Женщины в совете директоров способствуют успеху компании
Женщины в совете директоров способствуют успеху компании
Новости
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Джентльмены рискуют…

Женщины в совете директоров способствуют успеху компании

Хотя представительниц прекрасного пола в России нечасто встретишь в составе советов директоров (их доля в них составляет примерно 12 %), всего три женщины-директора в компании могут способствовать повышению её рыночных показателей и рентабельности — к такому выводу пришли учёные Санкт-Петербургского государственного университета и НИУ «Высшая школа экономики».

Доцент кафедры Финансов и учёта СПбГУ Татьяна Гаранина и доцент НИУ ВШЭ Александр Муравьёв проанализировали свыше 500 публичных нефинансовых компаний, акции которых торговались на фондовом рынке с 1998 по 2014 год. Эксперты выяснили, что в 32% этих компаний в совете директоров присутствовала хотя бы одна женщина, а в составе советов директоров 40% компаний не было ни одной.

Чаще всего представительницы прекрасного пола входят в советы директоров в Центральном, Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах. Меньше всего их в компаниях металлургии, машиностроения, добывающей и химической промышленности, больше всего — в компаниях сферы услуг и торговли.

«Средний возраст такой женщины — 41 год, она на пять лет моложе среднестатистического мужчины из состава совета директоров российской компании, — объяснила Татьяна Гаранина. — В 99 % случаев она гражданка России, тогда как мужчин-иностранцев приглашают в руководство гораздо чаще. Она реже бывает инсайдером, занимающим управленческую позицию в компании, а также реже имеет опыт членства в советах директоров других компаний по сравнению с коллегами-мужчинами».

Но всё же в России есть компании с двумя и даже тремя женщинами-директорами, правда, это всего лишь 16 и 7% соответственно. Чем меньше размер компании, тем меньше вероятность того, что в составе совета директоров окажется женщина.

«Есть интересная концепция «критической массы», согласно которой должно существовать какое-то минимальное количество женщин, влияющее на изменение процесса и результат работы группы, — рассказала эксперт. — Мы выяснили, что такая «критическая масса» для России — три женщины. При среднем количестве членов советов директоров в российских компаниях десять человек пороговое значение три женщины-директора соответствует 33% представительству женщин. Однако после их включения в состав совета можно заметить положительную взаимосвязь с коэффициентами рентабельности компании, а также её рыночными показателями».

Тем не менее, не стоит думать, что всё дело только в количестве женщин. Например, в Норвегии в 2003 году был принят закон, согласно которому доля представительниц прекрасного пола в советах директоров должна составлять не менее 40 %. В итоге финансовые показатели многих компаний только упали, потому что предприятия ринулись включать в свои советы женщин, чтобы они там просто были.

В России сегодня не существует норм, устанавливающих подобное требование. Единственное, что можно найти на эту тему — Кодекс корпоративного управления, который носит рекомендательный характер. В нём, правда, нет никаких гендерных инструкций: «Состав совета директоров должен быть сбалансированным, в том числе по квалификации его членов, их опыту, знаниям и деловым качествам, и пользоваться доверием акционеров».

«Пока трудно сказать, почему в нашей стране прослеживается зависимость между количеством женщин в составе советов директоров и финансовыми показателями компании: есть мнение, что женщины меньше склонны к риску и вносят положительную динамику в работу предприятия, — подчеркнула доцент СПбГУ Татьяна Гаранина. — Поэтому на следующем этапе своего исследования мы хотели бы понять, какие именно женщины оказывают такое воздействие, какими характеристиками, опытом и знаниями они обладают».

Результаты этого совместного исследования СПбГУ и НИУ ВШЭ опубликованы в журнале «Вопросы экономики».


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться