Какие перспективы у вертолетного рынка России
Какие перспективы у вертолетного рынка России
Технологии
31.05.2018 14:00
отправить
Задать вопрос
по материалу
Новость дня
Как отследить цифровые тренды
Новость дня
Как продать технологию
Новость дня
Как построить успешный бренд
Новость дня
Комплектующие под ударом
Новость дня
Как создать гарантии для владельцев криптовалют
Новость дня
Почему технологический прогресс может привести к революции
Новость дня
Умные наночастицы помогут справиться с онкологией
Новость дня
Нейромаркетинг в действии
Новость дня
Гибридное пространство
Новость дня
Почему хакеры находят способы взломать криптобиржи
ещё...
 

Новые винтокрылые

Какие перспективы у вертолетного рынка России

Какие перспективы у вертолетного рынка России

Прошедшая в конце мая в Москве международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2018 продемонстрировала, что российские предприятия готовы разрабатывать новые образцы винтокрылых машин и беспилотников, а на внутреннем рынке РФ наконец-то начался период оживления. В то же время вертолетостроительная отрасль испытывает немало проблем, которые требуют решения.

От стабилизации к росту

HeliRussia 2018 прохошла в столице в 11 раз. В этом году в ней приняли участие 246 компаний, включая 49 зарубежных предприятий из 18 государств. В числе наиболее известных брендов — американские гиганты Robinson Helicopter и Bell Helicopter, франко-немецкий концерн Airbus Helicopters, британо-итальянская компания AgustaWestland.

Площадь экспозиции в 2018 году увеличилась на 9% – до 13 тысяч квадратных метров. В 2016 году, в период спада рынка, в Москву приезжали 44 иностранные компании из 15 государств. Уже в 2017 году HeliRussia собрала 50 зарубежных компаний из 21 страны. Но совокупное количество участников было несколько ниже, чем в 2018 году – 237 компаний.

Интерес к России последние полтора-два года подогревает положительная рыночная динамика. В прошлом году был зафиксирован 50-процентный рост продаж зарубежных вертолетов. Стабилизировался спрос на отечественную технику и вертолетные услуги. В нынешнем году АО «Вертолеты России» (ВР) собираются поставить заказчикам 220 машин. Это больше на 31 машину, чем в 2017 году.

Важным итогом деловой программы стал прогноз дальнейшего роста вертолетного рынка России. Согласно плану Минпромторга РФ, который является один из инициаторов HeliRussia, доля российского рынка в мировом вертолетостроении должна увеличиться до 19,4% (сейчас — 12,9%) в ближайшей перспективе.

Основным потребителем будет гражданский сектор, прежде всего — нефтегазовые корпорации, добывающие компании, МЧС, Минздрав. Доля продукции военного назначения будет падать. Так в 2018 году в рамках Гособоронзаказа поставят Минобороны 60 машин (-10 единиц к 2017 году).

Как отметили эксперты, темпы роста рынка будут зависеть главным образом от состояния нефтяного сектора и интенсивности освоения арктических пространств.

На замену западной технике

Участники выставки ожидают увеличения поставок в Россию и за рубеж легкой техники — коммерческих, пассажирских и медицинских машин, способных перевозить грузы и людей на расстояния в пределах 200-700 км. Лидерами в этом сегменте являются западные компании. На выставке они представили внушительную линейку техники.

Российские компании продемонстрировали, что намерены составить конкуренцию зарубежным, причем не только на внутреннем, но и на международном рынке. На HeliRussia 2018 можно было увидеть модели легких вертолетов VRT500, «Ансат», «Касатка 505», «Микрон», модернизированные версии Ми-171 и Ми-8, Ми-2. Тем не менее, невольно бросается в глаза слабая представленность отечественных машин.

Новая легкая вертолетная техника РФ только начинает покорять рынок. Например, набирает популярность вертолет «Ансат», а планы на VRT500 предусматривают продажу сотен машин. Холдинг ВР рассчитывает с помощью поставок VRT500 занять 15% мирового рынка винтокрылых машин до двух тонн.

Капитаны отрасли сошлись на мнении, что линейка холдинга действительно востребована в РФ и в зарубежных странах благодаря соотношению цены и качества. Однако объективным препятствием для производства и продвижения отечественных машин является зависимость от западных агрегатов и комплектующих. Вертолетостроение России испытывает нехватку отечественных двигателей и различного оборудования.

Например, «Ансат» оснащен газотурбинным двигателем РW-207K североамериканской корпорации Pratt & Whitney. С большой вероятностью на этой же силовой установке будет летать новейший VRT500. С 2000-х годов Россия является активным покупателем продукции «Мотор-Сич» (Украина), Pratt & Whitney, Rolls Royce, Turbomeca.

События 2014 года внесли определенные коррективы в политику Минпромторга и авиационных компаний. Однако избавиться от внешней зависимости достаточно сложно. Не секрет, что разработка двигателя занимает от 5 до 10 лет и требует достаточно большого потенциального рынка сбыта, чтобы выйти потом на окупаемость. Для российских производителей вертолетов проще приобретать силовые установки за рубежом.

Сегодня большие надежды российские специалисты и участники рынка возлагают на семейство двигателей ВК-2500П (ПС), которое позволит эксплуатировать вертолетную технику в экстремальных климатических условиях. Однако детище «ОДК-Климов» не предназначено для вертолетов легкого класса. Скорее всего, потребность отечественных легких машин будет удовлетворена после начала поставок менее мощных двигателей ВК-800В.

Автор: Александр Кочан

Смотрите также:


Воздушные перспективы
Может ли Россия ликвидировать зависимость от зарубежной авиатехники
17.08.2018 17:34
Как продать технологию
Почему стартапы не всегда достигают коммерческого успеха
15.08.2018 17:31