Два года назад было запущено Московское центральное кольцо
Два года назад было запущено Московское центральное кольцо
Наука и технологии
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Городская электричка, или Как МЦК изменило Москву

Два года назад было запущено Московское центральное кольцо

Более двух лет в российской столице функционирует уникальный транспортный проект — Московское центральное кольцо. Ежедневно услугами МЦК пользуются 300-400 тысяч человек. По прогнозу властей, пассажиропоток будет увеличиваться и достигнет к 2030 году 300 миллионов ежегодно. 

Перераспределение потоков

Появлению МЦК предшествовала Московская окружная железная дорога (МОЖД). Она была построена  более ста лет назад и использовалась в основном для грузовых перевозок. Идея перестроить 54 километра железнодорожных путей для перевозки людей возникла в 2011 году. Модернизация стартовала в 2012 году и была завершена летом 2016-го. Ее стоимость составила 200 миллиардов рублей.

Сразу же начались тестовые испытания, в сентябре кольцо было торжественно запущено. Маршрут проходит через живописные районы города — лесопарковые зоны (Лосиный остров, Покровское-Стрешнево, Ботанический сад), комплекс Москва-сити, Лужники, Измайлово.

В общей сложности МЦК охватывает 26 районов, где проживают около 2 миллионов человек. «Зона влияния» кольца составляет 10,8 тысячи гектаров (12% площади Москвы в пределах МКАД). Пассажиры могут воспользоваться 31 станцией, почти все они находятся в пешей доступности от метро, а некоторые имеют удобный подземный переход.

МЦК призвана решить несколько важнейших задач. Основная — снять избыточную нагрузку с метрополитена, наземного транспорта, вокзалов и пригородного сообщения. Почти на 20% стали свободнее Сокольническая, Таганско-Краснопресненская и Кольцевая линии. На 20-30% сократился пассажиропоток через Ленинградский, Ярославский, Казанский и Курский вокзалы. Также правительство Москвы рассчитывает, что от использования автобусов в перспективе откажутся 12,7 миллиона человек.

Кроме того, МЦК улучшила ситуацию с транспортной доступностью для граждан, проживающих за пределами Третьего транспортного кольца и на северных окраинах столицы. Отсутствие в пешей доступности метро делало для двух миллионов человек безальтернативными автомобили и автобусы. Сейчас почти одна седьмая населения Москвы может с комфортом добраться до практически любой нужной станции.

МЦК несколько облегчило дорогу для жителей Подмосковья и Новой Москвы. «Замкадыши» получили возможность пользоваться транспортными узлами и развязками ни в центре города, а ближе к его окраинам, избегая изматывающей суеты, которая всегда сопровождает пересадки.

«МЦК выстроит в городе новую систему транспортной логистики. Произойдет перераспределение транзитных потоков из центра в срединную часть города, станут доступнее примыкающие территории, снизится пассажиропоток в метро и частично освободятся дороги», — отметил ранее заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин.

Пример для других мегаполисов

МЦК стало своеобразным лицом обновлённой транспортной и в какой-то степени социальной инфраструктуры Москвы, воплощением удобства и комфорта, которое ощутили, наверное, все жители и гости столицы. Кольцо выгодно отличают инновационные станции, бесстыковой путь  и суперсовременные поезда «Ласточка» с системами климат-контроля, розетками, бесплатным Wi-Fi и биотуалетами.

Путешествие по МЦК удовлетворит запросы, пожалуй, даже самого искушённого пассажира. Помимо комфортных условий, строители приняли ряд важных мер по обеспечению безопасности. На всём протяжении пути параллельно с железнодорожным полотном установлены серые ограждения с красными полосами. Причём 16 из 108 километров забора представляют собой шумозащитные экраны (установлены на участках с жилой застройкой).

В связи с функционированием МЦК большие перспективы открываются и для девелоперов. Часть пути проходит через промзоны, которые в последние годы либо реставрируют, либо сносят и застраивают новыми зданиями. Правительство Москвы ожидают, что в открывшихся офисах появятся «порядка 40 тысяч мест приложения труда».

«Инвесторы уже выразили готовность вложиться в застройку территорий вокруг 11 станций МЦК. Среди них: «Ботанический сад», «Владыкино», «Ярославская», «Открытое шоссе», «Новохохловская», «ЗИЛ», «Варшавское шоссе», «Деловой центр», «Шелепиха», «Новопесчаная», «Николаевская». Привлечение частных инвестиций позволит Москве сэкономить бюджетные деньги и направить их в развитие социальной и транспортной инфраструктуры других районов города», — рассчитывают власти столицы.

По данным Института Генплана, вдоль МЦК может быть построено 750 тысяч квадратных метров коммерческой недвижимости 300 тысяч квадратных метров гостиничных комплексов, 250 тысяч квадратных метров торговых площадок, 200 тысяч квадратных метров офисов и технопарков.

МЦК нельзя назвать революционным проектом. По сути, центральное кольцо является аналогом европейской городской электрички. Однако ранее в России не было ничего подобного. После распада СССР инфраструктура электричек в крупных городах деградировала, и по большому счёту остаётся не востребованной до сих пор.

Москва стала исключением и доказала «профпригодность» доставшейся в наследство от Советского союза инфраструктуры. В этом, пожалуй, главная уникальность центрального кольца для нашей страны. Пример МЦК может вдохновить власти других мегаполисов модернизировать проходящие через городскую территорию железнодорожные пути, сократить тем самым нагрузку на автомобильные дороги и диверсифицировать пассажиропотоки.

Автор: Алексей Капустин



Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться