Спецпроекты
Астробиологи из России и Германии обнаружили светящуюся краску для поиска микробов в «инопланетных» регионах Земли

Найдена краска для поиска «инопланетных» микробов

Она позволяет находить бактерии в геотермальных источниках, арктических пустынях и на других территориях, где имеются условия постоянной нехватки воды.

«Этих микробов часто находят в древних соляных отложениях возрастом в миллионы лет. Наш метод позволяет находить их в минеральных образованиях и исследовать», - рассказал заместитель заведующего Лаборатории перспективных исследований мембранных белков МФТИ Валентин Борщевский.

В последние годы ученые обсуждают гипотезу панспермии – идею того, что жизнь на планету могла быть занесена из космоса. Это предположение подтвердили эксперименты на борту российских биоспутников серии «Бион-М», благодаря которым была доказана возможность выживания микробов при падении метеорита. Такие опыты, а также открытие следов обитаемых озер на Марсе заставили ученых задуматься над тем, в каких условиях могут жить бактерии и что необходимо для их выживания.

Борщевский вместе с коллегами выявил группу микробов, способных жить в условиях солености и недостатка влаги - галофилов. Проблема изучения этих микробов заключается в том, что их возможно изучать только в той среде, где они обитают. Любые попытки извлечь их и размножить в лабораторных условиях приводили к тому, что клетки галофилов разваливались на части.

Российские и немецкие ученые для исследования галофилов решили воспользоваться светящейся краской, созданной для «раскраски» клеток человека и прочих многоклеточных существ. Благодаря краске специалисты сумели проследить за тем, как колонии бактерий Halobacterium salinarum реагировали на разные токсины. В таких условиях галофилы меняли свою форму, превращались из палочек в сферообразные структуры, а после исчезновения источника опасности принимали обычный вид.

Ученые считают, что краситель можно использовать для исследования колоний галофилов и поиска их следов на других планетах, передает «РИА Новости».