Спецпроекты
Каким будет обновлённый российский самолёт-топливозаправщик Ил-78М-90А
Каким будет обновлённый российский самолёт-топливозаправщик Ил-78М-90А
Технологии
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Летающий танкер

Каким будет обновлённый российский самолёт-топливозаправщик Ил-78М-90А

Заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко сообщил, что военное ведомство может заказать 14 самолётов-заправщиков Ил-78М-90А до 2027 года. Судя по всему, расходы на покупку более дюжины этой авиатехники включены в текущую госпрограмму вооружения, рассчитанную на 2018-2027 годы.

Судьба крупного контракта с Объединённой авиастроительной корпорацией (ОАК), по словам Криворучко, зависит от результатов государственных испытаний опытной модели Ил-78М-90А, сообщает ТАСС. Этап заводских тестов самолёта начался 25 января 2018 года на аэродроме АО «Авиастар-СП» (Ульяновск).

Незаменимый помощник боевой авиации

Топливозаправщик — это особый тип военно-транспортного самолёта, предназначенный в основном для заправки истребителей и бомбардировщиков. Наличие парка топливозаправщиков значительно повышает экспедиционные возможности вооружённых сил в целом и расширяет радиус применения боевой авиации.

По сути, самолёт-топливозаправщик представляет собой «летающий танкер», который может проводить заправку самолётов в воздухе и на аэродроме. России топливозаправщики необходимы прежде всего для поддержания возможностей воздушного компонента ядерной триады. На учениях дальней авиации нередко отрабатывается дозаправка в воздухе Ту-95МС и Ту-160.

«Услугами» топливозаправщиков пользуются истребители Су-27, Су-30СМ, Су-35, Т-50, которые часто сопровождают стратегические ракетоносцы или находятся на боевом дежурстве. Кроме того, отечественные топливозаправщики применялись на раннем этапе сирийской операции. Сейчас эти самолёты участвуют в учениях или перебрасываются в страну, где проводится международное авиашоу для заправки пилотажной группы.

С конца 1980-х годов отечественный парк топливозаправщиков состоит из Ил-78, сконструированного на базе транспортного Ил-76МД. Эта гигантская птица способна перевозить до 65 тонн топлива при общей вместимости в 82 тонны.

До 14,8 тонны топлива могут быть размещены в крыльевых баках Ил-78, которые используются для дозаправки оперативно-тактической авиации. До 28 тонн помещается в фюзеляжных баках для пополнения запасов горючего стратегических ракетоносцев. Дальность действия Ил-78 составляет 3,6 тысячи километров, практический потолок — 12 километров.

После распада СССР производство Ил-78 было развёрнуто на «Авиастаре». В общей сложности с середины 1980-х годов было выпущено более 50 самолётов, из них 6 заправщиков были поставлены Индии, которая является главным на мировом рынке покупателем российской авиатехники, четыре машины проданы Пакистану. Российские ВВС эксплуатируют 15 Ил-78.

На этапе испытаний

Озвученные Криворучко планы Минобороны свидетельствуют о том, что на Фрунзенской набережной рассчитывают полностью заменить парк Ил-78, и с большой вероятностью, контракт с ОАК будет подписан. О заинтересованности заказчика косвенно говорит разрыв контракта на поставку военным двух заправщиков для дальней зоны действия на основе Ил-96-400. Об этом в мае сообщили «Известия». Военные, как отмечало издание, настаивали на доработке бортов, включая установку систем радиоэлектронной борьбы, обеспечение возможности экстренного покидания экипажем самолета, а также на выполнении других специфических требований. Но это потребовало бы 4–5 лет — тем временем Ил-96-400Т полностью выработают остаток лётного ресурса.

Ил-78М-90А — модернизированный вариант советской машины, который позволит производить одновременную заправку двух самолётов оперативно-тактической авиации и одного стратегического ракетоносца. На аэродроме улучшенный Ил-78 будет способен одновременно заправлять четыре машины.

Разработка Ил-78М-90А несколько затянулась. Согласно первоначальным планам, самолёт должен был подняться воздух в 2016 году, однако это событие произошло в январе 2018 года. Лётно-конструкторские испытания машины должны начаться в августе 2018 года и завершатся до конца года. Затем Ил-78М-90А ожидает цикл государственных испытаний.

Управляющий директор «Авиастар-СП» Василий Донцов ожидает, что предприятие сможет развернуть серийное производство машины через два-три года. В настоящее время на заводе идёт строительство поточной линии окончательной сборки самолёта.

«Новый самолёт отличается от своего предшественника модифицированным крылом, новыми двигателями и системой управления, а также имеет большую грузоподъёмность и объём перевозимого на борту топлива. Машина создана для российских ВКС, но также интерес к танкеру проявляют ряд наших иностранных партнёров», — рассказал журналистам в январе 2018 года Глава ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» Алексей Рогозин.

Выгодное преимущество Ил-78М-90А заключается в том, что он может использоваться не только по своей «основной специализации», но и как транспортная машина. Кроме того, Ил-78М-90А отличается от базовой модели меньшим расходом топлива, современным пилотажно-навигационным комплексом и «стеклянной кабиной», повышающей безопасность экипажа.

Автор: Алексей Капустин



Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться