Если же вы ограничиваете время проведения за компьютером, то должны предложить ребёнку не менее интересную замену
Если же вы ограничиваете время проведения за компьютером, то должны предложить ребёнку не менее интересную замену
Люди
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Татьяна Виноградова: если с ребенком всё в порядке, он никогда не выберет виртуальную реальность

Если же вы ограничиваете время проведения за компьютером, то должны предложить ребёнку не менее интересную замену

Педагог-психолог Центра психологической поддержки и психокоррекции в Санкт-Петербурге, куратор проекта для родителей детей с особенностями развития «Такой как мы», Татьяна Виноградова о том, стоит ли бояться компьютерных игр, а также об их вреде и пользе для детей. 

— Татьяна, сегодня, наверное, нет детей, которые не играли бы в компьютерные игры. почему, на ваш взгляд, они получили такую популярность?

— Компьютерные игры — это такая же привычка, как настольные или сюжетно-ролевые игры, чтение книг. Это навык, который развивается, если ему уделять внимание и время.

Для начала следует понять, почему мы позволяем детям развивать навык компьютерных игр?

  • Чувство вины, что все дети знают, что такое телефон или компьютер, а ваш ребёнок, например, нет. Что у всех есть планшет, а у вашего нет.

  • Нехватка времени или выгорание родителей, то есть усталость, хроническое нежелание почитать с ребёнком сказки, поиграть с ним. И тогда родитель сам предлагает ребёнку компьютерные игры, чтобы отвлечь его внимание.

Со временем такая привычка может стать зависимостью.

— Почему компьютерные игры так привлекательны?

Играть в компьютерную игрушку проще, чем читать книжку. Для этого необходимо разучить несколько клавиш. А чтобы научиться читать, нужно, как минимум уже знать 33 буквы алфавита, возможно, цифры.

Компьютерная реальность более яркая. Там ребёнок может быть кем угодно: героем с суперспособностями и возможностями. Он может управлять временем и делать многое невозможное в действительности. Привыкая к любой из игр, ребёнок понимает, что в обычной жизни он не такой уж и классный, а обычный человек, и окружающая его обстановка не такая интересная, как в игре. И, как следствие, ещё глубже погружается в виртуальный мир. Чрезмерное увлечение компьютерными играми, кроме того, может говорить о недостатке впечатлений, интересном в жизни ребёнка.

— То есть, компьютерные игры все же опасны? Или ребенку можно разрешать играть, но ограниченное время?

— Важно понимать, что ребёнок с нормальной психикой никогда не променяет живое общение с родителями, сверстниками на компьютерные игры. Если родитель предлагает качественно провести время: поиграть в футбол, сходить на пикник, прогулку, ребёнок, если с ним всё в порядке, никогда не выберет виртуальную реальность.

Родители — носители идей жизни ребенка. И как бы нам ни казалось это странным, но от того, насколько сильно родитель любит эту жизнь во всех красках и проявлениях, настолько сильно ребёнок будет любить эту жизнь. Я не верю человеку, который говорит, что его ребёнок ничего не хочет. Возникает вопрос: а чего вы хотите делать сами, когда приходите вечером с работы? Упасть на диван и заснуть, а потом утром опять проснуться и пойти на работу? Если так, то ребёнок будет убегать от этой реальности, это касается детей любого возраста. Подростки тоже любят проводить время с родителями. Отношения с ними нужно выстраивать дружественные, на равных. Тогда будет открытость и доверие.

— Какие моменты, связанные с компьютерными играми, нужно взять на контроль родителям?

— Если ребёнок увлекается компьютерными играми, ему важно не уйти в виртуальную реальность. Родителю нужно присматривать, чтобы ребёнок не прогуливал школу, чтобы у него были интересы помимо учёбы, был свежий воздух и качественно проведённое с родителями время.

Ещё один момент — запреты. Они требуют особого контроля, а, соответственно, плохо воспринимаются и переживаются детьми. Чем меньше вы запрещаете, чем крепче убеждены, что компьютерная игра не сможет заменить ребёнку реальную жизнь, тем проще у него будет проходить взаимодействие с виртуальной реальностью. Что я имею в виду? Запретный плод сладок. Если ребёнку разрешить провести в игре только 15 минут, он будет нервничать, искать способы обмануть, чтобы ещё урвать время за компьютером, начнёт манипулировать. Когда нет жёстких запретов, есть доверие, компьютер перестаёт быть таким интересным.

Если же вы ограничиваете время проведения за компьютером, то имейте в виду, что должны предложить ребёнку замену не менее интересную. Это должно быть живое общение, совместные игры, занятия, которые вашему ребёнку по душе. Современные взрослые могут не уступать детям в играх и саморазвлечениях. В нас есть такой же огонь познания. Нужно только разжечь его. И отличным поводом для этого может стать совместно проведённое время с ребёнком.

— А есть ситуации, когда игры на компьютере могут принести пользу ребенку?

— Да, в некоторых случаях компьютерные игры нужны детям, чтобы снимать эмоциональное напряжение. Например, когда ребёнок целый день находится в шумном классе среди ребят, и ему хочется побыть одному. Компьютерная игра может быть подходящим пространством. Ему нужно туда уйти на некоторое время.

Считаю, что компьютерных игр бояться не стоит. Они никогда не смогут заменить ребёнку живого общения с родителями, которые ни в коем случае не могут быть хуже компьютера. Ведь человек чувствует, любит, компьютер же не умеет этого. Будьте уверены, для вашего ребёнка вы важнее всего.

   

Татьяна Виноградова ведет блог о здоровье детей и о том, что каждой маме может быть непросто.

 

Фото предоставлено пресс-службой «Сети клиник Раевского»


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться