Доктор в телефоне
Можно ли лечиться онлайн и что тормозит рынок телемедицины в России
Закон о телемедицине в России, принятый в нынешнем году и которого рынок ждал очень давно, революционным не стал. Он лишь легализовал врачебные онлайн-консультации, но по-прежнему не допускает возможности дистанционной постановки диагноза или выписки онлайн-рецептов. Несмотря на это, игроки рынка воодушевились, а инвесторы вкладывают деньги в многообещающие проекты. Какие медицинские проблемы россияне могут решить при помощи мобильного телефона и что ждет рынок телемедицины в ближайшем будущем – разбиралась «Умная Страна».
mHealth: зачем и для кого
Развитие современных средств связи, распространение смартфонов и других гаджетов привели к небывалому росту мобильных приложений и сервисов для здоровья. Нужный вам специалист всегда будет на проводе – ведь многие проблемы со здоровьем можно решить с помощью консультаций, не обращаясь при этом в клинику. Кроме того, стоимость консультации зачастую ниже, чем очный приём в клинике.
Современные пациенты привыкли заказывать еду, вызывать такси и оплачивать счета, не отрываясь от повседневных дел — все можно сделать с мобильного телефона за пару кликов. Они ждут того же от медицины и оценивают медицинскую услугу в частной клинике как сервис, рассказал «Умной Стране» Александр Константинов, генеральный директор сервиса по контролю здоровья ONDOC.
«При долгосрочном лечении, долгих перерывах между приемами, хронических заболеваниях, беременности, потребность в доступе к врачу через мобильное приложение растет. Врачи же хотят, чтобы пациенты соблюдали план лечения и быстрее выздоравливали. Иногда сами просят установить пациентов мессенджер, которым они привыкли пользоваться, чтобы быть на связи и отвечать на вопросы о здоровье».
Взрыв популярности mHealth можно связать сразу с несколькими факторами, считает Александр Шаповалов, коммерческий директор IT-компании ТехЛАБ. «В первую очередь, благодаря мобильным технологиям диагностика, мониторинг и лечение стали доступны пациентам в любом месте и в любое время. Это серьезно улучшило условия жизни маломобильных и тяжелобольных пациентов – они могут теперь находиться дома, зная, что в случае непредвиденных ситуаций смогут связаться со своим лечащим врачом. Коммуникация в чрезвычайных ситуациях – вообще одно из главных преимуществ мобильного здравоохранения: некоторые мобильные функции и приложения для здоровья позволяют мгновенно обращаться в службу поддержки, например, автоматически набирая экстренный контакт одним нажатием кнопки».
На сегодняшний день в России существует большое количество сервисов, позволяющих получать медицинские услуги, не выходя из дома – Яндекс.Здоровье, Qapsula, DocDoc, Педиатр 24\7, OnDoc и другие. Впрочем, оговоримся: при помощи мобильного телефона можно получить лишь врачебную консультацию – за постановкой диагноза и рецептом всё же придётся обратиться в клинику очно.
Почему не растёт?
В России популярность mHealth растет чуть медленнее, чем на глобальном уровне, считает Александр Шаповалов. Лишь с принятием законопроекта о телемедицине сегмент mHealth получил серьезный стимул и возможности для резкого роста. «Впрочем, российский рынок по скорости появления новых технологий мобильной медицины вряд ли будет долго отставать от общемирового: уже появляются интересные наработки отечественных стартапов для организации удаленных консультаций с врачами или диагностики при помощи искусственного интеллекта».
Под телемедициной в России понимают, прежде всего, врачебные видео-консультации и возможность записаться на приём онлайн. Речь не идет о полноценном удаленном наблюдении и лечении пациентов. По крайней мере, на данный момент принятый в нашей стране закон этого не разрешает, рассказал «Умной Стране» Александр Антипов, директор по развитию бизнеса компании «Ай-ФОРС» (ГК ФОРС). «В России полноценное оказание медицинских услуг возможно только в специализированном лечебном учреждении. Со вступлением в силу закона появились правовые основы для оказания подобного рода медицинских услуг, но их спектр пока сильно ограничен. Это связано и с перечнем услуг, которые могут оказываться дистанционно, и с порядком их оказания, и с практически полным отсутствием носимых измерительных устройств – зарегистрированных в РФ медицинских изделий. Играет свою роль недостаточная готовность врачей к освоению новых технологий, нежелание брать на себя дополнительную ответственность».
Телемедицина: всё ли плохо
«Дремучее охранительство и бюрократическая мертвечина» - так охарактеризовал главную проблему со стороны регуляторной деятельности Минздрава Роман Константинов, руководитель группы компаний «Эко-безопасность». «Нормы душат разработки в этой сфере, не дав им даже зародиться: длительная и неподъёмная процедура выдачи сертификата на изделие медицинского назначения, маниакальное желание посадить всех врачей на идентификацию с помощью допотопных usb-токенов, игнорирование возможности внедрения двухуровневой авторизации медицинских работников, проблемы с подключением к Российской государственной информационной системе здравоохранения».
Помимо законодательных ограничений, есть и другие причины, не позволяющие российской телемедицине развиваться. Например - перебои в доступе к приложениям из-за неравномерного покрытия регионов высокоскоростными сетями, возможные перегрузки мобильных приложений, а также отсутствие адекватных стандартов в области регулирования мобильных приложений и обмена данными о пациентах, считает Александр Шаповалов.
Но ситуация на российском рынке очень быстро меняется. Лечебные учреждения, идя навстречу рыночным реалиям, включают персональную телемедицину в перечень своих услуг. «Можно назвать сеть клиник «Доктор рядом», проект МЕДСИ совместно с МТС, а также Клинику персонализированной медицины в Первом МГМУ им. Сеченова, где используется платформа RemsMed для мониторинга состояния здоровья пациентов. Кроме того, подобные технологические решения способствуют формированию цифровой медицинской карты пациента, что позволяет ему значительно проще получать «второе мнение» или консультацию профильного специалиста, проживая в удаленном населенном пункте. Предоставление телемедицинских услуг становится элементом социальной поддержки граждан со стороны государства, позволяя проводить более раннюю и точную диагностику в новой парадигме превентивной медицины», - подытожил Антипов.
По мнению Алексея Чувилина, менеджера по развитию бизнеса КРОК, в скором времени услуга дистанционного взаимодействия пациента с доктором будет включена в пакет страховых услуг. Однако, как считает эксперт, игрокам рынка еще предстоит решить ряд стратегических вопросов, связанных с регулированием и лицензированием телемедицины.
«Во-первых, пациентам необходимо привыкнуть к новому формату удалённого взаимодействия с доктором – по видеоконференцсвязи. Во-вторых, нужно решить, как будет обеспечиваться защита персональных данных пациентов. Сейчас лишь небольшая часть сервисов телемедицины может гарантировать сохранность персональных данных. Как пример, онлайн-сервис ТelemedHelp - платформа для видео консультаций с врачами и управления пациентом своими медицинскими данными - перенес конфиденциальные данные о пациентах в наше защищенное облако. В-третьих, лечебным учреждениям нужно выстроить процесс оплаты услуг. И в-четвертых, клиники должны будут понять, как они будут оказывать услугу телемедицины с технологической точки зрения. Будут ли они создавать собственную ВКС-инфраструктуру или воспользуются сервисами по подписке, где будут хранить данные о пациентах и так далее».
А что думают врачи?
По мнению представителей врачебного сообщества, далеко не каждая болезнь может быть диагностирована и вылечена удалённо. Как рассказала «Умной Стране» Татьяна Шилова, главный врач клиники SMILE EYES, если брать узкоспециализированные врачебные специальности, в частности офтальмологию, то помимо жалоб пациента, для постановки диагноза требуется высокотехнологичная и дорогостоящая аппаратура. А всё, что может дать приложение на данный момент - фотографию глаза пациента.
«Если технологии будут развиваться и упомянутые выше точки станут оборудованы такими приборами как оптический когерентный томограф, кератотопограф, фундус-камера, ультразвуком и т.д., то можно будет говорить о полноценных удалённых консультациях, однако, их применение требует присутствия, как минимум, среднего медицинского персонала для подготовки пациентов и помощи при затруднениях при использовании аппаратуры».
Существуют области медицины, где телемедицина серьезной пользы вообще принести не может, считает Виктор Леви, главный врач израильской клиники LevIsrael. «Например, неврология, хирургия, либо любая другая сфера медицины, где требуется физический контакт с пациентом, пальпация, физический осмотр, оперативное вмешательство. И вообще – телемедицина с моей точки зрения это не о лечении на расстоянии. Это удобная система, для получения второго мнения врача, не более того».
Весьма показательным может быть пример с лечением онкологических больных, и тем, как лечить пациента при помощи телемедицины, если диагноз ставится в одной стране, а лечение предстоит в другой, как это часто бывает в случаях онкозаболеваний.