Эксперты ВШЭ зафиксировали значительный рост интернетизации российских домохозяйств
Эксперты ВШЭ зафиксировали значительный рост интернетизации российских домохозяйств
Наука и технологии
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Россия на пути к цифровому лидерству. Часть 1

Эксперты ВШЭ зафиксировали значительный рост интернетизации российских домохозяйств

Интернет плотно вошел в нашу жизнь. Многим уже сложно представить себе существование без всемирной паутины. Но сама эта технология в масштабах истории очень молода: в нынешнем своем виде она появилась только в 1991 году.

Тем удивительнее наблюдать, как быстро интернет захватывает мир. Россию он уже практически захватил - это подтверждают данные, опубликованные Высшей школой экономики в кратком статистическом сборнике «Цифровая экономика».

Так, по данным, указанным в сборнике, когда-либо в России пользовались интернетом 80.8% населения (в 2016 году). Для сравнения, всего за 6 лет до этого, в 2010, лишь 49.3% людей были «онлайн». На постоянной же основе интернетом сейчас пользуется больше половины населения – 57.7%.

При чем, по мнению ключевого автора в команде статсборника Гульнары Абдрахмановой, такие цифры – еще не предел: «Резерв роста не исчерпан: в возрастной группе 55–64 лет доля пользователей сети не превышает 58%, 65–72 лет – 33%; в 16 субъектах РФ (среди них республики Марий Эл, Алтай, Владимирская, Вологодская, Курганская, Калужская, Орловская, Пензенская, Сахалинская области) в которых проживает 10% населения страны, интернет не использует более четверти взрослого населения».

Среди факторов такого активного роста использования всемирной сети первым авторы сборника называют мобильный интернет. В 2016 году, 44.7% от населения страны в возрасте 15–72 лет выходили в сеть со смартфонов. Однако, по этому показателю Россия только восьмая. В Великобритании, например, 77% граждан используют телефон для интернета.

Больше всего, конечно, интернетом пользуются молодые люди: 88.9% населения в возрасте 15–24 года находятся в сети каждый или почти каждый день. Для сравнения, аналогичный показатель для людей возраста 65-72 лет составляет 9.8%.

Общение россиян через интернет чаще всего проходит в социальных сетях – 76% пользователей всемирной паутины используют ее для этих целей. По показателю вовлеченности в соцсети Россия даже попала на второе место – только японцы заходят туда еще чаще (88%). А вот через популярную в Европе электронную почту (93% интернет-пользователей Германии используют ее для коммуникации) в России общаются не так часто – только 42% людей выстраивают свою связь через нее.

Ситуация в бизнес-сфере заметно отличается от таковой в частном секторе. Если для обычного населения явно характерен рост вовлеченности в цифровую реальность, то у предпринимателей все стабильно.

«С 2013 г. доля организаций предпринимательского сектора, использующих широкополосный интернет, практически не меняется, оставаясь на уровне 80–81%, – объяснила «Умной стране» Гульнара Абдрахманова. - Такая динамика позволяет предположить, что уровень распространения базовой технологии цифровизации бизнеса – доступа к интернету в ближайшем будущем существенно не изменится. Развитие сетевых технологий будет связано с ростом скоростных характеристик доступа (в 2016 г. 25.6% организаций предпринимательского сектора имело максимальную скорость доступа к интернету выше 30 Мбит/с), внедрением в бизнес-практики мобильного интернета (в 2016 г. широкополосный мобильный интернет использовало 45% организаций), облачных сервисов (20.5%)».

Рост, конечно, есть и в сфере бизнеса. Однако по многим показателям Россия до сих пор сильно отстает от развитых стран. Например, по данным сборника только 43% от всех российских компаний имеют собственный сайт. По мнению Гульнары Абдрахмановой, причина этого кроется в экономических факторах: «Можно предположить, что основная причина – экономия средств. По данным статистики, в компаниях с численностью работников более 500 человек веб-сайт имеют около 80%, от 50 до 500 – 64%. По организациям с численностью занятых менее 50 человек доля владельцев веб-сайтов не превышает 37%. Для небольших предприятий затраты на создание, обновление ведение контента достаточно ощутимы. Но, несмотря на то, что организации не создают свои сайты, для продвижения результатов своей деятельности они возможно используют социальные сети (Facebook, ВКонтакте и т.п.)».

То есть говорить о низком уровне проникновения интернета не приходится. Это подтверждают и данные статистики: с 2010 по 2016 год почти в пять раз вырос трафик фиксированного интернета и более чем в 15 – мобильного.

По данным статистического сборника Высшей школы экономики можно сделать вывод, что для населения России рост использования интернета за поседение годы очень заметен. В случае с бизнесом увеличение показателей совсем невелико, однако там доля вовлеченности в цифровую реальность была достаточно высокой и несколько лет назад. При этом никаких видимых ограничений для дальнейшего роста нет.


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться