С какой целью в России создают самолет вертикального взлёта
С какой целью в России создают самолет вертикального взлёта
Наука и технологии
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

В воздух без разгона

С какой целью в России создают самолет вертикального взлёта

Российские специалисты ведут разработку самолёта вертикального взлёта и посадки (СВВП). За последнее время об этом как минимум трижды говорил вице-премьер Юрий Борисов. Подробности проекта не разглашаются, однако известно, что он включён в госпрограмму вооружения 2018-2027 годов.  

Для нужд авианосцев

Замглавы правительства РФ Юрий Борисов заявил в августе журналистам о том, что по поручению президента ведутся работы по созданию СВВП. Аналогичные заявления он делал (в ранге замминистра обороны) в июле и ноябре 2017 года. Ожидается, что разработка необычной машины растянется на 7-10 лет.

«Сейчас ведутся работы над концептуальной моделью, прототипами. Безусловно, это будущее. Для всех типов авианесущих кораблей необходим будет новый парк летательных аппаратов. Именно для этого используются различные технологии, которые позволяют обеспечить укороченные взлёт и посадку, либо просто вертикальный взлёт», — сообщил Борисов на военно-техническом форуме «Армия-2018».

Из слов вице-премьера следует, что самолёт вертикального взлёта войдёт в состав палубной авиации Военно-морского флота. В настоящее время у нашей страны только один авианосец — тяжёлый крейсер проекта 1143.5. «Адмирал Кузнецов» (находится на ремонте). Однако к 2030 году Минобороны планирует построить головной атомный авианосец проекта 23000 «Шторм».

Таким образом в не столь отдалённой перспективе Россия станет обладательницей двух плавучих аэродромов. Логично предположить, что проект самолёта вертикального взлёта запущен для того, чтобы вооружить авианосцы на десятилетия вперёд. Сейчас палубная авиация России представлена истребителями Су-33 и МиГ-29К/КУБ.

Дорогая, сложная, но перспективная

Самолёт вертикального взлёта — машина, способная подниматься в воздух без разгона (подобно вертолёту). Также СВВП бережёт здоровье лётчику, испытывающему огромную нагрузку на позвоночник при посадке на авианосец с помощью аэрофинишёра.

Работы над СВВП в СССР и на Западе начались в 1950-е годы. Британская компания Hawker Siddeley создала семейство истребителей-бомбардировщиков Harrier, французское предприятие Dassault Aviation — самолёт Dassault Mirage IIIV, американская корпорация Lockheed Martin — малозаметный истребитель F-35B, советское ОКБ Яковлева — штурмовик Як-38 и многоцелевой Як-141.

Все СВВП входят в состав авиакрыла авианосцев. Однако характеристики подобных машин позволяют им приземляться на палубу больших десантных кораблей, на обычные аэродромы и клочки суши. Важное преимущество самолётов вертикального взлёта заключается в оперативности. В случае нападения противника они могут быстрее других крылатых птиц подняться в воздух.

Тем не менее нигде в мире СВВП не составляют основу авиакрыла плавучих аэродромов. Военные сохранили приоритет за самолётами с укороченным или обычным взлётом, и такой выбор отнюдь неслучаен. Причина в том, что СВВП обладают целым букетом недостатков, которые по-прежнему не удаётся ликвидировать.

Самолёты вертикального взлёта являются более дорогими и прихотливыми машинами. Чтобы создать необходимую подъёмную силу требуется двигатель с повышенным запасом тяги. При этом во время взлёта самолёт «съедает» огромное количество топлива. Создать и содержать парк СВВП может позволить себе только богатое государство.

Кроме того, двигатели самолёта с перебоями работают в южных широтах и в жаркую погоду, а система управления машиной очень сложная, от пилота требуется невероятное профессиональное мастерство, чтобы предотвратить аварийную ситуацию.

Повышенный расход топлива и особенность силовой установки оказывают негативное влияние на боевые характеристики. СВВП значительно уступает другим крылатым птицам не только по безопасности и надёжности, но и по радиусу применения, грузоподъёмности, защищённости и манёвренности.

Например, боевой радиус даже усовершенствованных версий Як-38 не превышал 195 километров (против 1-2 тысячи километров у МиГ-29К без дозаправки в воздухе). Максимальная боевая нагрузка советского штурмовика составляла 1,5 тонны (против 4,5 тонны у МиГ-29К).

«Яковская линия»

Эксперты убеждены, что вложения в проект самолёта вертикального взлёта оправданы для государства, которое рассчитывает на лидирующую роль в Мировом океане. Учитывая планы Минобороны по сохранению и развитию авианосного флота, России понадобится парк СВВП, пусть и в ограниченном объёме.

По мере развития технологий ряд проблем, связанных с безопасностью и эксплуатацией СВВП, будут решены. Также отечественным конструкторам наверняка удастся улучшить боевые характеристики самолёта вертикального взлёта. Яркий пример весьма удачного сочетания новаторских подходов — американский F-35B, который оставил далеко позади всех своих «вертикальных» предшественников.

На текущий момент непонятно, какой проект лёг в основу перспективного российского самолёта вертикального взлёта. В 2004 году Минобороны заморозило проект сверхзвукового всепогодного самолёта Як-141, который в 1991-1992 годах установил 12 мировых рекордов скороподъёмности и высоты полёта с грузом, однако потерпел несколько аварий из-за ошибок пилотов.

На основе концепции Як-141 отечественные специалисты создали как минимум два эскизных проекта: Як-43 и Як-201. В своём прошлогоднем заявлении о разработке СВВП на МАКС-2017 Борисов упомянул о «яковской линии», дав понять, что заказ на перспективный самолёт вновь получило легендарное ОКБ Яковлева.

Автор: Алексей Капустин  



Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться