Спецпроекты

На протяжении 70 лет в Петербурге работает КБ, проектирующее уникальные подводные лодки и аппараты

На протяжении 70 лет в Петербурге работает КБ, проектирующее уникальные подводные лодки и аппараты

Технологии
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Атомный «Малахит»

На протяжении 70 лет в Петербурге работает КБ, проектирующее уникальные подводные лодки и аппараты

Главком ВМФ России адмирал Владимир Королев посетил 21 апреля расположенное в Санкт-Петербурге морское бюро машиностроения (СПМБМ) «Малахит», один из флагманов отечественной кораблестроительной мысли. На предприятии Королев провел заседание, посвященное разработке многоцелевых атомных подводных лодок (АПЛ) пятого поколения (проект «Хаски») и ход строительства субмарин четвертого поколения проекта 885 «Ясень-М».

На сегодняшний день в состав ВМФ входит только одна подлодка проекта «Ясень-М». До 2023 корабелы должны сдать в эксплуатацию Тихоокеанскому и Северному флотам шесть субмарин «Казань», «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Пермь», «Ульяновск».

Хаски» — это проект на отдаленную перспективу. АПЛ нового поколения призвана стать технологической платформой для создания субмарин различного предназначения. Предполагается, что «Хаски» будут охотниками за подлодками противника, а также носителями крылатых ракет. Закладка первой АПЛ ожидается на рубеже 2023-2024 годов. На текущий момент завершены работы по аванпроекту (определение облика).

«Кит», «Сёмга», «Ёрш», «Щука»

«Малахит» — высокотехнологичное предприятие на берегах Невы. На протяжении 70 лет оно занимается разработкой подводных лодок и различных комплексов. Основная специализация СПМБМ — реализация военно-технических проектов. Речь идет о разработке многоцелевых АПЛ, малых подводных лодок прибрежного действия, сверхмалых субмарин, комплексов торпедно-ракетного вооружения и транспортно-пусковых контейнеров.

Для гражданских нужд «Малахит» создает средства изучения Мирового океана (автономные подводные аппараты и различные технические приспособления), разрабатывает проекты морских сооружений для освоения прибрежных акваторий, проекты комплексной интегрированной системы для добычи нефти и газа, универсальные средства пожаротушения и различные учебно-тренировочные средства.

За минувшие 70 лет работы «Малахит» выполнил свыше 50 проектов, по котором было построено более 300 подводных лодок, в том числе 100 — с атомной энергетической установкой, отмечают в Министерстве обороны РФ.

Достаточно сказать, что петербургское морское бюро машиностроения является автором первой отечественной АПЛ — подводной лодки проекта 627(А) «Кит» и первой стратегической дизельной субмарины, вооруженной баллистическими ракетами (проект 629). 1 апреля 1962 года по проекту «Малахита» вошла в строй первая советская АПЛ с жидкометаллическим реактором (проект 645 ЖМТ «Кит»).

Наиболее известными разработками СПМБМ стали подлодки проекта 661 «Анчар», проекта 671 «Ёрш», проекта 671РТ «Сёмга», проекта 671РТМ(К) «Щука», проекта 705(К) «Лира», проекта 971 «Щука-Б». В настоящее время субмарины проекта 971 составляют основу российских многоцелевых АПЛ, охотников за натовским флотом. На смену «Щукам» придут модернизированные варианты проекта «Ясень», а потом «Хаски».

«Не имеет себе равных»

История «Малахита» началась в 1947 году. СССР стремился воссоздать газотурбинный двигатель немецкого ученого Гельмута Вальтера, который позволял подводным лодкам XXVIW серии передвигаться с максимальной на тот момент скоростью при невысоком уровне потребления кислорода.

Для этих целей советское правительство распорядилось создать Специальное конструкторское бюро (СКБ). Сотрудничать с Москвой согласился заместитель доктора Вальтера Фридрих Статешный. Работа иностранца увенчалась успехом — все необходимые документы были найдены. 31 марта 1948 года постановлением Совета Министров СССР №3679сс было учреждено СКБ-143 под руководством Алексея Антипина.

Первым детищем бюро стала дизель-электрическая подлодка проекта 617, заводские испытания которой начались в 1952 году. В приемном акте Государственной комиссии от 20 марта 1956 года говорилось: «по широкому диапазону больших подводных скоростей и дальностям хода с этими скоростями подводная лодка не имеет себе равных в составе отечественного флота, что значительно расширяет тактические возможности боевого использования подводных лодок такого типа».

Свое нынешнее название петербургское КБ получило 23 февраля 1974 года. Бывшее СКБ-143 и Центральное проектное бюро «Волна» (бывшее ЦКБ-16) были объединены в один институт — МБМ «Малахит».

«После объединения двух бюро произошла реорганизация коллектива и дальнейшая история его неразрывно связана с проектированием и созданием как подводных атомных кораблей, так и надводных кораблей, судов и других сооружений. Уникальная история бюро в дальнейшем отражена в других разделах, посвященных созданию подводных лодок первого и второго поколения, ракетных стендах и глубоководных технических средствах», — говорится на сайте «Малахита».

Вклад «Малахита» в развитие атомного флота был отмечен Владимиром Королевым на прошедшей в феврале 2018 года в Петербурге конференции, посвященной 60-летию атомного подводного флота. По словам адмирала, за минувшие шесть десятилетий «наша страна не только сохранила уникальные традиции атомного подводного кораблестроения, но и приумножает их, внедряя новые технологии»

«В 1958 году была построенная первая отечественная атомная подводная лодка. Тогда, за ее создание на соискание Ленинской премии был представлен 81 человек. К 1961 году страна имела уже 9 атомных подводных лодок — 4 ракетных и 5 торпедных. В советский период было построено более 250 атомных подводных лодок различных классов», — подчеркнул Королев.


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться