Как получить пользу от иностранных инвестиций?
Как получить пользу от иностранных инвестиций?
Новости
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Работайте с «огоньком»!

Как получить пользу от иностранных инвестиций?

Исследователи Высшей школы экономики выявили: чтобы получить максимум пользы от иностранных партнёров из развитых стран, российским компаниям необходимо в первую очередь инвестировать в развитие интеллектуальных ресурсов. 

Прямые иностранные инвестиции — мечта всех бизнесменов. Это не просто дополнительный источник финансирования, но и важный элемент трансформации и улучшения качества человеческого капитала, механизм обмена знаниями между компаниями и адаптации новых технологий. Все это по идее должно приводить к увеличению конкурентоспособности.

Однако на практике так получается не всегда. Эмпирические свидетельства оказались весьма разнородны и противоречивы, особенно в отношении бизнесов развивающихся экономик. Экономисты доказали: преимущества, которые могут дать компании прямые иностранные инвестиции, не возникают автоматически, а существенным образом связаны с возможностями ими воспользоваться.

Учёные НИУ ВШЭ Анна Быкова, Карлос Хардон и Фелис Итурриага уже не раз анализировали данные российских публичных компаний и влияние на них иностранных инвестиций . 

«Мы обнаружили, что наличие иностранной собственности обычно не влияет на результаты деятельности компаний. Оно оказывает положительный эффект только в период экономической рецессии или усиливает его для экспортоориентированных компаний, — рассказала Анна Быкова, научный сотрудник Международной лаборатории экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ в Перми. — Нам это показалось странным.

Возникла идея — возможно, иностранные инвестиции «полезны» не всем, а только тем, кто наделён определенными ресурсами. Другими словами, для наличия положительного эффекта между иностранными инвестициями и результатами деятельности компании необходимо наличие «медиаторов» или посредников. Эту гипотезу решено было протестировать, используя концепцию динамических способностей (dynamic capabilities), разработанную Д. Тиисом в 1997 году. Именно динамические способности, согласно нашим предположениям, играют медиативную роль».

Динамические способности – это способности компании постоянно создавать, расширять и модифицировать свои ресурсы в зависимости от условий внешней среды и стратегии (Helfat и др., 2007 год).

В качестве выборки для проведения анализа были взяты данные о 1096 российских публичных компаниях за период с 2004 по 2014 год, собранные Международной лабораторией экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ-Пермь из открытых источников.

Для исследований использовались метод частичных наименьших квадратов (Partial Least Square-Structural Equation Modelling) и программное обеспечение SmartPLS 3.0. Особенность этого метода в том, что он позволяет оценивать функциональные связи между ненаблюдаемыми переменными — динамическими способностями, и наблюдаемыми переменными — иностранными инвестициями и результатами деятельности фирмы.

При этом ненаблюдаемые переменные представлены в модели посредством наблюдаемых индикаторов. Учитывая преимущества метода (более мягкие требования к нормальности распределения данных, использованию вторичной информации), PLS-SEM всё чаще применяется в работах в области стратегического менеджмента.

«В отличие от предыдущих работ, использовавших PLS-SEM, мы применили в своей модели не опросные, а открытые данные для измерения динамических способностей», — подчеркнула Анна Быкова.

Результаты показали, что динамические способности играют не частичную, как предполагалось, а полную посредническую роль. Таким образом, во-первых, были подтверждены результаты предыдущих работ, демонстрировавших отсутствие статистически значимого эффекта прямых иностранных инвестиций. Во-вторых, было отмечено, что трансформация иностранных инвестиций в экономическую добавленную стоимость происходит посредством трансформации внутренних ресурсов компании или за счёт механизма использования динамических способностей.

В итоге исследователи выделили три типа динамических способностей, наиболее важных для анализа взаимодействия между компаниями-получателями из развивающихся экономик и инвесторами из развитых стран.

Первый тип — абсорбционная способность или умение обучаться, внедрять знания и технологии, полученные от иностранных партнёров. Второй тип – адаптивная способность или умение трансформировать свои внутренние ресурсы в соответствии с более высокими требованиями иностранных инвесторов, что особенно важно для компаний развивающихся рынков. Третий тип – коммуникативная способность или эффективное обнаружение и внедрение знания о более высоких рыночных стандартах, технологиях работы с покупателями и поставщиками, увеличивающих лояльность клиента.

Анализируя влияние отдельных типов динамических способностей, авторы обнаружили, что наибольшее значение для создания стоимости имеет коммуникативная способность: 52.2% общего эффекта приходится именно на этот тип, в то время как для операционной эффективности, измеренной рентабельностью общих активов, наибольший эффект в 50% даёт адаптивная способность. Полученные выводы позволяют выстраивать стратегии развития российских компаний в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Исследование проводилось в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2018 году. Результаты опубликованы в журнале Knowledge Management Research & Practice: https://doi.org/10.1080/14778238.2018.1428070.


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться