Какие перспективы у России в сфере альтернативной энергетики
Какие перспективы у России в сфере альтернативной энергетики
События
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Технология будущего или утопия

Какие перспективы у России в сфере альтернативной энергетики

Минэнерго России решило продлить программу поддержки «зеленой» энергетики после 2024 года. На новую программу могут направить 405 млрд рублей. Тем не менее, по мнению экспертов, России нужно прилагать больше усилий, чтобы не отставать в этой сфере от зарубежных стран и быть готовой к истощению нефтяных запасов.

Когда закончится нефть

Экономика России растет вместе с ценами на нефть. Любые колебания на нефтяном рынке влияют на котировки рубля и динамику экономического роста. Эксперты утешают, к 2019 году цены на баррель нефти могут достигнуть 100 долларов. Однако, что будет через десять или двадцать лет?

Министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской еще в 2016 году заявил, что разведанных в стране запасов нефти хватит всего на 28 лет.

Ровно год назад на встрече с Президентом России Владимиром Путиным, Сергей Донской подтвердил, что почти все запасы нефти включены в добычу. Не включенными остались лишь 6%. 

Мнение главы природного ведомства России диссонирует с позицией экспертов из ФГУП «Росгеолэкспертиза». Они утверждают, что нефть — ресурс возобновляемый. Если имеющиеся отечественные месторождения оставить в покое лет на десять, то они станут приносить еще большее количество нефти.

Быть может, оно и так. Но кто оставит в покое нефтяные скважины в обстоятельствах постоянного пребывания нашей страны на «ресурсной» игле? Вопрос риторический.

Двадцать восемь лет – неплохой срок. Но пролетят они быстро. И пока еще мы не оказались в совершенно «иное ресурсном измерении», все чаще звучат голоса о необходимости всестороннего развития альтернативной энергетики.

Что такое ВИЭ?

Аббревиатура «ВИЭ» расшифровывается как «возобновляемые источники энергии». Это ветер, солнце и водные потоки, энергию которых человечество не первое столетие пытается поставить себе на службу.

Константа природных стихий выглядит куда более убедительной, чем сомнительная «неисчерпаемость» нефти и газа, которыми пока еще богата наша страна.

Экологическая безупречность и возобновляемость делают ВИЭ привлекательными, стратегически важными сферами субсидирования не только в России, но и за рубежом, где альтернативная энергетика является трендом международного масштаба.

В этой связи каждое сообщение о том, какой прорыв по части ВИЭ совершен в нашей стране, дает надежду на улучшение непростой экологической ситуации. А еще рисует призрачные абрисы «запасного энергетического аэродрома», где успешно «заземлится» РФ, когда настанет «час Х», и последняя капля нефти падет в бочку, у которой, казалось, нет дна.

Приятные новости частят. В 2017 году в Республике Алтай была открыта солнечная электростанция. При ее строительстве была использована технология, за которую российский ученый Жорес Алферов 18 лет назад получил Нобелевскую премию.

Руководство этого российского региона полагает, что уже в следующем, 2019 году, размах потребляемой солнечной энергии на Алтае пробьет отметку в 90 МВт, что на целых 2/3 закроет потребности республики. Что означает это на практике?

«Как минимум, снижение тарифов на коммунальные услуги», – оптимистично говорят в правительстве Республики Алтай.

«Прорыв в ветроэнергетике!»

Эти слова не раз прозвучали на форуме «Ветроэнергетика-2018», прошедшем в середине мая в «столице российской ветроэнергетики» — Ульяновске. Такой статус город получил с «легкой руки» Анатолия Чубайса, который посетил столицу Ульяновской области в сентябре прошлого года, анонсировав создание нового промышленного кластера по производству ветрооборудования.

Председатель правления УК «Роснано» отметил, что в последние годы в Ульяновске была проведена значительная работа в избранном направлении приоритетного развития — ветровом сегменте альтернативной энергетики.

Немногим раньше, 24 ноября 2017 года, на V Международном форуме по энергоэффективности, в присутствии главы российского энергетического ведомства Александра Новака и губернатора Ульяновской области Сергея Морозова, было подписано соглашение о сотрудничестве.

В нем отмечено, что первым совместным проектом является ветропарк, мощность которого составила 35 МВт. И это притом, что общий потенциал ВЭС по стране еще в 2008 году не превышал 16,5 МВт.

Соинвестором проекта выступила финская государственная копорация «Fortum», около 10 лет назад приобретшая долю в РАО «ЕЭС России».

Еще год назад пресс-служба «Роснано» сообщала, что в тандеме с поставщиком электроэнергии «Фортум» будет создан инвестиционный фонд. Его объем составил 30 миллиардов рублей. Как было заявлено, эти средства направят на возведение ветропарков на территории РФ, а также инвестируют в венчурные проекты по возобновляемой энергетике.

Введение второй очереди ветропарка в Ульяновской области, мощность которого достигнет 300 МВт, ожидается уже в 2018 году, заявил в марте Анатолий Чубайс.

На форуме, в присутствии более двухсот представителей отрасли из разных уголков России, резидентов различных энергетических корпораций и научно-исследовательских организаций, а также не оставшихся безучастными представителей муниципальной, региональной и даже федеральной власти, Анатолий Чубайс также сообщил:

— К 2035 году доля возобновляемых источников энергии в России должна составить от 5 до 8 % установленной мощности энергосистемы.

То есть, примерно, 15-20 ГВт. При таком размахе, считает глава «Роснано», можно не только сформировать полноценный внутренний рынок, но и обеспечить достаточный экспортный потенциал.

Анатолий Чубайс также отметил, что пытаться опередить Европу, где собираются с помощью ВИЭ вырабатывать 20% от общего объема электроэнергии уже через год, Россия, имеющая очевидные исторические преимущества в виде природных энергоносителей, вовсе не обязана. Возникает, правда, вопрос: «Действительно ли не стоит «играть в догонялки» с ЕС, если запасы нефти могут закончиться уже через четверть века?»   

За и против: что думают эксперты

Действительно ли вращение ветряных мельниц стало настолько энергично, что даже Сервантес, пиши он «Дона Кихота» сегодня, а не четыре с лишним века назад, поостерегся бы посылать к ним хитроумного идальго?

Интересное исследование в авторитетном британском еженедельнике «The Spectator» опубликовал эксперт Мэтт Ридли. Кто-кто, а британские налогоплательщики считать деньги умеют. Автор полагает, что ветроэнергетика вовсе не является экологичной, и мир, интенсивно дотирующий данную отрасль, кидает деньги на ветер не в переносном, а в прямом смысле слова.

Британского исследователя утомили пафосные заявления властей о том, что целых 54 ГВт чистейшей и возобновляемой энергии ветра было поставлено на всемирный рынок в 2016-м.

Проанализировав размер дотаций на развитие мировой ветроэнергетики, сравнив их с получаемым профитом, автор сделал неожиданное заявление, нанесшее серьезный репутационный удар по всей «зеленой отрасли».

В общемировом потреблении объем ВИЭ составляет вовсе не 14, не 10 и даже не 5%. Тандем ветра и солнечных батарей покрывает сегодня менее 1% общемировых нужд, при этом на долю ветроэнергетики приходится всего 0,46%.

Как сообщает Мэтт Ридли, несусветная цифра о 14% «чистой энергии» в мире, добывающейся из возобновляемых («ветро-солнце-приливных») источников, мягко говоря, сильно преувеличена.

Ветроэнергетическое лобби под возобновляемыми источниками энергии понимает, в том числе, например, дрова, которые все еще разжигают малообеспеченные люди для приготовления пищи в беднейших странах мира.

По уверению Мэтта Ридли, традиционная биомасса, которая и без «ветропарков» доступна нищим людям в различных уголках Земли, составляет 75% от заявленного на мировом уровне «полезного коэффициента» ВИЭ.

Между тем, генеральный директор научно-исследовательского центра «ВИНДЭК» Сергей Грибков не согласен с выводами британца.

­«Альтернативные источники энергии – перспективная сфера. На удаленных территориях, где у нас проживает более 5 млн человек, выгодно развивать возобновляемые источники энергии. Прежде всего, я имею в виду, солнечную энергетику», – отметил эксперт.

По его словам, развитие возобновляемых источников энергии в России требует серьезного финансирования.

«Пока, к сожалению, больше используются старые, еще советские, разработки», – сказал Сергей Грибков.

В стране, однако, есть ряд интересных проектов в области солнечной и ветроэнергетики, добавил ученый. «В регионах создаются «ветропарки» – мощные станции, работающие на основе энергии ветра. Эти проекты поддерживают такие крупные структуры, как «Роснано», – заключил он.

Главный специалист Российского энергетического агентства Евгений Панцхава считает, что Россия отстала от Европы в сфере развития альтернативных источников энергии на десятилетия.

«Экономика страны сильно завязана на добыче нефти и газа. И новые направления – биоэнергетика, ветроэнергетика – практически у нас не развиваются», – считает эксперт.

По его мнению, доля альтернативных источников энергии по отношению к традиционным будет только расти. «Данный рынок является очень перспективным. России надо начать уделять ему пристальное внимание», – заключил Евгений Панцхава.

Авторы: Андрей Карелин, Александр Столяров



Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться