Директор Национального центра цифровой экономики МГУ Татьяна Ершова: «Люди всегда будут хотеть новые гаджеты и компьютерные программы»
Директор Национального центра цифровой экономики МГУ Татьяна Ершова: «Люди всегда будут хотеть новые гаджеты и компьютерные программы»
Люди
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Как оценить потенциал цифровой экономики

Директор Национального центра цифровой экономики МГУ Татьяна Ершова: «Люди всегда будут хотеть новые гаджеты и компьютерные программы»

По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), цифровая экономика формирует пока только 2,42% ВВП страны. Президент России Владимир Путин поручил правительству изменить ситуацию. Доля затрат на развитие цифрового общества к 2024 году должна вырасти минимум втрое.

Директор Национального центра цифровой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова Татьяна Ершова в интервью «Умной Стране» рассказала о будущем цифрового общества, развитии искусственного интеллекта и роли человека в роботизированном мире.

2018-06-25 008_JP (1).jpg

Татьяна Ершова,  кандидат экономических наук, директор Национального центра цифровой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова

Татьяна Викторовна, расскажите, пожалуйста, про Центр цифровой экономики МГУ. Он работает меньше года. Как всё начиналось?

Созданию центра предшествовала длительная, кропотливая работа. В ней с самого начала участвовала целая команда людей –  академик, директор Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук Игорь Анатольевич Соколов, руководители и сотрудники экономического факультета и факультета глобальных процессов МГУ, многие другие. Это опытные исследователи, управленцы, у каждого было свое представление о цифровом обществе и цифровой экономике.

Все они, тем не менее, были и остаются единомышленниками, благодаря чему в сентябре 2017 года появился наш центр. Идею создания такого центра высказал ректор МГУ, академик Виктор Садовничий на заседании Попечительского совета МГУ 25 января 2017 года. Совет прошел под председательством президента России Владимира Путина.

Какие проекты были реализованы центром за это время?

Один из первых проектов – участие в разработке методики оценки готовности страны к цифровой экономике. Инициировал этот проект Всемирный банк в сотрудничестве с Институтом развития информационного общества, и это произошло как раз в период создания нашего центра. Будущие его сотрудники были заинтересованы в такой работе, потому что методику планировалось использовать для анализа ситуации в любой стране мира и даже внутри страны – на уровне региона, если это страна с федеративным устройством, или муниципалитета. Рамки оценки разработали российские специалисты, представлявшие помимо МГУ также Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Центральный экономико-математический институт РАН, Институт развития информационного общества, Федеральное бюро медико-социальной экспертизы и Финансовый университет при правительстве РФ. Они же далее провели оценку готовности России к цифровой экономике и подготовили аналитический отчет. Результаты исследования были представлены на Фестивале науки в октябре 2017 года и скоро будут официально презентованы Всемирным банком.

Есть и другие интересные проекты. Например, наш центр координировал подготовку заявки МГУ на создание центра Национальной технологической инициативы по технологиям хранения и анализа больших данных. По итогам конкурса заявка была признана лучшей, и сейчас уже началась подготовительная работа по реализации программы этого центра, идет организационная работа по его созданию в структуре Национального центра цифровой экономики МГУ. Возглавляет центр ректор МГУ академик В.А. Садовничий, его заместителем является научный руководитель Национального центра цифровой экономики академик И.А. Соколов. Я определена в качестве административного директора нового центра. Проект рассчитан на три года при государственной поддержке. Но мы планируем его долгосрочное выполнение на основе самоокупаемости в сотрудничестве с нашими партнерами из академического и образовательного сообществ, бизнеса и гражданского общества. Программа центра включает более сотни проектов по выполнению научных исследований и разработок, развитию инфраструктуры больших данных, разработке учебных программ и подготовке кадров, проведению мероприятий. Уже реализован первый проект центра – организована и проведена партнерская сессия «Технологии хранения и анализа больших данных» на форуме «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР 2018) в Иннополисе.

Наш центр также участвовал в оценке готовности города федерального значения Севастополя к цифровой экономике, подготовке и публикации аналитического отчета. Отчет был представлен на Петербургском международном экономическом форуме в мае 2018 года.

Давайте поговорим теперь о самих цифровых технологиях. Исследователи выделяют три волны развития «digital technologies», как их называют на Западе. Какое место занимает в этом процессе технология блокчейна?

Точно не в первой. Во время этой волны, как указывает известный международный эксперт Рауль Кац, проходило становление только традиционных информационных технологий: шла персональная компьютеризация, начиналась автоматизация процессов, стремительно развивались телекоммуникации, в том числе проводной и беспроводной широкополосный доступ в интернет.

В период второй волны появились уже более сложные технологии: онлайновые платформы, дистанционное обучение, социальные сети, облачные вычисления. Очевидно, что блокчейн не здесь.

Блокчейн – это технология третьей волны. Его место среди технологий предиктивной аналитики больших данных, интернета вещей, робототехники, аддитивных технологий, технологий искусственного интеллекта, включая машинное обучение.

Можно ли уже сегодня предсказать, какой будет четвертая технологическая волна?

Я не футуролог. Предсказание будущего – сложная и ненадежная вещь. Никогда не знаешь, что на самом деле произойдет завтра. Прорыв может быть в области цифровых технологий, а может в чем-то совершенно другом.

Мне кажется, прорыва можно ожидать в технологиях, совершенствующих организм человека. К примеру, могут появиться такие экзоскелеты, благодаря которым люди даже с самыми серьезными физическими ограничениями смогут ходить и даже заниматься спортом, танцевать. Большие перспективы у технологий, помогающих преодолевать тяжелый физический труд, обеспечивать профилактику сложных заболеваний и т.п.

Разработка новых технологий будет продолжаться всегда. Люди войдут во вкус. Они постоянно будут хотеть новые гаджеты и  компьютерные программы.

То есть четвертая волна – это уже не технологии ради технологий. Это умные и добрые технологии для облегчения жизни людей и их более успешного развития.

Татьяна Викторовна, ваше отношение к эйфории вокруг биткоина. Непрерывный рост стоимости биткоина в конце прошлого года привлек значительное число инвесторов, желающих заработать на повышении. Однако затем последовало снижение курса. Эксперты заговорили о высокой волатильности криптовалюты. Что будет дальше?

Будущее у криптовалюты есть. Она удобна. Сейчас криптоиндустрия кажется чем-то новым, незнакомым и пугающим, биткоин выглядит ненадежным. Но средства расчета будут дальше совершенствоваться, виртуализироваться. Криптовалюта – это следующий шаг в этом направлении. И шаг, как мне кажется, правильный.

Но более детальные прогнозы строить пока рано. Давайте понаблюдаем за этим хотя бы несколько лет.

Надо ли легализовывать криптовалюту, или это слишком большие риски для экономики?

Наверное, еще рано легализовывать. Сначала надо убедиться, что это хорошо работает. Когда мы увидим, что криптовалюта приносит больше дивидендов, чем проблем, можно двигаться дальше.

Опасны ли кризисы на рынке криптовалют для мировой экономики? Может ли резкое падение котировок биткоина, эфира привести к традиционным экономическим кризисам?

Не уверена, что взаимосвязь есть. Криптовалюта слишком виртуальная и спекулятивная вещь. Она пока мало изучена. Поэтому говорить о каких-то закономерностях рано.

Дигитализация проникает во все сферы жизни. Современного человека уже нельзя представить без смартфона. Несет ли угрозы этот процесс? Какие новые вызовы появляются перед человечеством?

Угрозы есть в любом обществе, везде, где обитает человек и работает какая-то техника. Но кроме угроз есть и возможности. Я предпочитаю говорить о них.  

Да, резкое внедрение цифровых технологий привело к некоторой десоциализации человека. Дети «проваливаются» в интернет, вместо общения и книг они без конца эсэмэсят. Избавиться от этого пока трудно. Закономерность такова: новые технологии порождают новые риски.

К примеру, мы видим, как кибермошенники осваивают новые способы воровства. Хакеры научились взламывать переписки и проникать в частную жизнь. Что будет дальше? Масс-медиа пугают нас роботизацией. Роботов превратили чуть ли не в главных врагов человечества. Но мне кажется, они скорее друзья. Именно роботы освободят людей от тяжелого труда. Человек сможет благодаря роботам больше времени уделять творчеству и самообразованию. И особой угрозы я тут не вижу.

Угроза возникла из-за широкого и быстрого внедрения интернета. Тенденция нового времени – стирание культурных границ. Целые народы могут потерять культурную идентичность. Кроме того, развлекательный характер медийного контента отвлекает людей от серьезного образования, понижает уровень их развития. Но это только одна сторона медали. Другая – каждый, благодаря интернет-технологиям, может получить  достаточно хорошее образование. А это главная прививка от дурного, в том числе недобросовестной или злонамеренной информации. Образованные и правильно воспитанные люди умеют защищаться от киберпреступников, спама, вирусов, они отличают плохой контент от хорошего.

В апреле этого года Microsoft анонсировал создание чат-бота XiaoIce, умеющего общаться как человек. В него заложен новый технологический алгоритм, позволяющий боту прогнозировать, что человек скажет, когда сделает паузу и когда можно тактично прервать пользователя и переключиться на другую тему. Как вы оцениваете данный эксперимент? Смогут ли в будущем роботы социализироваться, стать частью человеческого общества?

Общаться как человек? Я не знаю, насколько в чат-боте компании Microsoft совершенная система искусственного интеллекта. Все-таки искусственный разум пока не получил такого мощного развития и не догнал человека.

Эксперимент по обучению роботов навыку предсказывать поведение собеседника крайне интересен. Однако отвечая на вопрос, смогут ли в будущем роботы социализироваться и стать частью человеческого общества, я скажу «нет». Это из области фантастики, притом не очень научной. Роботы – порождение человеческого разума. Вряд ли они когда-то станут полноправной частью общества. И тем более, не дай бог, начнут очередную мировую войну.

Однако уже сейчас очевидно, в будущем роботы помогут там, где человеческий мозг недостаточно быстр.

Татьяна Викторовна, давайте перенесемся на несколько десятилетий вперед. Допустим, сейчас 2050 год. Дигитализация дошла до предела. В некоторых компаниях полностью роботизирован процесс производства. На улицах беспилотные автомобили. Проблема цифрового неравенства решена: к интернету подключено все население земного шара. Началась эпоха утопии. Какое место человеку отведено в таком сильно роботизированном мире?

Человеку свойственно искать свое место в любом мире, неважно в каком. И в древнем, и в современном. И большинство людей свое место все-таки находят. Ведь в будущем кому-то надо будет придумывать и производить тех же роботов, делать так, чтобы они работали. Кто-то же будет этих роботов «эксплуатировать».  

В России слово «инновация» стало одним из самых популярных в языке медиа. Это слово используют все: политики, экономисты, журналисты. России нужны инновации, без них мы еще сильнее отстанем от Запада. Как инвесторам, желающим развивать высокотехнологическое производство, отличить подлинную инновацию от подделки?

Рецепт только один: путем проб и ошибок. Нет таких гениальных аналитиков, способных  проанализировать документацию, пилотное внедрение новой технологии и сразу глубоко и профессионально дать ей оценку. Тут всегда можно промахнуться. Всегда есть риск пропустить идею, способную перевернуть мир. И наоборот, можно переоценить какую-то технологию. Инвесторы не боги. Они вынуждены рисковать. Как люди из швейцарского города Цуг, создавшие «Криптодолину». Там появились перспективные блокчейн-стартапы. Там работают настоящие авантюристы в хорошем смысле этого слова. Швейцарские инвесторы не боятся экспериментировать. Они даже смогли добиться поддержки власти.

Что касается российских инвесторов. Я бы хотела пожелать им смелости и удачи. Инвестиционный бизнес всегда очень рискованный. Не все проекты достигают успеха. Однако часто реализация одной идеи перекрывает все потери.  

Многие эксперты, говоря о цифровой экономике, утверждают, что мы находимся только в начале пути. Согласны ли вы с этим?

Мы отнюдь не в начале пути. Впервые об обществе, основанном на работе с информацией и технологиях обработки и хранения данных, заговорили в начале 50-х годов прошлого века. Еще тогда человечество встало на этот путь. Пионерами были такие известные ученые, как Клод Шеннон, Норберт Винер, Джордж фон Нейман, Алан Тьюринг. В Советском Союзе этими вещами занимались математики школы академика Колмогорова.

С 1960-х годов об информационном обществе начали говорить в Японии. Японцы считали, что у такого общества должна быть крепкая экономическая основа. Но не сырьевая. Уже тогда они делали ставку на тотальное проникновение компьютеров во все области жизни.

Параллельно появляются концепции цифрового общества и в США. А потом дискуссии захватили весь мир. От них человечество перешло и к делу – начала активно развиваться компьютерная техника.

Так что сегодня мы не в начале, а где-то в середине пути.

Беседовал Александр Столяров




Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться