Генеральный директор «Убиратора» ― об инновациях на службе экологии


Генеральный директор «Убиратора» ― об инновациях на службе экологии


Люди
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Никита Никишкин: «Наш сервис ― в первую очередь про экономику»

Генеральный директор «Убиратора» ― об инновациях на службе экологии


В интервью медиаплатформе «Умная страна» основатель и генеральный директор IT-компании «Убиратор» Никита Никишкин, рассказал, как ему и команде удалось совершить настоящую технологическую революцию в индустрии утилизации отходов.

― Как Вам пришла идея реализовать бизнес в такой интересной, непростой и при этом не очень популярной нише?

― Я учился в МФТИ и из окна учебной аудитории была видна огромная Долгопрудненская свалка. Скажу банально: мне стало не «всё равно», я понимал масштаб проблемы технологий утилизации бытовых отходов в России. Так я решил свою энергию и знания направить на решение задач по улучшению экологической ситуации. Погрузившись в них и разобравшись в том, как устроен рынок утилизации ТБО, какие он даёт возможности, мы с единомышленниками придумали свою бизнес-модель, которая и сейчас лежит в основе деятельности компании «Убиратор». Вот уже восемь лет прошло с тех пор, как я этим занимаюсь, мне очень нравится наш проект.

― Ожидаемый вопрос: как вообще можно «поженить» высокие технологии со сферой утилизации отходов?

― Высокие технологии и цифровизация сегодня проникают во все сферы, и индустрии, этот тренд не остановить. Да, индустрия утилизации отходов до сих пор относится к числу самых «нетехнологичных», но для нас это обстоятельство как раз открывает отличное окно возможностей. Мы увидели огромный потенциал для развития именно в этом направлении и это был для нас серьёзный вызов ― придумать, как имплементировать высокие технологии в такую «аналоговую сферу». Нам это удалось через создание высокотехнологичного сервиса ― достаточно было просто хорошо изучить рынок и его потребности.

Так, мы узнали, что большие «традиционные» компании, занимающие солидный объём рынка, за очень редкими исключениями, не работают с маленькими заказами. Их интересуют объёмы ТБО от 300 кг и выше. В то же время есть малые торговые точки, магазины, у которых в процессе работы образуется небольшое количество вторсырья ― буквально на 40-50 кг.

Большим утилизирующим компаниям брать такой вес невыгодно, нужно иметь высокую плотность клиентов, чтобы каждая машина вывозила от 15 заказов в день, а это требует совершенно другого уровня организации логистики и контроля. Тут на помощь и приходим мы со своими IT-решениями. Мы разработали платформу и предложили набор IT-продуктов для клиентов, желающих быстро и эффективно утилизировать вторсырьё, приложение для водителей, через которое они могут получать заказы и систему управления документооборотом, маршрутизацией, билингом ― такой uberlike-сервис.

― Вашими первыми клиентами стали школы. Как Вы организовали работу с ними?

― Первым нашим клиентом ― ещё на стадии, когда мы тестировали возможные форматы работы ― стал Физтех-лицей, где мы организовали сбор макулатуры с участием учеников. Наверное, нам тогда помогло договориться с руководством учреждения то, что мы предложили всё организовать бесплатно.

Мы получили очень хорошую обратную связь и начали звонить в разные школы Подмосковья, предлагая не просто услугу по утилизации отходов, а целое мероприятие: за сбор макулатуры мы давали детям подарки, также какие-то вырученные с продажи макулатуры деньги отдавались школе.

Наконец, мы создали отдельную IT-платформу для школ, где их представители могли регистрироваться, оставлять заказы на утилизацию отходов итп.

― Насколько тема экологии сегодня в принципе воспринимается бизнесом и обществом?

― На самом деле, о тренде на экологичность можно говорить, но только существует он скорее больше в информационном пространстве, об этом действительно сегодня стало очень модно говорить. В реальности же не так много компаний сегодня что-то существенное делают для экологии, особенно на фоне событий нынешнего года.

Но важно понимать, что то, что мы продаём — это лишь во вторую очередь про экологию, а в первую ― про экономику. Работа с нами позволяет компаниям либо экономить средства, либо получать дополнительный доход. Все считают деньги, все хотят оптимизировать расходы и заработать, а экология в этой системе приоритетов остаётся на втором месте. Есть, конечно, к счастью, и те клиенты, для которых в мотивах сотрудничества с нами на первом месте стоит именно экология, а не экономика, их примерно 10%.

Если же говорить, про общество, то тренд на экоориентированность населения в России определённо заметен, доля таких наших сограждан хотя пока и небольшая, но её рост очевиден. Они готовы даже переплачивать за товары и услуги 10-20% цены, если их потребление лучше влияет на экологию.

― Каковы Ваши преимущества на рынке именно как технологичной компании?

― Во-первых, наши IT-решения позволяют вывозить маленькие заказы в 50-ти городах по всей стране и такой сервис предоставляем сегодня только мы. Во-вторых, у нас единственных на рынке утилизации ТБО есть все необходимые для современного уважающего себя IT-сервиса опции: личный кабинет с системой размещения заказов, электронный документооборот, «честная сделка»… Да, это уже давно не «инновационно» для рынка в целом, но для нашей ниши, где процессы замерли на уровне прошлого века, это действительно прорыв.

В-третьих, наши решения позволяю предоставлять более пунктуальный сервис ― благодаря разработанному алгоритму подмены водителя в режиме выполнения заказа (при любом форс-мажоре) мы в разы реже приезжаем не вовремя, а редкие опоздания ― минимальны по времени.

И наконец, мы работаем с максимально широким перечнем видов вторсырья, что стало возможным благодаря IT-решениям и масштабируемости бизнеса ― мы берём все виды макулатуры, все марки пластика, в том числе трудноперерабатываемого, электронику, стекло и другие виды отходов.


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться

Читайте также: