Спецпроекты
Как современные технологии решают транспортные проблемы в Москве и удается ли им?
Как современные технологии решают транспортные проблемы в Москве и удается ли им?
Технологии
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Инновации на автотрассе

Как современные технологии решают транспортные проблемы в Москве и удается ли им?

Дорожное движение остается одной из важнейших проблем крупных городов. Но современные технологии способны если не решить ее, то уж точно значительно улучшить ситуацию. В России лучшим примером улучшения дорожной ситуации с помощью инновационных технологий является Москва.

Транспортные проблемы

Главной проблемой дорожного движения в Москве принято считать пробки. И действительно, многие эксперты считают, что ситуация с пробками до сих пор затрудняет городское движение.

Так, Татьяна Михеева, заведующая научно-исследовательским сектором организационно-методического обеспечения транспортного планирования института «НИИАТ» считает, что многие проблемы московского дорожного движения связаны с особенностями проектировки в СССР. Раньше не предусматривалась такая высокая автомобилизация, что привело к недостаточно плотной улично-дорожной сети и маленькой протяженности дорог на один автомобиль.

«В первую очередь проблемы проявляются в местах наибольшего притяжения транспортного спроса – в центральной части города, где также имеется дефицит парковочного пространства. Строительство новых развязок, хорд, реконструкция вылетных магистралей локально улучшают дорожное движение, в том числе перераспределяют транспортные потоки из центра, но только подчеркивают чрезмерную загруженность центра города. Улучшение дорожной ситуации и скорости движения вне центра города сильнее проявляет эффект «бутылочного горлышка» при движении транспортного потока в центр», - объяснила она.

Еще одна проблема, которую отмечают эксперты – безопасность дорожного движения. За 2017 год, по данным ГИБДД, в Москве произошло 8875 аварий, в которых погибло 492 человека. По мнению партнера логистической компании «Точка-Точка» Евгения Мискевича, проблему можно было бы решить принятой во многих развиты странах системой оценки водительского поведения. Модель позволяет режиме онлайн влиять на количество ДТП, отслеживая агрессивность поведения водителей и соблюдения ими правил дорожного движения.

А эксперт ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Гопкало считает, что отчасти проблему безопасности должны решить виброполосы – разметка, при наезде на которую водитель слышит шум и ощущает вибрацию. «Сегодня большинство аварий происходят из-за того, что водители выезжают на полосу встречного движения или съезжают на обочину. Практически каждое девятое ДТП (10,8%) связано с выездом на полосу встречного движения, в трех из десяти случаев происшествия заканчиваются смертельным исходом. Виброполосы должны максимально снизить количество таких ДТП. Стоит заметить, что себестоимость «шумовой» разметки невысока, а для автомобилей виброполосы безопасны», - объяснил Алексей. Подобная разметка сейчас нанесена на МКАДе.

Другая важная проблема, которая отчасти влияет на безопасность – это колеи. Московские дороги подвержены келейности, что ухудшает управляемость автомобиля и может привести к аварии, особенно при мокрой погоде.

Алексей Гопкало рассказал, что колеи появляются из-за нарушения водителями скоростного режима. Например, на МКАДе максимальная разрешенная скорость – 100 км/ч, но водителя часто разгоняются до 150 км/ч, что и приводит к появлению опасных колей. Поэтому, по мнению Алексея, решить проблему должна установка камер, фиксирующих скорость водителей.

Решения

Несмотря на остающиеся проблемы, в Москве активно внедряются инновационные технологии, способные улучшить дорожную ситуацию.

Так, в столице с 2011 года внедряется интеллектуальная транспортная система (ИТС), способная анализировать и прогнозировать транспортные потоки. Как рассказала Татьяна Михеева, такая система представляет собой совокупность автоматизированных систем, решающих задачи по мониторингу транспортной ситуации, обработке собранных данных, информированию участников транспортной системы, а также адаптивному управлению дорожным движением.

Одной из таких систем является светофорное регулирование. С его помощью перераспределяются транспортные потоки на определенных участках улично-дорожной сети с целью сократить заторы на перекрестках и в целом увеличить скорость движения. Еще один шаг - это организация приоритетного проезда общественного транспорта на перекрестках. Реализованный на перекрестке шоссе Энтузиастов и ТТК эксперимент с включением светофоров только когда подъезжает трамвай показал, что, предоставляя приоритет общественному транспорту не только увеличивается скорость движения трамвая, но и уменьшается время простоя автомобилей

Для этой же цели, по мнению Татьяны, в общественный транспорт установлены датчики ГЛОНАСС. Передача данных о местонахождении транспорта позволяет создать для него «зеленую волну», регулирую светофоры в режиме реального времени.

По словам Алексея Гопкало, частью системы является также установка видеофонарей – фонарных столбов с установленными возле ламп камерами. Такие камеры позволяют отслеживать дорожную ситуацию и автоматически распознавать ДТП, что ускорит прибытие экстренных служб на место аварии.

Как рассказал Евгений Мискевич, вся ИТС должна улучшить ситуацию по пропускной способности московских дорог и по аварийности. Для этого вся информация системы обрабатывается в специальном, самом большом в Европе ситуационном центре.

Вячеслав Оглоблин


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться