Может ли Россия ликвидировать зависимость от зарубежной авиатехники
Может ли Россия ликвидировать зависимость от зарубежной авиатехники
Наука и технологии
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Воздушные перспективы

Может ли Россия ликвидировать зависимость от зарубежной авиатехники

19 августа Россия отметит День воздушного флота. Это профессиональный праздник «всех причастных»: лётчиков, технического персонала, конструкторов, инженеров, механиков, работников цехов.  Создание самолёта — очень сложный процесс, требующий эффективной кооперации десятков или даже сотен предприятий. «Умная Страна» проанализировала ситуацию на рынке отечественного самолетостроения.

В советский период отечественная промышленность полностью обеспечивала страну лайнерами различного типа. Советская авиатехника отставала от западных аналогов, однако эта дистанция не была критичной.

В 1990-е годы авиастроительная отрасль РФ оказалась на грани катастрофы из-за резкого падения объёма перевозок. В начале 2000-х годов, когда появился спрос на пассажирские и грузовые самолёты, российская промышленность уже была не способна удовлетворить появившиеся у авиакомпаний потребности в современной авиатехнике.

_______________________________________________________________________

Крупнейшими игроками на международном рынке являются американская Boeing и европейская Airbus. Продукцией этих компаний пользуется едва ли не каждая страна мира. По мнению экспертов, большие перспективы у китайских производителей (Comac, Xi’an), имеющих доступ к огромному растущему внутреннему рынку.

________________________________________________________________________

Перевозчики, включая крупнейшего игрока — «Аэрофлот», начали выводить из парка дальнемагистральные машины КБ «Ильюшина», среднемагистральные ОКБ Туполева и ближнемагистральные ОКБ им. Яковлева, закупая иностранные лайнеры.

Причина такой «непатриотичной» политики заключается в элементарных рыночных закономерностях. С конца 1980-х годов технологии в гражданской авиации шагнули далеко вперёд, и коммерческая эксплуатация отечественных самолётов в XXI веке стала невыгодной.

От SSJ 100 к МС-21

Дальнейшая стагнация авиапрома РФ грозила обернуться похоронами перспектив его развития. В связи с этим в середине 2000-х годов государство оказало поддержку созданию ближнемагистрального самолёта Sukhoi Superjet 100.

Проект дал определённые результаты, но не стал прорывным, выявив нехватку в нашей стране современной авионики и экономичных двигателей с необходимыми показателями тяги. Из открытых данных следует, что было выпущено более 100 машин. В парке «Аэрофлота» находится 30 SSJ 100, авиакомпании «Ямал» — 15 машин.

Лайнер не смог добиться коммерческого успеха ни на внутреннем, ни на внешнем рынках. В августе Минпромторг объявил конкурс на проведение опытно-конструкторских работу по улучшению характеристик надёжности SSJ 100 «с целью обеспечения перспективных требований рынка».

Полностью отечественным ближнемагистральным самолётом должен стать МС-21, разработанный на базе проекта Як-242. 28 мая 2017 года состоялся первый полёт опытного образца. 20 июля 2018 года второй опытный образец совершил беспосадочный перелёт из Иркутска (где был произведён) в подмосковный Жуковский (аэродром ЛИИ им. М. М. Громова).

В настоящее время идёт доработка МС-21. В ходе испытаний самолёт поднимался на высоту 12 тысяч метров и развивал скорость в 850 км/ч. Считается, что перспективный лайнер будет на 20% экономичнее своих конкурентов из Boeing и Airbus.

Работы над машиной несколько затянулись, однако она уже успела получить множество отзывов, внушающих оптимизм. В частности, инженерам удалось облегчить планер и крылья МС-21 за счёт широкого использования композитных материалов. Также, как обещают разработчики, салон лайнера будет превосходить западные аналоги по уровню комфорта.

Согласно текущим планам, в серийное производство самолёт поступит в двух компоновках: МС-21-300 (163-211 мест) и МС-21-200 (132-165 мест). Дальность полёта первой модификации составит около 5 тысяч километров, второй — 3,5 тысячи километров. В перспективе может быть создана версия МС-21 с дальностью полёта до 7 тысяч километров.

ПД-14 на замену PW1400G

Существенным недостатком МС-21 является американская силовая установка Pratt & Whitney PW1400G с тягой до 15 тонн. Это единственный зарубежный компонент машины. На PW1400G будут летать первые 25 серийных самолётов, которые поставят коммерческим перевозчикам. Государственным заказчикам будут продаваться лайнеры с пермскими двигателями ПД-14 тягой на взлёте от 9 до 18 тонн.

По информации Объединённой двигателестроительной компании (ОДК), первая партия (предположительно, из пяти единиц) ПД-14 должна быть поставлена корпорации «Иркут» (производителю МС-21) до конца 2018 года. Двигатель находится на стадии испытаний. В 2018 году он будет сертифицирован в Росавиации, в 2019 году — в европейском агентстве по безопасности полётов (EASA).  

МС-21 с ПД-14 имеет все шансы занять обширную нишу на внутреннем рынке ближнемагистральной авиации. На текущий момент известно о планах «Аэрофлота» закупить 50 лайнеров. С большой вероятностью МС-21 будет пользоваться спросом силовых ведомств (Минобороны, МВД, ФСБ, МЧС) и СЛО «Россия» Управления делами Президента.

Если перспективный лайнер окажется действительно недорогой и экономичной машиной, то наверняка «Иркут» получит заказы от региональных авиакомпаний РФ и лоукостеров из России, Ирана и стран Латинской Америки.

Автор: Алексей Капустин



Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться