Президент Национальной ассоциации бизнес-ангелов Виталий Полехин: «Владельцы стартапов не должны бояться экспериментов»
Президент Национальной ассоциации бизнес-ангелов Виталий Полехин: «Владельцы стартапов не должны бояться экспериментов»
Люди
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Как запустить успешный технологический проект

Президент Национальной ассоциации бизнес-ангелов Виталий Полехин: «Владельцы стартапов не должны бояться экспериментов»

Венчурные инвесторы уже вложили в 2018 году 73 млрд долл. в стартапы-«единороги» (проекты, стоимость которых превышает 1 млрд долл.). Всего в мире за год появилось 65 таких компаний. Это говорит о том, что 2018 год может стать рекордным для частных инвестиций. «Умная страна» поговорила с президентом Национальной ассоциации бизнес-ангелов Виталием Полехиным о том, как запустить сверхуспешный технологический стартап, стоит ли прибегать на ранней стадии к краудфандингу и почему России не следует перенимать опыт швейцарской Криптодолины.
 
Расскажите, пожалуйста, о последних трендах в сфере российских стартапов
 
Венчурная индустрия развивается по общемировым трендам и Россия не исключение. Отечественные тренды совпадают с европейскими и американскими.
 
Инвесторам ранних стадий нужны не просто интересные идеи, хорошие проекты, а те проекты, которые попадают в один из общемировых мегатрендов, таких как AI (искусственный интеллект), FinTech (финансовые технологии), Economy on Demand*, Blockchain и тд. Ведь стартапу придется искать инвестиции на следующих раундах, а венчурные фонды отбирают проекты в портфель, ориентируясь на общемировые тенденции. Даже потенциальные стратеги рассматривают не просто хорошие проекты, а те, которые попадают в текущие мегатренды.
 
В каких регионах России проще всего запустить технологические стартапы?
 
Успех проекта не зависит от региона, где он создан. Часто нахождение за пределами МКАД дает преимущество в виде более низких ежемесячных расходов. Иногда пилоты и эксперименты проще проводить в регионе. Инвесторы уже привыкли искать проекты не только в крупных городах с развитой инфраструктурой.
 
Однако обычно для масштабирования, привлечения большого количества хороших специалистов проекту жизненно необходимо находится в более развитой среде. Но все зависит от специфики стартапа.
 
Где найти деньги руководителям стартапов? Стоит ли идти в бизнес-акселераторы или пытаться выйти на частных инвесторов напрямую?
 
Все зависит от стадии. Если мы говорим о предпосевной стадии, когда у стартапа еще нет продукта и первых пользователей, то лучше начинать выстраивать работу в акселераторах. Хотя некоторые из инкубаторов предпочитают сотрудничать со стартапами, начиная с посевной стадии. Для таких проектов также существует различная грантовая поддержка, все то, что необходимо для получения первых результатов. После посевной стадии, то есть когда уже есть прототип или продукт, есть первые метрики, можно обращаться к частным инвесторам, бизнес-ангелам и посевным фондам. Вопреки распространенному мнению, бизнес-ангелы не инвестируют просто в идею или технологическую разработку, деньги бизнес-ангелов привлекают не на проверку гипотез, а на масштабирование первых успешных результатов.
 
После того, как стартап на деньги частных инвесторов доказал, что положительные результаты возможно масштабировать, включаются венчурные фонды с большими деньгами. Тут важно понимать одну вещь. Деньги инвесторов – это топливо для роста и масштабирования. А инвесторы хотят растить и масштабировать только успешные результаты. Все, кто входит в проект деньгами раньше первых успешных результатов – не инвесторы, а финансовые партнеры. Такие же со-основатели стартапа, только с деньгами. Они несут гораздо большие риски и, как правило, хотят гораздо большую долю в проекте.
 
Как организовать кампанию по краудфандингу? Из каких этапов она состоит? Обязательно ли вкладывать значительные средства  в PR и маркетинг?
 
Краудфандинг – отличная идея для проектов, которым нужны существенные средства для того, чтобы показать первые результаты. Для мобильных приложений или интернет сервисов нужна только хорошая команда, которая может дать первый прототип, продукт и показать первые результаты. А для стартапов, где есть физический продукт и нужны существенные средства для того, чтобы сделать прототип, показать первые продажи, одной команды и энтузиазма недостаточно. Для инвестора в этом случае есть риск, что команда не только не сможет сделать этот продукт, но и что этот продукт окажется никому не нужным. В этом случае краудфандинг - отличный инструмент валидации продукта рынком. Если продукт интересный, если ценообразование выбрано верно, то пользователи предскажут, и это будет сигналом не только команде, но и инвесторам, что продукт востребован рынком. Конечно, какие-то незначительные средства придется потратить в любом случае. Это касается и качественного дизайна, фото и видео.  
 
PR и маркетинг краудфандинговой кампании, конечно, будет необходим.
 
В последний год стали очень популярными стартапы в области блокчейн. Как вы относитесь к этой области? 
 
Это одно из наиболее перспективных направлений в последнее время, и тот факт, что хайп и очень ненормальный интерес к этому рынку со стороны простых людей очень серьезно упал, абсолютно не означает, что профессионалам он стал менее интересен. Наоборот, рынок очищается от безумного количества мошенников и изначально нереализуемых идей.
 
Идея децентрализации нужна не везде, но там где она нужна, она дает очень серьезные преимущества и перспективы. Профессиональные инвесторы все больше и больше смотрят в этом направлении. Для них сбор проектом средств на ICO становится не только инструментом повышения ликвидности, но и как с историей с краудфандингом, признаком валидации продукта рынком. На данный момент инвесторы все чаще инвестируют в эквити блокчейн проектов, то есть покупают долю в обмен на инвестиции. А это дает сигнал рынку, что в проекте профессиональные инвесторы, которые заинтересованы не в токенах и быстром спекулятивном сливе при выводе на биржу, а в долгосрочном развитии стартапа с последующей продажей своей доли стратегу. Как это бывает в обычных венчурных инвестициях.
 
В швейцарском городе Цуг инвесторами была создана Криптодолина, где «выращиваются» блокчейн-стартапы. Как вы оцениваете данный проект? Стоит ли России уже сегодня перенимать швейцарский опыт?
 
Такой опыт перенимать уже поздно. А вот то, что нужно сделать, так это развивать свою экосистему с учетом уже совершенных ошибок регуляторов других стран, включая Швейцарию.
 
Более близкий нам пример – это Беларусь, где был принят соответствующий декрет и многие проекты развиваются там из-за более простых и понятных условий. Вообще, это очень сложный вопрос и существует много рисков, поэтому совершенно понятно, почему государство очень осторожно действует в этом направлении. Но это уже даже не будущее, а настоящее, и российские стартапы и предприниматели в этой области признаны во всем мире, поэтому необходимо усиливать позиции в этой сфере, пользуясь моментом.
 
Расскажите, как построена работа со стартапами в «Сколково». Допустим, у меня есть интересный проект в области социальных медиа или, скажем, нейросетей. Что надо сделать, чтобы стать резидентом «Сколково»?

Что касается бизнес-школы «Сколково», то там выстроена соответствующая экосистема, которая позволяет предпринимателям развиваться за счет сообщества, поддерживающего своих участников. Именно в этой бизнес-экосистеме стало возможным создание программы «Стартап Академия». С ее помощью можно прокачать и валидировать как свою идею, так и уже развивающийся проект. Менторы, коучи, преподаватели работают над тем, чтобы руководители проектов смогли добиться результатов за более короткий срок. Ценность участники получают не только от них, но и от одногруппников, которые делятся своим реальным опытом.
 
Власти Москвы выступили с идеей объединить все технопарки столицы в единое пространство. Для этого было предложено создать единую IT-платформу.  Как вы оцениваете данные предложения? С какими из технопарков могло бы выстроить сотрудничество «Сколково»?
 
Нужно больше экспериментировать, учитывая предыдущий опыт и результаты. Экспериментировать, а затем масштабировать успешные кейсы. Без этого невозможно построить как успешный продукт, так и венчурную экосистему.
 

Интервью взял: Александр Столяров  


* «Экономика по требованию» – модель, когда пользователь заказывает услуги онлайн и получает сразу же их офлайн. Самые яркие примеры – серверы онлайн-заказов такси: Uber, Gett, Яндекс-такси.


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться