В Казани разработали психологическую модель ученого
Ученые КФУ создали психологическую модель ученого и назвали характеристики, обуславливающие формирование личности исследователя
Ученые КФУ создали психологическую модель ученого и назвали характеристики, обуславливающие формирование личности исследователя
Специалисты провели эксперимент на двух группах. В первую вошли 73 аспиранта, завершившие обучение с представлением к защите кандидатской диссертации. Таким образом, они имели навыки квалифицированного выполнения научно-исследовательской деятельности. Вторую группу - 25 человек - представляли кандидаты наук.
В нее вошли бывшие аспиранты, достигшие процедуры защиты диссертации в отличие от группы «аспиранты», члены которой либо были отчислены, либо не соответствовали критериям успешности в данном виде деятельности.
Психологи установили, что для достижения первой ступени академической карьеры значимы такие психологические показатели, как «критерии оценки», «самоценность», «планирование». Исследование позволило ответить на следующие вопросы: «как стать ученым», «какие психологические характеристики необходимо развивать для совершенствования себя как субъекта научно-исследовательской деятельности», «развитие каких психологических характеристик личности поможет удовлетворить запрос общества в развитии и получении научных кадров».
Самыми важными характеристиками личности кандидата наук стали сформированная система отношений к себе и других людям, независимая оценка своих успехов в реализации намеченных целей.
Ученые Казанского федерального университета видят модель ученого как человека осознающего ценность своей личности, способного выбрать средства для достижения цели и применять их в необходимой последовательности, гармоничного, толерантного, удовлетворенного прошлым и настоящим, ориентирующегося на равноправное общение.
Разработанную психологическую модель ученого планируется применять в ходе разработки рекомендаций по формированию личности исследователя, говорится на сайте вуза.