказать, что Ил-96 является бортом номер один. Именно на нем передвигается президент РФ Владимир Путин, совершая перелеты в другие города и страны. Для коммерческой эксплуатации Ил-96 в нынешнем виде непригоден. В 2014 году «Аэрофлот» прекратил полеты на этой машине, но на проекте не был поставлен крест.

7 ноября 2015 года генеральный конструктор Авиационного комплекса им. Ильюшина Николай Таликов заявил о грядущей модернизации самолета. Главная проблема Ил-96 — неэкономичная четырехдвигательная силовая установка. Кроме того, в машине необходимо улучшить систему управления и установить более совершенное бортовое оборудование. Радикальные перемены, связанные с повышением комфорта пассажиров, произойдут в салоне лайнера (вместимость лайнера составит 435 мест).

Цель модернизации — подтянуть Ил-96 до уровня западных аналогов. Только комплексное обновление машины позволит ей стать конкурентом гигантов от Boeing и Airbus. На текущий момент специалисты не говорят о перспективах экспорта. Сегодня важно, чтобы самолет под названием Ил-96-400М прижился на российском рынке и как можно быстрее.

По две машины в год

В 2019 году опытный образец Ил-96-400М будет передан на испытания в ПАО «Ил». Опытно-конструкторские работы планируется завершить в 2020 году, серийные поставки могут начаться в 2021 году. На сегодняшний день программа предусматривает строительство шести серийных самолетов в 2021-2023 годах.

Кроме того, в 2018 году продолжатся работы по постройке двух самолетов Ил-96-300ПУ для СЛО «Россия» Управления делами президента. Самолеты будут переданы заказчику в четвертом квартале 2019 года и в первом квартале 2020 года.

«Во втором полугодии нынешнего же года запланированы работы по контрактации еще двух самолетов Ил-96-300 для этого же заказчика (СЛО «Россия»). На начальном этапе, до получения государственных ассигнований, проект будет финансироваться за счет кредитных средств. Работа над этими бортами позволит дозагрузить предприятие объемами», — добавил Исаенко.

Говоря о планах выпуска Ил-96-400М, гендиректор ВАСО считает, что завод в состоянии собирать по две машины в год. Президент Объединенной авиастроительной компании (ОАК) Юрий Слюсарь считает, что воронежцы смогут потянуть чуть более высокие темпы производства.

«Но, на мой взгляд, все-таки два с половиной самолета Ил-96 на нынешнем этапе является цифрой более оптимальной. Допустим, в какой-то год две машины, в другой — три. В таком темпе я просматриваю загрузку до 2024-2025 годов. Имеются в виду 24-я и 25-я машины, которые завод делает по уже подписанному контракту и сдает в 2020 году», — сообщил Слюсарь «Воронежские крыльям».

Строительство следующих двух самолетов (сдача в эксплуатацию в 2020 и 2021 году) должно быть запущено за счет кредитных средств. По словам президента ОАК, помимо опытного образца, воронежцы в ближайшие годы соберут два Ил-96-400М для нужд Минобороны и шесть серийных образцов. Загрузка предприятия по проекту расписана на срок до 2024 года включительно.

При этом основное требование ОАК заключается в том, что контракты на Ил-96-400М должны приносить ВАСО прибыль. Слюсарь констатировал, что ранее существовала практика долгих торгов по цене. В результате изготовитель был вынужден идти на уступки заказчику «до какой-то минимально возможной прибыли». Это приводила к сдвижению сроков сдачи и проблемам в кооперации с другими заводами.

«В результате практически все машины Ил-96 строились с убытком либо для ВАСО, либо для ОАК, а теперь и для «Ильюшина», либо для всех троих. Сейчас 24-я и 25-я машины законтрактованы по цене почти в два раза выше, чем за предыдущие Ил-96… Поэтому два-три Ил-96 в год с нормальной рентабельностью — это «подушка» для ВАСО, которую мы должны иметь на ближайшие семь-восемь лет», — пояснил Слюсарь.

Семейство пермских двигателей

Несмотря на положительные сдвиги в реализации проекта Ил-96-400М, на текущий момент не решена главная проблема — экономичный двигатель тягой свыше 30 тонн/сил. В 1990-е годы коммерческая эксплуатация Ил-96М была обоснована благодаря двигателю PW-23-37 североамериканской компании Pratt & Whitney. Нынешние Ил-96 лишены американских комплектующих. К тому же PW-23-37 состоит из четырех двигателей, а показатели тяги (17 тонн/сил) не очень подходят большой птице на 435 мест.

Сейчас на самолете Ил-96-300 стоит отечественная четырехдвигательная силовая установка ПС-90А2 — модификация, которая разрабатывалась совместно с Pratt & Whitney (серия А2 отличается улучшенными характеристиками). Тем не менее, Ил-96-300 неконкурентоспособен в коммерческой эксплуатации.

Первые Ил-96-400М для СЛО «Россия» и Минобороны будут оснащены ПС-90А тягой до 16 тонн/сил. Наиболее перспективной силовой установкой на замену ПС-90А считается семейство пермских двигателей ПД-14. В частности, речь идет о двухдвигательной установке ПД-35 тягой 33-40 тонн/сил, которая разрабатывается для первого российско-китайского пассажирского самолета. Работы над ПД-35 стартовали в 2015 году и должны завершиться в 2021 году.

«Мы понимаем, что двигатель ПС-90А1 недостаточно эффективен, но в то же время он отвечает требованиям мировых стандартов по уровню шума и выбросов в атмосферу. Да, первые самолеты Ил-96-400М будут оснащены четырьмя такими двигателями», — отметил Саенко. Однако переход на ПД-35, по словам гендиректора ВАСО, это «перспектива ближайшего будущего».