Современные технологии меняют процесс образования, но школы не всегда успевают за цифровизацией

Современные технологии меняют процесс образования, но школы не всегда успевают за цифровизацией

Технологии
18.09.2018 18:28
отправить
Задать вопрос
по материалу
Новость дня
Финал всероссийского III конкурса HR–ов пройдет в Москве
Новость дня
Офис – там, где ты
Новость дня
Какое будущее у майнинга: мнение экспертов
Новость дня
Никита Куликов: Боевые роботы – это то же самое что автомат Калашникова
Новость дня
Могут ли у роботов появиться эмоции?
Новость дня
Нейросети на практике: работающая технология или маркетинговая уловка
Новость дня
Как не попасть в ловушку криптовалютных мошенников
Новость дня
Почему биткоину сложно достичь прежних высот
Новость дня
Роботы вместо начальников
Новость дня
Роботы из международных корпораций
ещё...
 

Как школа становится цифровой

Современные технологии меняют процесс образования, но школы не всегда успевают за цифровизацией

Цифровизация экономики в России медленно, но верно меняет привычную среду. Затронула она и образование. «Умная страна» поговорила с экспертами на предмет того, как цифровые тренды трансформируют современную школу.

Прогресс дошёл

Современная школа с технической точки зрения ушла далеко вперёд по сравнению с тем, что было всего 10-15 лет назад. Электронные доски с выходом в интернет, электронные журналы и цифровой контроль за успеваемостью – без этого не обходится современный учебный процесс.

«Теперь в любой момент можно узнать домашнее задание и оценки по предметам с помощью телефона или компьютера, понять, какие проблемы у ребёнка в школе и предпринять меры. Создаются и сервисы, которые облегчают жизнь учителю – например, для проведения контрольных и самостоятельных работ. Они помогают быстро проверять усвоенные знания, в один клик формировать проверочную работу с множеством вариантов заданий для всего класса. Есть проекты, которые занимаются разработкой игровых форм обучения детей младшего возраста», - рассказал «Умной стране» руководитель методического отдела образовательного проекта InternetUrok.ru Юрий Гребенюк.

Российская глубинка не отстаёт. Уровень внедрения передовых образовательных технологий в школах областных и районных центров России догоняет или практически соответствует столичному, за исключением, может быть, малокомплектных деревенских школ, считает руководитель направления по работе с системой образования группы компаний Softline Андрей Брюнин. «А в таких регионах как Башкортостан, Татарстан, Тюменская область цифровизация школ не только не отстает от московской, но и обгоняет ее по ряду параметров», - отметил он.

В некоторых поселениях, например, Дальнего Востока остаются свои сложности в связи с географической отдаленностью и ландшафтными особенностями, но и этой части России есть чем поделиться и гордиться передовыми достижениями, считают ведущий эксперт и руководитель проектов направления «Образование» компании «Нетрика» Наталья Быстрова и Мария Иванова. Несмотря на географическую удаленность, проблемы со связью, интернетом там есть победители Всероссийских конкурсов, 100-бальники ЕГЭ и поступившие абитуриенты столичных ВУЗов.

Российская система образования тем не менее не всегда поспевает за прогрессом. Парадокс в том, что новые технологии продвигают люди, которые далеки от школы. «На теоретическом уровне легко рассуждать, что нужно российской школе, но надо понимать, что, например, наличие интерактивных панелей в школе совсем не означает наличие программного обеспечения под эти панели? - рассказал «Умной стране» Дмитрий Растворов, директор по региональному продвижению проекта «Яндекс.Учебник».

«Недавно наш амбассадор проводила лекции в одной из маленьких районных школ Челябинской области. Выяснилось, что после 11 часов дня там отключают свет в целях экономии бюджета. И, конечно же, встает вопрос - как учителям и ученикам использовать новые технологии в школе до 11 часов (со светом и интернетом) - и после 11 часов, без электричества?»

Кадры решают

Государственное образование достаточно инертно. В первую очередь это связано с нехваткой ресурсов на обучение сотрудников, считает Владимир Шарич, руководитель учебного отдела онлайн-школы «Фоксфорд». «Учителя перегружены подготовкой и проведением уроков, проверками тетрадей, заполнениями отчетов и другими мероприятиями. Заниматься освоением новых технологий некогда».

Несмотря на повсеместное использование интернета и доступность новых технологий, сама программа, к сожалению, не изменилась, говорит Шарич. «По-прежнему от учеников требуются конкретные знания, умения и навыки. Это несколько противоречит не только выводам об устаревании программы, но и новым государственным стандартам, согласно которым важно не обладание информацией, а умение её обрабатывать. Всё дело в том, что содержание образования определяют не абстрактные стандарты, а формат реальных экзаменов, в которых никакие информационные технологии не задействуются (за редкими исключениями)».

Кроме того, по мнению Шарича, у педагогов существует потребность в современном образовательном контенте, то есть качественные видеозаписи, сценарии уроков, задачи с автоматической проверкой и тому подобное. «И здесь в моменте есть две проблемы: во-первых, качественный контент в достаточном количестве только разрабатывается, а во-вторых, некачественного контента очень много, и очень сложно найти качественный среди общей массы. Проще говоря, техника стоит, но использовать её некому и не на что».

Новый подход

Гораздо более важная проблема – это то, что новые технологии по большей части сфокусированы на проблеме «как учить», и совсем не затрагивают насущный вопрос –

«чему учить», считает Юрий Гребенюк. «Меняются подходы к обучению, но не меняется сама суть. Современные технологии просто дублируют классическую модель обучения, не меняя содержание школьной программы. К сожалению, все усилия в образовании сейчас сосредоточены на том, как донести знания до детей, а не на том, что именно доносить».

За последние годы, по мнению эксперта, в некоторых областях этих наук совершены существенные прорывы, например, помогающие объяснить многие явления в этом мире. Например, дилемма заключённого из теории игр может быть использована и на уроках истории для объяснения причин гонки вооружений, и в биологии для объяснения особенностей некоторых эволюционных процессов.

Как считает основатель школы InternetUrok.Ru Михаил Лазарев, должна измениться сама роль школьного учителя. «Он уже перестал быть единственным источником информации. И даже самым авторитетным – любую информацию можно найти в устройстве, которое лежит в кармане каждого школьника. И ученики понимают, что педагог не может знать больше интернета о своём предмете. Поэтому учитель должен стать неким проводником в этом необъятном пространстве информации, помогать ребёнку отделять важное от неважного, правду от вымысла и обмана, что особенно важно в современном мире».

Эксперты из «Нетрики» обратили внимание, что пока еще большинство учителей не готовы к переходу от классического образования. Большая роль также лежит на родителях. «Родитель – обязательный участник образовательного процесса. Анализ – высокий уровень мышления, который не предлагается человеку в дар, способность эффективного разделения целого на составные части, логические связи и поэтапное сложение умозаключений формируется в условиях системности. Роль родителей в этом процессе бесценна», - отмечают они.

Автор: Елена Горбачева

Смотрите также:


«Нас вдохновила Tesla»
Стоит ли верить обещаниям производителей нового вида городского транспорта?
15.11.2018 19:24
Устройства, объединяйтесь!
Как и зачем создают экосистемы, объединяющие все доступные гаджеты
14.11.2018 10:00