Современные технологии меняют процесс образования, но школы не всегда успевают за цифровизацией

Современные технологии меняют процесс образования, но школы не всегда успевают за цифровизацией

Наука и технологии
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Как школа становится цифровой

Современные технологии меняют процесс образования, но школы не всегда успевают за цифровизацией

Цифровизация экономики в России медленно, но верно меняет привычную среду. Затронула она и образование. «Умная страна» поговорила с экспертами на предмет того, как цифровые тренды трансформируют современную школу.

Прогресс дошёл

Современная школа с технической точки зрения ушла далеко вперёд по сравнению с тем, что было всего 10-15 лет назад. Электронные доски с выходом в интернет, электронные журналы и цифровой контроль за успеваемостью – без этого не обходится современный учебный процесс.

«Теперь в любой момент можно узнать домашнее задание и оценки по предметам с помощью телефона или компьютера, понять, какие проблемы у ребёнка в школе и предпринять меры. Создаются и сервисы, которые облегчают жизнь учителю – например, для проведения контрольных и самостоятельных работ. Они помогают быстро проверять усвоенные знания, в один клик формировать проверочную работу с множеством вариантов заданий для всего класса. Есть проекты, которые занимаются разработкой игровых форм обучения детей младшего возраста», - рассказал «Умной стране» руководитель методического отдела образовательного проекта InternetUrok.ru Юрий Гребенюк.

Российская глубинка не отстаёт. Уровень внедрения передовых образовательных технологий в школах областных и районных центров России догоняет или практически соответствует столичному, за исключением, может быть, малокомплектных деревенских школ, считает руководитель направления по работе с системой образования группы компаний Softline Андрей Брюнин. «А в таких регионах как Башкортостан, Татарстан, Тюменская область цифровизация школ не только не отстает от московской, но и обгоняет ее по ряду параметров», - отметил он.

В некоторых поселениях, например, Дальнего Востока остаются свои сложности в связи с географической отдаленностью и ландшафтными особенностями, но и этой части России есть чем поделиться и гордиться передовыми достижениями, считают ведущий эксперт и руководитель проектов направления «Образование» компании «Нетрика» Наталья Быстрова и Мария Иванова. Несмотря на географическую удаленность, проблемы со связью, интернетом там есть победители Всероссийских конкурсов, 100-бальники ЕГЭ и поступившие абитуриенты столичных ВУЗов.

Российская система образования тем не менее не всегда поспевает за прогрессом. Парадокс в том, что новые технологии продвигают люди, которые далеки от школы. «На теоретическом уровне легко рассуждать, что нужно российской школе, но надо понимать, что, например, наличие интерактивных панелей в школе совсем не означает наличие программного обеспечения под эти панели? - рассказал «Умной стране» Дмитрий Растворов, директор по региональному продвижению проекта «Яндекс.Учебник».

«Недавно наш амбассадор проводила лекции в одной из маленьких районных школ Челябинской области. Выяснилось, что после 11 часов дня там отключают свет в целях экономии бюджета. И, конечно же, встает вопрос - как учителям и ученикам использовать новые технологии в школе до 11 часов (со светом и интернетом) - и после 11 часов, без электричества?»

Кадры решают

Государственное образование достаточно инертно. В первую очередь это связано с нехваткой ресурсов на обучение сотрудников, считает Владимир Шарич, руководитель учебного отдела онлайн-школы «Фоксфорд». «Учителя перегружены подготовкой и проведением уроков, проверками тетрадей, заполнениями отчетов и другими мероприятиями. Заниматься освоением новых технологий некогда».

Несмотря на повсеместное использование интернета и доступность новых технологий, сама программа, к сожалению, не изменилась, говорит Шарич. «По-прежнему от учеников требуются конкретные знания, умения и навыки. Это несколько противоречит не только выводам об устаревании программы, но и новым государственным стандартам, согласно которым важно не обладание информацией, а умение её обрабатывать. Всё дело в том, что содержание образования определяют не абстрактные стандарты, а формат реальных экзаменов, в которых никакие информационные технологии не задействуются (за редкими исключениями)».

Кроме того, по мнению Шарича, у педагогов существует потребность в современном образовательном контенте, то есть качественные видеозаписи, сценарии уроков, задачи с автоматической проверкой и тому подобное. «И здесь в моменте есть две проблемы: во-первых, качественный контент в достаточном количестве только разрабатывается, а во-вторых, некачественного контента очень много, и очень сложно найти качественный среди общей массы. Проще говоря, техника стоит, но использовать её некому и не на что».

Новый подход

Гораздо более важная проблема – это то, что новые технологии по большей части сфокусированы на проблеме «как учить», и совсем не затрагивают насущный вопрос –

«чему учить», считает Юрий Гребенюк. «Меняются подходы к обучению, но не меняется сама суть. Современные технологии просто дублируют классическую модель обучения, не меняя содержание школьной программы. К сожалению, все усилия в образовании сейчас сосредоточены на том, как донести знания до детей, а не на том, что именно доносить».

За последние годы, по мнению эксперта, в некоторых областях этих наук совершены существенные прорывы, например, помогающие объяснить многие явления в этом мире. Например, дилемма заключённого из теории игр может быть использована и на уроках истории для объяснения причин гонки вооружений, и в биологии для объяснения особенностей некоторых эволюционных процессов.

Как считает основатель школы InternetUrok.Ru Михаил Лазарев, должна измениться сама роль школьного учителя. «Он уже перестал быть единственным источником информации. И даже самым авторитетным – любую информацию можно найти в устройстве, которое лежит в кармане каждого школьника. И ученики понимают, что педагог не может знать больше интернета о своём предмете. Поэтому учитель должен стать неким проводником в этом необъятном пространстве информации, помогать ребёнку отделять важное от неважного, правду от вымысла и обмана, что особенно важно в современном мире».

Эксперты из «Нетрики» обратили внимание, что пока еще большинство учителей не готовы к переходу от классического образования. Большая роль также лежит на родителях. «Родитель – обязательный участник образовательного процесса. Анализ – высокий уровень мышления, который не предлагается человеку в дар, способность эффективного разделения целого на составные части, логические связи и поэтапное сложение умозаключений формируется в условиях системности. Роль родителей в этом процессе бесценна», - отмечают они.

Автор: Елена Горбачева


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться