Первый вице-президент бизнес-сообщества «Опора России» рассказал про отличительные «фишки» семейного предпринимательства в России.

Первый вице-президент бизнес-сообщества «Опора России» рассказал про отличительные «фишки» семейного предпринимательства в России.

Семья 3.0
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Павел Сигал: Семейному бизнесу в России помогут закон, терпение и разум

Первый вице-президент бизнес-сообщества «Опора России» рассказал про отличительные «фишки» семейного предпринимательства в России.

Медиаплатформа «Семья 3.0» встретилась с первым вице-президентом бизнес-сообщества «Опора России» Павлом Сигалом и узнала, что он думает о перспективах этого хоть и не настолько популярного, но уверенно заявляющего о себе направления.

- Что сейчас мешает семейному бизнесу стать «модным» в России?

- В российском законодательстве вообще нет отдельного понятия «семейный бизнес», но, несмотря на отсутствие официального определения, само это направление  продолжает активно развиваться.

Для того чтобы появилась действительно мода на семейные предприятия, нужно начать как минимум с того, чтобы прописать это понятие в законодательстве и подготовить качественную правовую базу для того, чтобы семьи могли организовывать свое дело без пресловутых административных барьеров. Чтобы создать семейное предприятие было легко.

К слову, почему бы властям не обратить внимание на успешную практику семейных патентов, которая широко применяется в ряде стран. Этот инструмент позволяет гораздо легче вести дела внутри семьи.

family.jpg

- То есть, пока и говорить, по сути, не о чем?

- Нельзя сказать, что традиции семейного бизнеса в России нет. У нас, как и на Западе, владельцы бизнеса нередко стараются так или иначе «занять» своих уже подрастающих наследников, когда дети уже с достаточно юных лет начинают помогать родителям вести дела. Нередко они даже ставятся на руководящие должности.

Хотя обычно наши бизнесмены все же предпочитают сначала дать своим детям  некий стартовый капитал на открытие собственного дела. Тогда молодой предприниматель под чутким руководством родителей открывает свое дело, сам совершает ошибки и сам учится на них. И только лишь «набив шишки» начинает потихоньку вникать в бизнес родителей, участвовать в нем.

- И этого действительно достаточно?

- Cамо собой, те предприниматели, что планируют в перспективе передать семейное дело своим наследникам, стараются дать им качественное экономическое образование, в том числе за пределами страны - чтобы первые же месяцы их деятельности у руля родительского предприятия не обернулись его крахом.

Выше я привел пример ответственного подхода к делу. Но нередко на деле всё оказывается куда проще: на руководящие ответственные посты ставятся дети, а то и достаточно дальние родственники, явно пока не готовые к такой ответственности, но которых требуется «занять делом». Впрочем, это частое явления и в Европе, и в США. Практика упрямо показывает, что ничем хорошим это не заканчивается.

- Есть тому примеры?

Самый яркий пример последних лет – падение сети WeWork, руководитель которой передал руководящие посты близкой родне, совершенно не смыслящей в бизнесе: новое начальство тут же принялось выписывать себе большие премии и откровенно транжирить деньги. И так, некогда самый успешный стартап потерял не только позиции на рынке, но и поддержку инвесторов.


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться