Уже в ближайшем будущем ни одна сфера экономики в мире не будет развиваться без цифровых технологий.
Уже в ближайшем будущем ни одна сфера экономики в мире не будет развиваться без цифровых технологий.
Education hub
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Юлия Горячкина: Сегодня IT входит в код многих профессий

Уже в ближайшем будущем ни одна сфера экономики в мире не будет развиваться без цифровых технологий.

Директор направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Юлия Горячкина рассказала управляющему партнеру Smart Country Education Hub Елене Антоновой о компетенциях и кадрах, которые нужны для цифровой экономики, как можно получить специальности, которые будут востребованы в цифровом мире, а также об инновационных технологиях обучения.

 

Тренды подготовки кадров для цифровой экономики

— Юлия, какие ключевые тренды в сфере подготовки кадров для цифровой экономики на ближайшие 5 лет вы наблюдаете?

— Если мы говорим про тренды подготовки кадров для цифровой экономики, необходимо отметить, что с 2024 года трансформируется модальность подготовки ИТ специалистов. Вся Россия — на пороге вступления в новую эпоху, которую мы называем «Экономика данных». Виссарион Григорьевич Белинский говорил, что «хорошая библиотека — величайшее сокровище», данные сегодня — такое сокровище, основная ценность. Учиться с ними грамотно взаимодействовать, обрабатывать, хранить и принимать решение на их основе — вызов в том числе и для системы образования. Все это сказывается на требованиях к образовательным организациям и к содержанию образовательных программ. Кроме того, весь образовательно-цифровой ландшафт, а также компании цифровой экономики, работают над тем, чтобы укрепить кадровый суверенитет страны в том числе в целях обеспечения ее технологического лидерства. Наличие квалифицированных специалистов в области работы с данными и применения технологий искусственного интеллекта становится сегодня критически важным для успешного функционирования и роста современного бизнеса. Так что первый тренд — это подготовка кадров для работы с искусственным интеллектом. На мой взгляд, здесь абсолютно полностью раскрыта палитра возможностей и для абитуриентов, и людей, которые хотят пройти переподготовку или повысить свою квалификацию. Сфера искусственного интеллекта с распростертыми объятиями сегодня принимает всех, вне зависимости от пола, возраста и склада ума.

Второй важный тренд — цифровая грамотность, кибербезопасность, обеспечение информационной безопасности. И повышающийся градус повестки импортозамещения еще больше форсировал и углубил этот тренд. Крупные иностранные вендоры ушли с российского рынка, перед страной стоят большие внешнеэкономические задачи, что отражаются на внутренней повестке. Современная экономика нуждается в специалистах по информационной безопасности. Эта тематика должна составлять основу скилл-сета современного ИТ-специалиста.

Стоит отметить, что в 12 приоритетных отраслях экономики сквозная компетенция — это ИТ. Айтишник — это человек, который умеет программировать и понимает, как работают алгоритмы. В каждой отрасли будет нужен человек, обладающий навыками программирования. И здесь, собственно, у современного гражданина есть развилка. Он может развиваться с точки зрения своей реализации в ИТ-направлении, или реализовывать себя в отрасли в традиционных профессиях, но с учетом повышения квалификации знаний в области ИТ. Этот выбор сейчас будет актуален для каждого из нас.

Третий тренд, о котором мы говорим испокон веков — постоянное обучение, совершенствование своих навыков. Даже если вы выпускник топового вуза с красным дипломом, магистратурой или аспирантурой, это не является гарантией вашей успешности. Открытость знаниям, расширение картины мира, гибкость в восприятии нового, а также инвестиции в своей развитие — вот секрет успешного успеха.

Таким образом, на мой взгляд сегодня в целом можно говорить о трансформации мира образования и мира технологий, особенно под влиянием искусственного интеллекта. Это открывает нам удивительный спектр возможностей. Будущее образования, построенное на основе ИИ, — это не только возможность оставаться молодыми, постоянно развиваться и учиться, но и шанс создать мир, где интеллект, креативность и человечность идут рука об руку в бесконечном стремлении к знаниям. Для этого нам действительно необходимо адаптироваться к этим внешним изменениям.

— Те тренды, которые вы перечислили, относятся к хардовым навыкам, то есть знанию фундаментальных основ: математики, программирования, информационной безопасности. Нужно ли себя прокачивать и с точки зрения гибких софтов?

— Безусловно. На наш взгляд, здесь однозначный тренд на развитие критического мышление. Внедрение искусственного интеллекта в современную реальность помогает нам обрабатывать большие объемы данных и делать выводы, но это может привести к тому, что мы будем полагаться на автоматические системы без понимания того, как они работают и какие данные используются на их обучения. При этом ИИ может использоваться и для манипуляции общественным мнением через соцсети и другие платформы. Распространение дезинформации и фейковых новостей — угроза безопасности современного мира. Развитие критического мышления — залог принятия осознанных решений на основе достоверной информации.

Второй тренд — это умение работать в команде. На наш взгляд, роль личности в истории сейчас несколько нивелировалась. Амбициозные и большие цели, которые стоят в том числе перед наших государством, достигаются большими командами в гармоничной и слаженной работе. Умение грамотно выстроить коммуникацию внутри такой команды для эффективной работы — вот красивый вызов для любого управленца. Так что прокачивать софты с точки зрения командообразования и работы в команде — необходимо.

И третий ключевой тренд в части софт-скилов — это адаптации к изменениям, гибкость мышления, любознательность, жажда чего-то нового. Мы смело должны идти в новое, будучи готовыми работать в режиме agile и постоянно меняющихся вводных - чтобы успеть за скоростью цифровой трансформации нашей реальности.

— Можете уточнить: гибкость для взрослого человека в этом контексте в чем проявляется?

Изменения происходят с поразительной скоростью, умение учиться и оставаться гибким становится жизненно важной компетенцией. Срок годности выработанных навыков и знаний постепенно сокращается, и то, что было актуальным вчера, может оказаться устаревшим уже завтра. Раньше наши бабушки и дедушки, родители приходили в вуз учиться и четко понимали, что после получения высшего образования они будут врачами, учителями, строителями — и точка. Изменить этот жизненный выбор было очень сложно. Сейчас, ситуация изменилась и за время своей карьеры специалист может сменить от 3-5 специальностей. Мы должны стремиться быть не только хранителями знаний, но и исследователями, готовыми открывать новое и адаптироваться к изменениям. В конце концов, тот, кто учится и развивается, всегда будет на шаг впереди.

При этом и сама система образования должна трансформироваться колоссальным образом. В том числе для формирования в школьниках любви к постоянному обучению.

— На мой взгляд, современное клиповое мышление молодежи и обилие цифровых сервисов, не способствует развитию этой компетенции.

— Если говорить про высшее образование, то, когда человек приходит в вуз, на выходе массив знаний, которые ему давали, может уже стать древностью. В итоге работодатель сталкивается с недоквалификацией молодых сотрудников, так как высшее образование не успевает за требованиями рынка. А значит, нам нужно всегда быть проактивными. Даже если вы сейчас абсолютно уверены в своем трудовом положении, строите карьеру, то вы однозначно должны инвестировать свой самый главный ресурс — время, в переобучение и развитие. Это как минимум расширит вашу картину мира, и вы будете видеть для себя и своей семьи новые возможности. Прокрастинация и блуждание в сети, потакание тренду клипового мышления, бесконечное потребление информационного контента, как фаст-фуда, быстрый дофамин — приведет вас в никуда.

Обилие информации сейчас просто поражает воображение, поэтому моя рекомендация для людей в любом возрасте: идите в подмастерья. Помните, как в «Звёздных войнах» есть джедаи, а есть падаваны. Вот и сейчас в любой отрасли нужно находить авторитет, настоящего специалиста, любящего свое ремесло, и получать от него те знания, которые он применяет в бизнесе. Тогда у вас будет возможность сократить процесс переподготовки и получить нужную информацию и компетенции. А людям серебряного возраста вполне можно обратиться и к молодым ребятам, а также детям, внукам и племянникам.

Так что сегодня важно быстро учиться, быстро меняться, адекватно реагировать на современную цифровую реальность, не забывать о критическом мышлении, чтобы не терять время на недобросовестных образовательных провайдеров. Важно идти по верифицированным государством образовательным траекториям и курсам.

 

Траектория переподготовки

— Есть ли сегодня какие-то сервисы, которые помогают человека ориентироваться в образовательных ресурсах, провайдерах, которые помогут понять можно ли доверять курсам, спикерам?

— Я думаю, что этот вопрос будет решён в новом нацпроекте «Экономика данных и цифровая трансформация государства». Он будет действовать с 2025 по 2030 годы, и в него будут интегрированы возможности для переобучения и обучения граждан, в том числе, широких слоев населения. Мы принимали активное участие в разработке этого нацпроекта. Также же и АНО «Цифровая экономика» на своем портале в ближайшее время представит карту образовательных сервисов крупнейших ИТ компаний с удобным классификатором для любых самых изощренных запросов.

— Можно рассказать об этом подробнее?

— Мне бы не хотелось спойлерить, но некоторые моменты могу прокомментировать. Например, если вы родитель и в контуре вашего внимания есть подросток в возрасте 13-14-лет, то для него уже доступны бесплатные курсы по программированию «Код будущего». Это инициатива Минцифры России и к ней можно подключиться на Госуслугах. То есть у каждого ребенка этого возраста есть уникальная возможность пройти курсы переобучения по языкам программирования у верифицированных провайдеров. Бизнес проходит через серьезные государственные и экспертные жернова, чтобы получить доступ к предоставлению такой услуги, плюс она должна соответствовать четким критериям.

Раньше была очень красивая инициатива: «Цифровые профессии». Она была создана для того, чтобы переобучать широкие слои населения, в том числе людей, которые оказались в сложных условиях. Это женщины, которые находятся в декрете, люди, стоящие на бирже труда и пр. В рамках этой программы у них была возможность бесплатно или на условии софинансирования пройти переобучение.

Но, и это очень важный момент, сейчас рынку требуется не просто специалист, который прошел какие-то курсы в течение определенного количества часов, сейчас нужны специалисты, которые обладают более глубокими знаниями. В ИТ-парадигме это специалист middle-уровня — практикоориентированный человек, который уже реализовал несколько проектов. Далее идет senior, который уже является управленцем. По последним данным HeadHunter, 50% вакансий, представленных на платформе, это люди уровня middle и senior. В новом нацпроекте будет представлено ряд инициатив и для проверки уровня своих компетенций, и для квантового скачка на уровень middle и выше.

Есть еще одна уникальная инициатива, реализация которой, надеемся, будет продолжена в новой реальности — проект «Цифровые кафедры». В рамках этого проекта любой студент может получить вторую ИТ квалификацию, закончить на цифровой кафедре курсы длительностью 250 часов и более. Это уже хардовые ИТ компетенции, что многократно повышают вашу ценность на рынке труда.

— В чём фишка и ценность этого проекта?

— В том, что эти образовательные программы созданы совместно с бизнесом. То есть у человека есть возможность интегрироваться в реальность Яндекса, 1С, ВК, Сбера, «Росатома», Wildberries и других крупных компаний, а также есть возможность общаться с практиками, и в течение обучения уже реализовать свой проект. Более того, весь пул программ на протяжении всех 3х лет реализации проекта проходит независимую оценку ИТ практиков, на платформе АНО ЦЭ.

В целом механика проекта такова, что гос. субсидия от Минцифры и Минобрнауки России распределяется по 106 вузам, что входят в программу «Приоритет 2030». Плюс десятка вузов, которые проактивно вошли в этот проект и за свой счет хотят реализовать проект «Цифровая кафедра». То есть в 2024 году у нас прием на образовательные курсы будет открыт в 117 вузах, в этой когорте ВШЭ, МФТИ, УРФУ, ТУСУР, Казанский федеральный университет, ИТМО и т.д. «Золотые» вузы, которые в том числе лидируют рейтинг вузов цифровой экономики от АНО ЦЭ. Обучаться на цифровой кафедре могут не только студенты, которые учатся в этих вузах, но и абсолютно любой студент из любого региона в сетевой форме взаимодействия может бесплатно получить от государства эту уникальную квалификацию.

— А где студенты, их родители могут почитать информацию о том какие компетенции можно получить на цифровой кафедре?

— Мы живем в экономике данных, поэтому открываем любой браузер формируем поисковой запрос «вузы Приоритета 2030» или «Вузы с цифровой кафедрой». Также можно зайти на наш сайт «d-economy.ru», так как мы верифицируем образовательные программы этих вузов.

К слову, в 2022 году мы посмотрели более 550 образовательных программ. В прошлом году — 873, а в этом — 687. Сейчас мы уделяем особое внимание бизнес-практикам в программе вуза. Наша верификация состоит в том, что уникальные эксперты, у которых есть опыт образовательной деятельности, реализации отраслевых ИТ- проектов, смотрят контент их соответствие запросам рынка и прикладной характер реализации.

Какая-то часть этих программ отсеется. Итоговая информация появится в начале сентября, то есть мы точно можем выдавать заключения о качестве образовательного процесса по цифровой кафедре. Потом начинается приемная кампания, и далее у студентов появляется возможность пройти одно-двухлетние курсы, обучаться у бизнес-практиков, которые передают свой бесценный опыт из рук в руки.

— То есть сейчас мы говорим про новую бесшовную архитектуру учебного процесса? Сначала ребенок должен сдать ОГЭ, потом ЕГЭ по математике и информатике, чтобы зайти на IT-специальность на цифровой кафедре. То есть IT входит в код многих профессий и человек, который занимается бизнес-информатикой, кораблестроением, даже учится в творческих вузах все равно может считаться айтишником, так как практически в любом курсе есть модуль по программированию.

— С нашей точки зрения и с точки зрения крупных компаний, уже в ближайшем будущем ни одна сфера экономики в мире не будет развиваться без цифры. В творческих вузах они применяются для создания виртуальных моделей, 3D-печати, для организации ивентов — крутых шоу с использованием новых прорывных цифровых технологий. Даже если мы говорим про библиотечное и музейное дело - интерактивная составляющая будет иметь место. Это необходимая трансформация, так как у людей меняется структура восприятия мира. Ребёнка и даже взрослого сегодня сложно заинтересовать просто книгами или какой-то картиной. Здесь необходимо подключать технологии виртуальной реальности, персонализированного обучения, геймификации и вовлечения для формирования личных впечатлений от просмотра того или иного образовательного контента.

 

Практики должны прийти в систему образования

— Какие инновационные методы обучения вы считаете наиболее эффективными для развития цифровых компетенций?

— На мой взгляд, технологии искусственного интеллекта на пороге нового 2025-го года трансформируют всё. Если говорить о новых эффективных цифровых технологиях, то это искусственный интеллект, геймификация, AR/VR-технологии. Это использование онлайн-платформ, которые позволят обучаться в гибком интерактивном формате.

Но для их эффективного использования нам необходимо изменить систему образования, в том числе прокачать скиллы педагогов школ, колледжей и вузов.

— Почему?

— Не секрет, что сейчас мы сталкиваемся с нехваткой педагогов, которые могли бы работать с этими технологиями. Именно поэтому глава Минцифры Максут Игоревич Шадаев недавно подчеркнул, что на горизонте ближайших пяти лет в образовательных учреждениях должны преподавать практики из IT-компании и это должно стать в том числе условием для подтверждения ИТ аккредитации компаний.

— А что тогда будет с теми педагогами, которые сейчас работают в школах, колледжах и вузах? Среди них много людей серебряного возраста. Они станут не востребованы?

— Таких педагогов тоже необходимо знакомить с искусственным интеллектом, чтобы они понимали его риски, ограничения и возможности. Например, сейчас дети активно используют чат GPT, с помощью которого решают домашние задания, делают курсовые, пишут дипломы. Эта прекрасная технология может обмануть любой антиплагиат, и педагоги упускают возможность реально проверить знания своих учеников и студентов. Поэтому педагогам нужно обозначать рамки ИИ, чтобы они не потеряли своё ремесло. Можно отобрать у ребенка телефон, изменить образовательные процессы, принять еще более закрытую тоталитарную политику отказа от гаджетов в школе. Но ребенок придет домой, выйдет в сеть и загуглит то, что ему нужно, а знания у него в голове не останутся.

Так что с точки зрения системы общего и среднего образования, мы увидим большие вызовы, но и большие возможности. Думаю, что мы совместно с бизнесом будем способствовать и содействовать реализации этих возможностей. Для этого в том числе существуют бесплатные инициативы от компаний «Урок цифры», «Цифровой ликбез», «День цифры» и другие.

Уже сейчас сложно переоценить важность помощи современным педагогом с точки зрения его развития и методической поддержки. Кстати, есть гипотеза о том, что преподавание тет-а-тет, от человека к человеку в будущем, на горизонте 10 лет будет роскошью. Возможно, оно будет доступно только высшему сегменту, который сможет получать знания от человека. Нам грустно думать о такой траектории для наших детей, но это еще раз акцентирует внимание на ценности взаимодействия с квалифированным педагогом.

— Можно рассказать о новых технологиях в подходах к обучению? Как молодому поколению давать информацию, когда они все могут загуглить, обратиться в чат GPT? Есть какие-то рекомендации для педагогов?

— У моего любимого автора Андрея Владимировича Курпатова, который сейчас возглавляет Академию искусственного интеллект в Сбере, есть очень красивое исследование о том, что сейчас не только молодое поколение, но и люди более старшего возраста сталкиваются с проблемой цифрового аутизма. Зайдите в метро, и 90% пассажиров будут скролить ленту в своем гаджете. Завершая рабочий день, мы обычно минут 20 прогуливаемся по улице, а потом снова ныряем в социальные сети для того, чтобы немножко «засмотреть» этот день. Это история о том, что цифровое потребление лишает нас традиционных ценностей: радости человеческого общения.

На мой взгляд, сейчас очень важно учить не только детей, но и взрослых цифровой гигиене. Это необходимо даже на уровне айтишников-менеджеров среднего и крупного звена, чтобы вместить новые знания в перегруженную информационную базу внутри нашей головы.

— Как это можно сделать? Можете поделиться лайфхаками?

— Это игровое обучение, метод проектов, обучение через исследование, обучение на практике, интерактивное и персонализированное обучение и, конечно, геймификация. Надо погрузить ребёнка или взрослого человека в некую ролевую модель, где он сможет обойти внутренние барьеры и нарабатывать необходимые навыки.

— А если мы покинем мир образовательных институтов, что вы можете посоветовать обычным людям?

— Как минимум, нужно ложиться спать в определенное время и за 2-3 часа до этого откладывать в сторону телефон, общаться с людьми в аналоговом мире.

И всячески развивать софты. Коммуникабельность, лидерство, критическое мышление, стрессоустойчивость, гибкость, готовность обучаться. Надо понять, что мы нередко уходим из хардовых навыков в иную плоскость. И здесь на пьедестал выходит некий внутренний покой и умение сконцентрироваться. Например, у современного поколения нет необходимости глубоко запоминать какие-то фундаментальные теоретические знания. Большинство людей сегодня может держать фокус своего внимания на предмете обсуждения или документе не более 30 секунд, а потом концентрация тает. К сожалению, это реалии нашего времени. Поэтому весь жизненный путь - про осознанность и проактивность, а также веру, умение ставить и добиваться целей, стоит научиться брать аскезы, если хотите, в том числе в формате цифрового детокса.

— Из ваших слов можно сделать вывод, что учиться в вузах сейчас в принципе нет необходимости? Можно сразу постучаться в тот же Яндекс и сказать: «возьмите меня, я такой супер проактивный» и за счет коммуникативных навыков быстро построить карьеру…

— Было бы не плохо, но это далеко не всегда так. Тем более, что в Яндекс — попадают лучшие. Однозначно, высшее образование необходимо. Сейчас бизнесу нужны люди, которые имеют крепкий каркас фундаментальных знаний, это бакалавриат — минимум. Как бы сильно содержание образования в вузах не было оторвано от реальных отраслевых кейсов, высшее образование — структурирует наш человеческий мозг, формирует и развивает личность гармонично. И только со второго-третьего курса вуза можно брать практикоориентированные навыки, работать с проектами.

«Поженить» мир работодателя с миром образования

— Если посмотреть на ситуацию с точки зрения бизнеса. Как небольшой бизнес и государство могут эффективнее сотрудничать в вопросе подготовки кадров для цифровой экономики?

— Как я уже говорила, Минцифры России сейчас планирует запускать большой проект, в рамках которого каждая аккредитованная IT-компания, а среди них есть не только гиганты, но и небольшие фирмы, будет обязана работать с вузом в рамках преподавательской деятельности. Критерии этого проекта еще формируются.

На наш взгляд, для того чтобы понять, как связать мир работодателя с миром образования, нужно составить некую палитру возможностей, своеобразное меню. И здесь, вне зависимости от размера компании, необходимо понимать, какие формы взаимодействия между бизнесом и образовательными организациями существуют.

К концу 2024 года мы планируем представить большое исследование для того, чтобы научить бизнес как максимально эффективно создавать образовательные программы с вузами, и как избежать при этом ошибок.

В рамках нацпрограммы «Цифровая экономика», что завершается в 2024 году, мы совместно с вузами сделали все возможное для того, чтобы «поженить» друг с другом два мира: образования и работодателей. Сейчас вузы радушно открывают двери для компаний, а компании получают возможность спокойно заходить в вузы и колледжи. Мы рады, что и новый нацпроект «Экономика данных» обладает преемственностью к текущей нацпрограмме.

— Чем вузы и бизнес будут полезны друг другу при таком взаимодействии?

— Первое — это создание образовательного контента, образовательной программы. Студентов и даже школьников нужно учить практикоориентированным историям. Уровень выше — совместные исследования. Это дает возможность компаниям любого размера инвестировать не только в вузы, но и в совместную интеллектуальную составляющую. На наш взгляд, это идеальная форма взаимоотношений, так как в вузах достаточное количество исследователей, аспирантов, экспертиза многих из которых невостребована, они ждут возможности взаимодействовать с бизнесом.

Вторая опция — это поддержка стартапов. У нас уже есть проект «Стартап, как диплом», когда на четвертом-пятом курсе у студента есть возможность создать собственную компанию, попытаться привлечь к проекту большой бизнес.

Третий трек, бизнес может поделиться с вузом своими сервисами, ПО, программными и инфраструктурными продуктами для организации учебного процесса. Например, я знаю, что «Ростелеком» передает вузам-партнерам свое оборудование за один рубль. ИТ-гиганты готовы делиться своим программным обеспечением, в которое вкладывают колоссальные инвестиции. Компании также принимают участие в ремонте и оснащении лабораторий вузов и колледжей. Здесь очень красивым примером может служить ГК «Росатом», который через подведомственные учреждения в регионах активно сотрудничает с образовательными учреждениями.

Четвертое — стажировки. Ни один работодатель не будет доволен выпускником, который ни разу не бывал в бою, так скажем, «не нюхал пороха». Поэтому если на 4-5 курсе есть возможность пойти на стажировку и понять, чем живёт работодатель, это будет очень здорово.

Пятое - организация инициатив для педагогов: гранты, стажировки, повышение их квалификации силами работодателя, методическая поддержка.

Шестое — направлять своих специалистов преподавать в вуз, вне зависимости от того является ли ваша компания госкорпорацией или стартапом. Сама профессия айтишника, сегодня предполагает наличие живого активного ума. К сорока годам эта живость физиологически постепенно утрачивается. Мне кажется, что сейчас для таких людей появляются идеальные условия: если у тебя уже нет возможности беспрерывно кодить, быстро воспринимать информацию, — преподавай, это логичный и красивый трек, вкладывай свой опыт и знания в подрастающее поколение, формируй, в том числе, собственную команду. Я твердо уверена, что сегодня профессиональный путь айтишника к 40-50 годам — это высшее учебное соблюдение. А работодатель должен отпускать своего ключевого специалиста преподавать.

На мой взгляд, эти нюансы нужно понять каждому руководителю компании и каждому айтишнику, а мы, со стороны аналитического блока АНО ЦЭ, будем делать все от нас зависящее, чтобы эту работу можно было реализовать и масштабировать ее результаты.

— Задам возможно наивный вопрос, представители бизнеса будут приходить в вуз с очень больших зарплат — 3 - 5 тысяч в час. Смогут ли вузы закрывать их потребности в этом плане? Так же есть и другие бюрократические барьеры, например, отсутствие педагогического стажа или научной степени. Чем же можно будет мотивировать айтишника преодолеть эти сложности, кроме амбиций и желания разогнать свои нейроны, общаясь со студентами?

— Мы тоже эту историю копаем довольно давно и глубоко. Если говорить с точки зрения современной практики, то есть экспертные и красивые формы мотивации такого сотрудника. Это так называемый договор Income Share Agreement (ISA) в рамках которого специалист, приходя преподавать в вуз, может заключить договор с кафедрой или учебным заведением. Так, ребята-студенты, после обучения, придут работать в крупную компанию на зарплату Х тысяч рублей, и какой-то процент от этой зарплаты выпускник определенное время будет отчислять педагогу, ИТ-практику, в качестве компенсации затраченных им усилий. Такая форма взаимодействия мне кажется очень заманчивой.

К сожалению, пока в России юридическая практика по данному вопросу недостаточно однозначна, и есть прецеденты, где подтвердить свой карьерный успех опытом взаимодействия с конкретным ИТ-практиком довольно проблематично. Здесь нужна наработка юридической практики и, возможно, корректировка законодательной базы.

Вторая история мотивации ИТ специалистов, которую я также считаю очень перспективной, — налоговый вычет. Если айтишник идет преподавать, то было бы неплохо сформировать механизм, чтобы у него была возможность возместить понесенные затраты налоговым вычетом, по аналогии с затратами на образование, медицинские услуги и спорт. Эта тема также находится в проработке.

Государственная бюрократическая машина не позволяет быстро реализовывать такие мотивационные истории. Но при этом нам всем надо понимать, что с точки зрения государства за это время уже все сделано для того, чтобы поддержать ИТ отрасль. Это действительно беспрецедентные меры поддержки.

 

Айтишники — инвестиция для семьи

— Не ожидаете, что сейчас в обществе начнут возникать вопросы о том, что айтишникам предлагается слишком много мотиваций: и налоговые льготы, и ипотека, и отсрочка от армии?

— Не исключаю, поэтому и подчеркиваю, что ключевая цель новых мотиваций — простимулировать ИТ специалистов проникнуться высокой социальной ответственностью, гражданским долгом, если хотите, и необходимостью инвестировать в образование и передавать свои знания дальше. Это особенно актуально, так как мы сейчас видим, что у вузов, колледжей, школ большие проблемы с компетентным профессорско-преподавательским составом, в том числе «благодаря» демографической яме, которую мы сейчас переживаем.

А еще я мечтаю… Помните, у нас были хорошие добрые фильмы про врачей, про строителей, про промышленников, так вот сегодня в этот ряд вполне может стать профессия айтишника, которая фактически является инвестицией для всей семьи. Айтишники — это бенефиты для всей структуры взаимоотношений: для соседей, друзей и т.д., так как если у кого-то заболела техника — обращаются к проверенному человеку.

Так что хороший айтишник должен иметь такое же социальное признание, как хороший врач. Чтобы в кафе ему с утра наливали чашечку горячего кофе и говорили спасибо за то, что он укрепляет кадровый потенциал и технологический суверенитет нашей страны. Потому что айтишники крутые не только в России — это крайне дефицитные кадры во всем мире, они реально очень-очень значимые люди, особенно для нашей критической информационной инфраструктуры.

И будет еще лучше если в сектор ИТ пойдут женщины. На наш взгляд сегодня потенциал женской аудитории в ИТ секторе недостаточно раскрыт. Между тем, сфера ИТ позволяет девушкам реализовываться в полной мере, даже если они не являются гуру в математике. Профессионализм не знает гендера. И ИТ - дело женское. Так что, милые девушки, ваша траектория образования тоже может идти в ИТ-отрасль — там очень круто! А еще айтишники очень перспективные мужья.

— Для всех хватит работы на ИТ-рынке?

— В перспективе на рынке появится очень много новых специальностей, связанных с ИТ, а те специальности, которые считаются традиционными, трансформируются уже в ближайшие три года с учетом искусственного интеллекта. По некоторым данным квалификационная яма в России будет составлять 30%, это значит, что более 50 млн людей должны будут переобучиться на новые профессии. Поэтому ожидайте менеджеров по виртуальной реальности, менеджеров по управлению данными, архитекторов впечатлений, экспертов по биохакингу и программированию здоровья, инженеров квантовых компьютеров. Это все будущее, в котором мы с вами живем.

— Можете дать совет тем, кто стоит на пороге выбора профессии?

— Слушайте сердце и выбирайте ИТ. В этой отрасли будет очень интересно, а крупные компании дают все гарантии хорошего трудоустройства таких специалистов.

Развиваете себя с точки зрения софтов, хардов, но при этом не забывайте про важность отдыха, духовного развития, медитативных практик, религии, стройте себя на камне, чтобы жить в сегодняшнем нестабильном мире стабильной структурой.

 

Юлия Горячкина,

Заместитель директора по направлению «Кадры для цифровой экономики»

Образование: Факультет экономики и управления, аспирантура Пензенского государственного университета, Факультет педагогики и психологии Пензенского государственного педагогического университета, Президентская программа подготовки управленческих кадров, MBA City Business school.

Работала в Пензенском государственном университете, ГК «Дамате», Аналитическом центре при Правительстве РФ, АНО «Университет НТИ 2035».

«Цифровая экономика» создана в целях предоставления услуг в сфере развития цифровой экономики в Российской Федерации, в том числе путем поддержки общественно значимых проектов и инициатив в указанной сфере, а также координации взаимодействия между бизнес-сообществом в сфере цифровой экономики, научно-образовательными организациями, иными сообществами и органами государственной власти.

 

Фото предоставлено экспертом


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться