Так ли уж они необходимы компаниям?
Так ли уж они необходимы компаниям?
Новости
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Корпоративный… университет

Так ли уж они необходимы компаниям?

Международная лаборатория Экономики нематериальных активов Высшей школы экономики изучила роль корпоративного университета как одного из инструментов развития и повышения качества человеческого капитала отдельно взятой компании.

Гипотеза о создании корпоративным университетом повышенных конкурентных преимуществ для компании была протестирована на основе данных по российским и европейским публичным компаниям.  Всего в выборку вошло около 2500 компаний из России, Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании. Российский рынок был выбран в качестве представителя развивающейся экономики, а европейский – развитой. Среди российских всего лишь 2,4% компаний организовали собственные корпоративные университеты, в европейских этот показатель значительно выше – 28%. Интересно, что и в России, и в Европе корпоративные университеты в основном концентрируются в столицах, исключением является Германия.

Оказалось, что высокая стоимость компании на фондовом рынке отрицательно влияет на вероятность создания ею корпоративного университета как в России, так и в Европе. Возможно, это происходит из-за негативных ожиданий инвесторов относительно рентабельности подобных активов с учётом высоких рисков. Таким образом, бизнес, в который стремятся привлечь инвесторов, в среднем менее склонен к таким вложениям.

«Корпоративный университет – это риск. Успешные компании, по-видимому, рассматривают иные способы инвестировать в человеческий капитал сотрудников», – прокомментировал результаты исследования один из его авторов Петр Паршаков, научный сотрудник Международной лаборатории Экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ в Перми.

Ещё один интересный вывод касается соседства компаний с ведущими классическими университетами в России и Европе. Для европейских компаний наличие в ближайшей географической доступности какого-нибудь университета становится важным положительным фактором развития своего внутрикорпоративного университетского проекта. В России же находящийся неподалёку классический университет производит, напротив, замещающий эффект, снижая вероятность создания корпоративного университета на 2%.

Кроме того, была выявлена общая тенденция: эффективность отдачи инвестированного капитала в корпоративные университеты не всегда сохраняется надолго. При прочих равных капитализация компаний с корпоративным университетом на 271 млн. евро меньше. При этом на развитых рынках существует положительный синергетический эффект корпоративных и «классических» университетов в долгосрочной перспективе.

Исследователи также дали рекомендации компаниям, рассматривающим возможность учреждения корпоративного университета: им предварительно необходимо  провести тщательный анализ, планирование и оценку таких вложений, что позволит значительно снизить риски.

Российским компаниям можно рекомендовать сконцентрироваться на менее масштабных инвестициях, а также обратить внимание на повышение эффективности использования уже запущенных корпоративных университетов. В дальнейшем исследователи планируют изучить нефинансовые показатели эффективности вложений в корпоративные университеты, такие как создание положительного образа компании, повышение её привлекательности для работников и другие факторы.

Публикация подготовлена по результатам проекта «Конкурентоспособность российских компаний в условиях необходимости импортозамещения: роль интеллектуальных ресурсов», грант РНФ №15-18-20039.

Результаты этого исследования опубликованы в Journal of Intellectual Capital.


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться