Точкой невозврата, когда они будут вынуждены это сделать, эксперты называют 2023-2024 годы
Точкой невозврата, когда они будут вынуждены это сделать, эксперты называют 2023-2024 годы
Среда обитания
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Участникам рынка девелопмента придется менять бизнес-модели

Точкой невозврата, когда они будут вынуждены это сделать, эксперты называют 2023-2024 годы

Основатель и творческий директор импакт-агентства SmartHeart Стас Окрух и стратег Центра развития креативных пространств Гриша Храбров в прямом эфире в соцсети обсудили, что происходит на рынке девелопмента России. По мнению Храброва, участникам рынка придется менять бизнес-модели.

«Есть чёткий сигнал, что будущее девелопмента стоит «за уникальным, ориентированным на человека и соразмерным его масштабу жилищное строительство» — это мнение высказали эксперты сессии теории и практики на международном строительном форуме 100+ TechnoBuild, — отметил Гриша Храбров. — То есть, людям интересно жить в тех местах, которые уже созданы. Не то чтобы не выезжая из них (понятно, что пандемия изменила сценарии использования пространства, в котором мы находимся), но жить с ним в большей гармонии и связи».

По его оценке, развитие таких проектов будет происходит по сценарию, озвученному на Московской международной книжной ярмарке в рамках дискуссии «Дома культуры: новое (старое) пространство для сообществ», которая прошла в сентябре 2022 года.

«В советское время ДК строились повсеместно, потом они стояли никому не нужны, а новые девелоперские проекты, обрастали фитнесами, СПА, барами, шавермами, но только не культурными центрами. И логика нас подталкивает к тому, что они либо превратятся в не раз описанные блогером Варламовым гетто и их снесут, либо произойдёт то, что я предлагаю называть реконцептингом — то есть сменой сути. Сути того, для чего вообще нужны эти жилые комплексы и проекты, большие площади в том числе торговые и коммерческие, — рассуждает Храбров. — И вот здесь роль девелопера критически важна. Потому что, понастроив все эти огромные пространства, они понимают сейчас, что модель, когда они уже сдали это всё и ушли из проекта, а людям приходится там жить, работать, что угодно делать — это модель вчерашнего дня. Те проекты, что сейчас вводятся в эксплуатацию, уже на ходу теряют ценность. Девелоперы сами признают, что 23/24 год —это точка невозврата, тот момент, когда им вынужденно придётся поменять бизнес-модель.

Де-факто у нас получается ситуация, что новые девелоперы не продают квадратные метры, а оставляют их у себя в собственности (по крайней мере, оставляют себе коммерческие помещения и роль УК) и собираются на них в дальнейшем зарабатывать. И соответственно для того, чтобы на них зарабатывать, нужны какие-то модели или сервисы, потому что сами по себе они монетизировать себя не будут. Мы знаем, что в пандемию огромное количество коммерческих площадей простаивало. Поэтому искать придётся всем».

 

Транскрипт беседы опубликован на сайте vc.ru

Фото pixabay — StockSnap


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться