Как фантазии российских разработчиков транспорта нового поколения воплощаются в технологиях
Как фантазии российских разработчиков транспорта нового поколения воплощаются в технологиях
Наука и технологии
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Трамвай желания

Как фантазии российских разработчиков транспорта нового поколения воплощаются в технологиях

Многие жители российских городов представляют трамвай как устаревший транспорт. Дребежжащие вагоны, холодный салон, медленная скорость… В итоге, люди не понимают и не поддерживают мэрию своих городов, которая закупает новые трамвайные вагоны вместо того чтобы вообще убрать этот «неэффективный транспорт» и расширить автомобильные дороги.

Однако во всем мире сейчас происходит трамвайное «возрождение». Движение глобальное – от Нью Йорка до Шанхая строятся новые трамвайные системы и модернизируются старые. Россия, хоть и с отставанием, тоже вступает в эту эпоху.

Но построить рельсы – это только половина дела, особенно если учитывать, что во многих случаях достаточно просто не убирать их. Ведь по этим путям должен ездить трамвай. Причём современный, бесшумный, удобный для пассажиров. И, опять же, мало кто верит, что их могут производить в России.

Между тем, в стране трамвайная отрасль активно развивается. В России сейчас есть два производителя трамваев: Усть-Катаевский вагоностроительный завод и Уралвагонзавод (само производство под этой маркой происходит на заводе «Уралтрансмаш»). При чем, первые имеют очень большую долю рынка, захватив его количеством выпускаемых трамваев. А УВЗ, напротив, пытается «брать» качеством собственной продукции.

Именно Уралвагонзавод постоянно внедряет инновации, которые делают их трамваи не только красивыми, но и конкурентными в функциональном плане - новые вагоны ничем не уступают западным аналогам. При чем, делают их полностью в России: все, из чего собирают готовый транспорт, так же произведено на предприятиях УВЗ.

Низкие полы – первый признак современного трамвая. По ним понятно, что производитель думает о пассажирах, которым может быть тяжело забираться на высокую ступеньку. Уралтрансмаш первым в России начал производить полностью низкопольные трамваи (модель УВЗ 71-409-01).

Одной из основных особенностей модели 71-409-01 является возможность движения без контактной сети, благодаря чему транспортное средство может, например, освободить перекресток при отключении электроэнергии. Еще одной отличительной чертой этого трамвая стала конструкция тележки, выполненной без колесных осей. Такое решение позволило разработчикам сделать вагон низкопольным по всей длине пассажирского салона, что увеличивает скорость посадки-высадки и повышает комфорт проезда для людей с ограниченными физическими возможностями и пассажиров с детьми. Салон, оборудованный 42 местами для сидения, достаточно вместителен – при плотности восемь человек на квадратный метр трамвай может перевозить до 205 пассажиров. При этом транспортное средство может развивать скорость до 75 км/ч.

Но не все города могут позволить себе полностью обновить инфраструктуру, чтобы обеспечить работу трамваев с низкими полами. Поэтому в УВЗ придумали недорогую систему, которая подойдет любому российскому (да и не только российскому) городу. В модели 71-407 низкий пол сделан только в одной трети вагона – посередине. Получается, что в трамвай могут без проблем войти пассажиры с ограниченными возможностями, но при этом остальной вагон сделан на привычной высоте. Идея кажется простой, но до Уралвагонзавода никто такого не делал.

Но инновации в российском вагоностроении не заканчиваются внешним видом вагонов и их техническими особенностями. В новых трамваях внедряются современные технологии, создающие комфорт пассажирам и удобство машинисту.

Можно вспомнить огромные печки под сидениями, которые жарят зимой и летом. При чем, в первом случае они греют недостаточно, а во втором – наоборот не нужны вовсе. Эти системы уходят в прошлое. Новые трамваи обеспечиваются современными системами климат-контроля с отоплением и кондиционированием.

Кроме такой важной для российского климата вещи как кондиционер, в новых трамваях появляются и другие функции, обеспечивающие комфорт пассажира. В первую очередь - простор в вагоне. Расположив сидения более рационально, производитель дает пассажирам больше места, чтобы и сидящим, и стоящим было достаточно удобно.

Также инженеры стали задумываться об уровне освещения в салоне. Для этого было реализовано две простые вещи: большие окна и светодиодные лампы. Днем солнечный свет, благодаря увеличенным окнам, дает достаточно света. Вечером солнца нет, а обычных ламп недостаточно для нормального уровня освещения. Поэтому было решено сделать светодиоды, которые дают яркий свет и очень долго служат.

Кроме комфорта пассажиров в современных трамваях необходимо думать и о безопасности. По российским ГОСТам для трамвая необходимы только зеркала заднего вида. Но машинисту сложно увидеть через них весь состав, особенно если он состоит из нескольких вагонов. Поэтому в современных трамваях устанавливают видеонаблюдение. Его делают и в вагоне, и снаружи, что обеспечивает возможность машинисту следить за всем происходящим на дороге и в салоне.

Заглядывал Уралвагонзавод и в будущее. В 2014 году компания показала концепт трамвая R1. Журналисты сразу же прозвали его «Айфоном на колесах». Современный дизайн, отмеченный многими иностранными критиками и высший уровень комфорта для пассажиров – вот то, чем запомнился этот прототип всем, кто его увидел.

Конечно, концепт – это фантазия, а не серийная модель. Но для реализации фантазий нужны технологии – и они у Уралвагонзавода есть. Главное, чтобы энтузиазм разработчиков оценили и в администрациях российских городов. Ведь современный трамвай быстрее, экологичнее и дешевле в обслуживании любого автобуса и, тем более, маршрутки.


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться