Корпоративный… университет
Так ли уж они необходимы компаниям?
Международная лаборатория Экономики нематериальных активов Высшей школы экономики изучила роль корпоративного университета как одного из инструментов развития и повышения качества человеческого капитала отдельно взятой компании.
Гипотеза о создании корпоративным университетом повышенных конкурентных преимуществ для компании была протестирована на основе данных по российским и европейским публичным компаниям. Всего в выборку вошло около 2500 компаний из России, Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании. Российский рынок был выбран в качестве представителя развивающейся экономики, а европейский – развитой. Среди российских всего лишь 2,4% компаний организовали собственные корпоративные университеты, в европейских этот показатель значительно выше – 28%. Интересно, что и в России, и в Европе корпоративные университеты в основном концентрируются в столицах, исключением является Германия.
Оказалось, что высокая стоимость компании на фондовом рынке отрицательно влияет на вероятность создания ею корпоративного университета как в России, так и в Европе. Возможно, это происходит из-за негативных ожиданий инвесторов относительно рентабельности подобных активов с учётом высоких рисков. Таким образом, бизнес, в который стремятся привлечь инвесторов, в среднем менее склонен к таким вложениям.
«Корпоративный университет – это риск. Успешные компании, по-видимому, рассматривают иные способы инвестировать в человеческий капитал сотрудников», – прокомментировал результаты исследования один из его авторов Петр Паршаков, научный сотрудник Международной лаборатории Экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ в Перми.
Ещё один интересный вывод касается соседства компаний с ведущими классическими университетами в России и Европе. Для европейских компаний наличие в ближайшей географической доступности какого-нибудь университета становится важным положительным фактором развития своего внутрикорпоративного университетского проекта. В России же находящийся неподалёку классический университет производит, напротив, замещающий эффект, снижая вероятность создания корпоративного университета на 2%.
Кроме того, была выявлена общая тенденция: эффективность отдачи инвестированного капитала в корпоративные университеты не всегда сохраняется надолго. При прочих равных капитализация компаний с корпоративным университетом на 271 млн. евро меньше. При этом на развитых рынках существует положительный синергетический эффект корпоративных и «классических» университетов в долгосрочной перспективе.
Исследователи также дали рекомендации компаниям, рассматривающим возможность учреждения корпоративного университета: им предварительно необходимо провести тщательный анализ, планирование и оценку таких вложений, что позволит значительно снизить риски.
Российским компаниям можно рекомендовать сконцентрироваться на менее масштабных инвестициях, а также обратить внимание на повышение эффективности использования уже запущенных корпоративных университетов. В дальнейшем исследователи планируют изучить нефинансовые показатели эффективности вложений в корпоративные университеты, такие как создание положительного образа компании, повышение её привлекательности для работников и другие факторы.
Публикация подготовлена по результатам проекта «Конкурентоспособность российских компаний в условиях необходимости импортозамещения: роль интеллектуальных ресурсов», грант РНФ №15-18-20039.
Результаты этого исследования опубликованы в Journal of Intellectual Capital.