Футуролог Константин Фрумкин о цифровых двойниках человека, нейронете и будущем блокчейн
Футуролог Константин Фрумкин о цифровых двойниках человека, нейронете и будущем блокчейн
Люди
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Станет ли искусственный интеллект разочарованием XXI века

Футуролог Константин Фрумкин о цифровых двойниках человека, нейронете и будущем блокчейн

Мир охвачен идеями о цифровых преобразованиях. Эксперты утверждают, что компьютерные технологии позволят человечеству перейти на новую ступень – к «Обществу 5.0». Физическое и киберпространство станут единым целым. О том, насколько подобные прогнозы близки  к реальности «Умная страна» поговорила с писателем, футурологом Константином Фрумкиным.

фрумкин 2.jpg

Константин Фрумкин, писатель, футуролог, координатор Ассоциации футурологов России

Сейчас много говорят об искусственном интеллекте. Какое будущее у этой технологии?

Возможности искусственного интеллекта сильно преувеличены. Наступает эпоха окончания хайпа вокруг него. Еще в 50-60-е годы люди начали свято верить в силу компьютеров. Однако к концу 60-х годов – началу 70-х пришло разочарование. Как выяснилось, искусственный интеллект может многое, но не все.

В нашу эпоху случился большой прорыв. Появились новые компьютеры огромной мощности, не программируемые, а обучаемые. Они решают многие задачи, например, умеют распознавать лица, могут выписывать рецепты вместо врачей на основании симптоматики, способны анализировать поведение потребителей. Правда, мы не видим здесь еще выдающихся успехов, но в будущем их вполне можно ожидать. Современные компьютеры работают с большими базами неструктурированных данных, заменяют водителей. Но полностью человека заменить они пока не способны. Я думаю, в ближайший год мы увидим некоторое разочарование в них.

Весной беспилотный автомобиль Uber сбил человека в США. Несет ли искусственный интеллект риски для человечества?

Что касается ДТП с беспилотником Uber, идеальные, технически безопасные на сто процентов системы невозможны. Миллиарды лет даже эволюция не смогла выработать геном, способный реплицироваться без вредных мутаций. Техника тем более будет давать сбой.

Но вопрос не в этом. Беспилотный транспорт способен стать в будущем безопаснее автомобилей, управляемых человеком. Пройдет какое-то количество лет, беспилотные автомобили, я уверен, смогут уменьшить число жертв ДТП.

Люди начали размышлять об этических принципах для искусственного интеллекта еще в 40-е гг. Американский фантаст Айзек Азимов даже сформулировал своеобразный этический кодекс для роботов - «Три  закона роботехники». Можно ли будет запрограммировать для искусственного интеллекта решения этических вопросов?

Этическую систему придумать можно. Человечество любит разрабатывать всевозможные кодексы. Их пишут в большом количестве.  

Проблема в том, что есть два типа компьютеров – программируемые и обучаемые. Придумать системные ограничения для программируемых компьютеров труда не составляет. А вот с обучаемыми ситуация несколько хуже. Мы никогда до конца не знаем, чему будет самообучаться такая система. Программисты запускают процесс, задают критерии эффективности. Система следует им. Но к чему она в результате придет? Это не всегда контролируемый процесс.

Думаю, в будущем из-за этого случится много разных коллизий. Самообучаемые системы иногда будут вести себя странно. Людям придется размышлять, были ли какие-то действия роботов ошибками или, наоборот, эффективными решениями.

Когда система причиняет очевидный вред, ее надо выключить. Это понятно. Но вот когда такая система делает нечто подозрительное, но может быть верное, что тогда делать? Останавливать ее или дать возможность работать?

В любом случае возможные коллизии, неприятности - не причина для остановки технического прогресса.

Через сколько времени появятся настолько умные роботы, что люди будут спорить, обладают ли они сознанием или нет? Реально ли это?

Может ли человек принять робота за существо, обладающее сознанием? Почему нет. Обмануть человека не так уж и трудно. И человек часто сам хочет обмануться. Он склонен одушевлять весь окружающий мир, все, что ему нравится.

Другой вопрос, можно ли создать хорошую иллюзию осознанного поведения? Ответ: да, можно. Но иллюзия есть иллюзия.

Наконец, ключевой вопрос, будет ли робот обладать мышлением и интеллектом сопоставимым с интеллектом человека. В обозримом будущем точно нет. Могу отослать к недавнему интервью известного западного футуролога Кевина Келли. Он объясняет, что есть разные типы интеллектуальных операций. В одних роботы здорово разбираются. Другие доступны только человеку. Например, роботу, чтобы отличать собак от кошек, надо миллионы фотографий собак и кошек, а ребенку достаточно пяти. Робот с большим трудом переносит решение задач одного типа на задачи другого типа. Человеку аналогии даются проще.

Может ли все-таки в перспективе у роботов появиться что-то близкое к сознанию?

Ясного ответа здесь нет, так как пока не создана внятная теория, почему человек обладает сознанием. Почему сознание подключено именно к мозгу человека? Может быть, потому, что он слишком сложный, а может дело в его химическом составе.

Поскольку мы не знаем, почему какой-либо материальный носитель, к примеру, тот же человеческий мозг, содержит сознание, мы не знаем, сможем ли в будущем создать другой такой же носитель.

В новом тысячелетии будущее из футуристических прогнозов начало становиться реальностью. В 20 веке в период «космической эры» ученые могли только мечтать о колонизации Марса. А сегодня такой проект благодаря Илону Маску уже есть.Как вы относитесь к идее создания колонии на Марсе? Реально ли это в ближайшем  будущем?

Илон Маск – это предприниматель. Его бизнес строится на энтузиазме американцев и правительства Соединенных Штатов по поводу космической экспансии. В строго рыночном смысле бизнес Илона Маска не окупаем. Но он получает субсидии от правительства США.

Его идеи – это пиар и способ мотивации общества. Маск хочет, чтобы каждый поднял глаза к небу и начал думать о Марсе. Но пока технических и экономических возможностей для колонизации Марса у человечества нет. Главной проблемой остается незащищенность людей от радиации.

Какие технологии станут революционными в 21 веке? И каким будет окружающий мир, когда человечество научится использовать их?

Знаете, у меня есть опасения, что мы стоим на пороге сильного разочарования. Разочарования аналогичного тому, что я лично и мои ровесники пережили в конце 20-го века. Весь 20 век люди ждали выдающихся успехов от космической экспансии. Но она оказалась чрезвычайно медленной.

Сегодня много надежд на биотехнологическую революцию, на искусственный интеллект, на 3D-принтеры и на искусственную еду. Но разговоры о великих революциях идут уже 10-15 лет, а впечатляющих сдвигов пока нет.

Пожалуй, дальше всего продвинулась технология нейросетей – создания структур, работающих по аналогии с логикой человеческого мозга. Биотехнологии – это область сплошных авансов. Да, есть несколько важных прорывов. Среди них я бы выделил технологию вирусов-транспортеров. Она позволяет вставлять дополнительные гены в человеческий геном. Это орудие генетического изменения человека, но как и когда оно будет использовано, пока сказать сложно.

Важнейшие проекты есть только в сфере информационных технологий. Но биотехнологии круче. Это изменение человеческой природы.

Могут ли помочь информационные технологии развитию биотехнологий, вот вопрос. Возможно, в будущем компьютеры позволят сделать биотехнологиям мощный рывок вперед.

Перспективны 3D-принтеры. Раньше слышны были заявления, что это революция в промышленности. Но мы видим, прошло время и появилось понимание, что это очень специфичная технология. Самое большое, что мы от нее видели, это то, как в Подмосковье начали печатать на 3D-принтере дом. Пока такую технологию можно где-то успешно применять, правда, далеко не везде.

И наконец, искусственная еда. Некоторые люди пробовали искусственный гамбургер. Но все же эта технология пока больше в головах у исследователей.

Одна из главных технологий современности – это интернет. Если бы вы внезапно перенеслись на 20-30 лет назад в прошлое, как бы вы объяснили людям, что такое интернет?

Объяснять ничего бы не пришлось. У людей уже были представления о такой технологии. Академик Андрей Сахаров в 1974 году говорил о глобальной информационной системе. Она, по его мнению, сделала бы для людей доступным содержание любой книги и всей культуры.   

 Что должна сделать Россия, чтобы не оказаться на задворках технологического прогресса?

Крупные компании должны уже сегодня меньше зависеть от госбюджета и госзаказа. Они тогда будут больше расположены к внедрению инноваций и покупке стартапов.

Сегодня, к сожалению, все наоборот. Существует мир крупных корпораций. И где-то отдельно есть мир стартапов. Первый большой, второй маленький.

На Западе все  не так. Там создают стартапы в надежде, что их купят Google, Facebook или кто-то еще.

Одно из самых популярных новых слов в деловой прессе – это блокчейн. Разработки, связанные с внедрением блокчейн, есть в абсолютно разных сферах – от финансов и юридической отрасли до электроэнергетики и земельного кадастра. Какое будущее у этой технологии?

Блокчейн – идеальная технология для работы с ценной информацией, требующей защиты от воровства. Например, с безналичными деньгами.

А вот переводить обычную информацию на блокчейн, на мой взгляд, не надо. Централизованные реестры справляются с хранением данных гораздо быстрее и лучше. К примеру, банку как централизованному институту, если он не хочет устраняться из системы расчета, нет смысла внедрять блокчейн.   

Блокчейн будет пытаться обойти финансовые институты с флангов. Криптовалюта станет системой, дающей возможность работать с нетрадиционными активами. К примеру, с токенами.

Большой популярностью сегодня пользуется так называемая «теория сингулярности». Исследователи приводят разные даты, но все сходятся в том, что скоро произойдет резкий технологический скачок. Он будет недоступным пониманию человечества. Как люди могут адаптироваться к технологической сингулярности в будущем?

Им придется перестраиваться. Но я хотел бы вас успокоить. Чем ближе предсказанные сроки начала технологической сингулярности – по мнению разных исследователей это 2025-35 годы – тем больше сомнений, что они верны. Есть сомнения в правильности концепции. По-видимому, технологическая сингулярность наступит не так скоро, как некоторые думали.

Американский футуролог Митио Каку предрекает человечеству физическое и цифровое бессмертие. По его мнению, люди уже к 2100 году научаться передавать эмоции и воспоминания через Сеть. Интернет станет нейронетом. Как изменятся после этого отношения между людьми?

Я считаю идею цифрового бессмертия ложной. Повторюсь, мы не знаем природы связи человеческого сознания с мозгом. Следовательно, если мы скопируем человеческую личность на компьютер, не факт, что такая копия будет обладать сознанием. Это может оказаться мертвой копией, и она не будет осознавать собственного существования. То есть будет создан лишь цифровой двойник человека, но не сама человеческая личность.

Что касается передачи эмоций через Сеть. Уже сегодня человечество думает о чипизации нервной системы. Я уверен, через 20-30 лет передача эмоций через Сеть станет возможной.

Интервью взял: Александр Столяров




Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться