Может ли Россия ликвидировать зависимость от зарубежной авиатехники
Может ли Россия ликвидировать зависимость от зарубежной авиатехники
Технологии
17.08.2018 17:34
отправить
Задать вопрос
по материалу
Новость дня
Финал всероссийского III конкурса HR–ов пройдет в Москве
Новость дня
Офис – там, где ты
Новость дня
Какое будущее у майнинга: мнение экспертов
Новость дня
Никита Куликов: Боевые роботы – это то же самое что автомат Калашникова
Новость дня
Могут ли у роботов появиться эмоции?
Новость дня
Нейросети на практике: работающая технология или маркетинговая уловка
Новость дня
Как не попасть в ловушку криптовалютных мошенников
Новость дня
Почему биткоину сложно достичь прежних высот
Новость дня
Роботы вместо начальников
Новость дня
Роботы из международных корпораций
ещё...
 

Воздушные перспективы

Может ли Россия ликвидировать зависимость от зарубежной авиатехники

19 августа Россия отметит День воздушного флота. Это профессиональный праздник «всех причастных»: лётчиков, технического персонала, конструкторов, инженеров, механиков, работников цехов.  Создание самолёта — очень сложный процесс, требующий эффективной кооперации десятков или даже сотен предприятий. «Умная Страна» проанализировала ситуацию на рынке отечественного самолетостроения.

В советский период отечественная промышленность полностью обеспечивала страну лайнерами различного типа. Советская авиатехника отставала от западных аналогов, однако эта дистанция не была критичной.

В 1990-е годы авиастроительная отрасль РФ оказалась на грани катастрофы из-за резкого падения объёма перевозок. В начале 2000-х годов, когда появился спрос на пассажирские и грузовые самолёты, российская промышленность уже была не способна удовлетворить появившиеся у авиакомпаний потребности в современной авиатехнике.

_______________________________________________________________________

Крупнейшими игроками на международном рынке являются американская Boeing и европейская Airbus. Продукцией этих компаний пользуется едва ли не каждая страна мира. По мнению экспертов, большие перспективы у китайских производителей (Comac, Xi’an), имеющих доступ к огромному растущему внутреннему рынку.

________________________________________________________________________

Перевозчики, включая крупнейшего игрока — «Аэрофлот», начали выводить из парка дальнемагистральные машины КБ «Ильюшина», среднемагистральные ОКБ Туполева и ближнемагистральные ОКБ им. Яковлева, закупая иностранные лайнеры.

Причина такой «непатриотичной» политики заключается в элементарных рыночных закономерностях. С конца 1980-х годов технологии в гражданской авиации шагнули далеко вперёд, и коммерческая эксплуатация отечественных самолётов в XXI веке стала невыгодной.

От SSJ 100 к МС-21

Дальнейшая стагнация авиапрома РФ грозила обернуться похоронами перспектив его развития. В связи с этим в середине 2000-х годов государство оказало поддержку созданию ближнемагистрального самолёта Sukhoi Superjet 100.

Проект дал определённые результаты, но не стал прорывным, выявив нехватку в нашей стране современной авионики и экономичных двигателей с необходимыми показателями тяги. Из открытых данных следует, что было выпущено более 100 машин. В парке «Аэрофлота» находится 30 SSJ 100, авиакомпании «Ямал» — 15 машин.

Лайнер не смог добиться коммерческого успеха ни на внутреннем, ни на внешнем рынках. В августе Минпромторг объявил конкурс на проведение опытно-конструкторских работу по улучшению характеристик надёжности SSJ 100 «с целью обеспечения перспективных требований рынка».

Полностью отечественным ближнемагистральным самолётом должен стать МС-21, разработанный на базе проекта Як-242. 28 мая 2017 года состоялся первый полёт опытного образца. 20 июля 2018 года второй опытный образец совершил беспосадочный перелёт из Иркутска (где был произведён) в подмосковный Жуковский (аэродром ЛИИ им. М. М. Громова).

В настоящее время идёт доработка МС-21. В ходе испытаний самолёт поднимался на высоту 12 тысяч метров и развивал скорость в 850 км/ч. Считается, что перспективный лайнер будет на 20% экономичнее своих конкурентов из Boeing и Airbus.

Работы над машиной несколько затянулись, однако она уже успела получить множество отзывов, внушающих оптимизм. В частности, инженерам удалось облегчить планер и крылья МС-21 за счёт широкого использования композитных материалов. Также, как обещают разработчики, салон лайнера будет превосходить западные аналоги по уровню комфорта.

Согласно текущим планам, в серийное производство самолёт поступит в двух компоновках: МС-21-300 (163-211 мест) и МС-21-200 (132-165 мест). Дальность полёта первой модификации составит около 5 тысяч километров, второй — 3,5 тысячи километров. В перспективе может быть создана версия МС-21 с дальностью полёта до 7 тысяч километров.

ПД-14 на замену PW1400G

Существенным недостатком МС-21 является американская силовая установка Pratt & Whitney PW1400G с тягой до 15 тонн. Это единственный зарубежный компонент машины. На PW1400G будут летать первые 25 серийных самолётов, которые поставят коммерческим перевозчикам. Государственным заказчикам будут продаваться лайнеры с пермскими двигателями ПД-14 тягой на взлёте от 9 до 18 тонн.

По информации Объединённой двигателестроительной компании (ОДК), первая партия (предположительно, из пяти единиц) ПД-14 должна быть поставлена корпорации «Иркут» (производителю МС-21) до конца 2018 года. Двигатель находится на стадии испытаний. В 2018 году он будет сертифицирован в Росавиации, в 2019 году — в европейском агентстве по безопасности полётов (EASA).  

МС-21 с ПД-14 имеет все шансы занять обширную нишу на внутреннем рынке ближнемагистральной авиации. На текущий момент известно о планах «Аэрофлота» закупить 50 лайнеров. С большой вероятностью МС-21 будет пользоваться спросом силовых ведомств (Минобороны, МВД, ФСБ, МЧС) и СЛО «Россия» Управления делами Президента.

Если перспективный лайнер окажется действительно недорогой и экономичной машиной, то наверняка «Иркут» получит заказы от региональных авиакомпаний РФ и лоукостеров из России, Ирана и стран Латинской Америки.

Автор: Алексей Капустин


Смотрите также:


«Нас вдохновила Tesla»
Стоит ли верить обещаниям производителей нового вида городского транспорта?
15.11.2018 19:24
Устройства, объединяйтесь!
Как и зачем создают экосистемы, объединяющие все доступные гаджеты
14.11.2018 10:00