Учёный-психолог — об истоках проблемы школьного буллинга


Учёный-психолог — об истоках проблемы школьного буллинга


Люди
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Сергей Ениколопов: «Истоки школьного буллинга лежат в семье»

Учёный-психолог — об истоках проблемы школьного буллинга


Медиаплатформа «Умная страна» представляет экспертное мнение руководителя отдела медицинской психологии ФГБНУ «Научного центра психического здоровья» Сергея Ениколопова об истоках агрессии в школьной подростковой среде, как с ней боролись в советских школах, и какие ошибки при попытках пресечь насилие допускают родители сегодня.

— Насколько тотальна проблема буллинга в школах? Иногда приходится слышать, что это абсолютно новое явление и в прежние времена, в советской школе, такого или не было, или было экзотикой.

— Возможно, кого-то это удивит, но такое явление как буллинг во всём мире был, есть и, вероятно, будет. Другой вопрос — масштаб этой проблемы для каждой конкретной школы, конкретного района, региона итд. Буллинг в той или иной мере присутствовал и в советских школах, правда тогда все учителя прекрасно знали, что в их функционал входит ещё и воспитание. За последние же 30 лет учителя привыкли к тому, что они являются лишь «поставщиками образовательных услуг».

И уже тогда было известно, что агрессия в школу приходит из дома. В моём классе была очень разношёрстная публика, когда вместе с детьми сотрудников Академии наук учились дети, чьи родители были простыми работягами из Академстроя и Академснаба. Эти ребята ютились с родителями в бараках и не верили нам, что нас наши родители не бьют. Мы дружили, эти мои одноклассники приходили ко мне домой после 8 вечера — специально (это я уже понял позже, когда стал заниматься вопросом профессионально) — просто чтобы своими глазами посмотреть на родителей, которые не бьют.

И я отлично помню, что и в первом и во втором классе у нас были, как правило, по понедельникам, мальчики и девочки, которые даже сесть за парты могли с большим трудом, так как их зады были отбыты.

— И советские педагоги спокойно на это смотрели?

— Нет, конечно. Где-то классу к четвертому вся эта практика телесных наказаний сходила на нет, в том числе благодаря тому, что учителя уверенно воздействовали на таких родителей через парткомы и профкомы, вышибая из них сами мысли о жёстком наказании детей.

Сегодня такого инструмента нет, но родители продолжают бить детей и, как итог, мы имеем на сегодня уровень буллинга в школах не сравнимый с тем, что был в советских школах.

Но, повторюсь, мы говорим всё же о глобальном явлении, поскольку проблемы насилия в школе актуальны для всего мира, для Европы, для США (где была принята программа модерации). Каждая страна использует свои пути преодоления этой проблемы.

— Огромное число родителей считает, что лучший способ борьбы с буллингом — «дать сдачи» обидчику. Как Вы смотрите на такое решение?

— Действительно, есть такие родители, их немало. Я помню, как ко мне поступали предложения со стороны таких ценителей «сдачи» о проведении «тренингов агрессии» для их детей, чтобы они не боялись и не стеснялись бить в ответ.

Такую позицию родителей можно понять на эмоциональном уровне, но она очень уязвима и, в конечном счете, вредна для детей, потому что она не даёт никакого стимула для роста.

Эти родители забывают, что со школой жизнь их детей не заканчивается. Такой ребёнок вырастает и начинает проявлять агрессию на работе, в семье — в ответ на раздражители. И порочный круг буллинга замыкается… Отсутствие навыков решения конфликтов в цивилизационном ключе загоняет его в тупик и, часто, рушит жизнь.


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться