Через космос к деньгам
Можно ли заработать на космических проектах в России
Планеты Солнечной системы обладают несметными богатствами – редкими полезными ископаемыми, а ближайший к Солнцу Меркурий – бесконечной солнечной энергией. Луна и Марс рассматриваются в качестве объектов колонизации и отправных баз для дальнейшего исследования космоса. Человечество намерено использовать ресурсы этих планет для своих целей, соответственно, участники колонизаторской программы из добычи инопланетных полезных ископаемых будут извлекать неплохую прибыль. Дальний космос пока остается в перспективе, а сегодня компании зарабатывают деньги на ближнем космосе. Судя по тому, что примерно 2∕3 мировой «космической» экономики находятся в руках частого бизнеса, в космосе есть на чём заработать. В странах Запада доля участия частного бизнеса в космических проектах значительно выше, чем в России.
На чем можно заработать в космосе
Во-первых, это клиентские и провайдерские услуги. Спутниковая навигация и мониторинг всех видов транспорта, спутниковое телевидение и интернет, геотегинг и геокэшинг, картография и геодезия – главные способы заработка в космосе.
Во-вторых, это трудоемкая и затратная сфера, связанная с разработкой, производством и запуском спутников, ракет и космических кораблей. Частный бизнес здесь выполняет заказы государства и является полноценным участником государственных космических программ.
В России успешным примером участия частного бизнеса является компания Dauria Aerospace, три аппарата которой функционируют на орбите уже не один год, и в разработке находятся еще несколько проектов. «Лин Индастриал» трудится над созданием ракеты «Таймыр», которая, по заявлению компании, «сделает космос доступным для каждого – будет выводить в космос нано- и микроспутники по цене джипа». Компания «Спутникс» производит нано- и микроспутники, занимается разработкой космических компонентов и технологий. Подобных организаций немного, в основном они занимаются производством спутников малых размеров.
Почему российский бизнес пасует
На Западе схема участия частного бизнеса в космических программах понятна, крупнейшие компании имеют серьезные доли в космических проектах, а некоторые ведут самостоятельные проекты. В России, несмотря на то, что мы по-прежнему числимся в числе лидеров мировой космонавтики, бизнес не так активно инвестирует в космические программы государства. Но заявления, что космос – это сверхпривлекательная сфера для вложения денег, звучат в последнее время все чаще.
О степени участия частного бизнеса в космических программах, о трудностях при вхождении на этот рынок и о самых прибыльных направлениях космической отрасли «Умной стране» рассказал Иван Михайлович Моисеев, научный руководитель Института космической политики.
– Из многих направлений в космонавтике на сегодняшний день прибыльными являются всего три: связь, дистанционное зондирование Земли из космоса (картография, наблюдения) и навигация. Причем с навигацией дела обстоят следующим образом. Ракеты и спутники всегда запускает государство, оно же несет все расходы по их запуску, а прибыль от эксплуатации спутниковых навигационных систем получает производитель программного обеспечения и микросхем.
Политика в этом вопросе за рубежом, например, в Соединенных Штатах совершенно иная. Как только определенное направление космонавтики становится прибыльным, то оно сразу изымается из ведения государства и передается бизнесу.
Такая политика в США последовательно проводится с 1962 года и продолжается до сих пор. Сейчас широко известна деятельность Илона Маска и SpaceX – это коммерциализация услуг грузов по доставке грузов в космос. У нас, при достаточно больших затратах на космос и при больших физических усилиях (если измерять в тоннах выведенного груза, наши показатели выше), прибыль от участия в космических коммерческих проектах на мировом рынке ничтожна мала. Эксперты оценивают ее до одного процента. Так сложилось исторически. На этом рынке очень много проблем.
Во-первых, «Роскосмос», государственная корпорация, управляющая космической отраслью страны, является хозяйствующим субъектом, то есть «бизнесменом», и одновременно регулятором. Поэтому сторонним коммерсантам достаточно сложно зайти на космический рынок.
Во-вторых, таких коммерсантов, которые могли бы внести существенную долю в развитие космоса, попросту нет. Здесь требуются очень большие производственные и научные возможности, которые есть только у государственных предприятий. Даже, если объявить свободный допуск в космическую отрасль для всех желающих инвесторов, то ни у кого из них не будет полных возможностей.
Любой бизнес построен следующим образом – если он вкладывает 100 рублей, он должен вернуть обратно 100 рублей и еще получить прибыль. Такие направления в космосе есть, о них я говорил выше, но у нас они в большинстве все государственные, а у частника нет информации, куда он может вложить свои деньги.
В эффективно работающих космических странах – США, Японии и в Европе – вся космическая промышленность находится в частных руках. В США, например, государственному космическому агентству NASA категорически запрещено получать хоть цент прибыли, агентство должно только расходовать государственные деньги и способствовать вхождению и развитию в отрасль частного бизнеса. И эта схема за рубежом успешно работает.
Автор Кирилл Брагин