Зачем России понадобился аналог «натовского» танка
Зачем России понадобился аналог «натовского» танка
Наука и технологии
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Ноу-хау на колесах

Зачем России понадобился аналог «натовского» танка

О планах по созданию колесного танка в России стало известно из интервью телеканалу «Звезда» генерального директора Военно-промышленной компании Александра Красовицкого. По словам топ-менеджера, машина будет разработана на платформе «Бумеранг» (ранее на этой платформе была создана бронетехника нового поколения — БТР К-16 и БМП К-17).

«В наших планах сегодня сделать на базе этой платформы колесный танк. Это будет наше ноу-хау. Он будет иметь пушку большего диаметра. Об этом мы сможем поговорить в самое ближайшее время. При этом хочу отметить, что внутреннее убранство и обитаемость останутся ровно такими, как вы видите сегодня в этой машине (речь идет о К-17)», — пояснил Красовицкий.

Быстроходный, но уязвимый

Колесный танк — это достаточно необычная машина на взгляд российского обывателя. На вооружении отечественной армии колесные танки стояли только в довоенные годы. Сейчас колесные танки входят в парк бронетехники ряда стран-членов НАТО — США, Франция, Италия. Также этими машинами оснащены несколько подразделений вооруженных сил Швейцарии, Японии, ЮАР.

Преимущества колесного танка сводятся к быстроходности (около 100 км/ч по шоссе против 40-60 км/ч), маневренности и мобильности. Колесные машины можно в течение нескольких часов перебросить на театр военных действий (ТВД), который находится в сотнях километров, сохранив в целости асфальт. Гусеничные танки транспортируются железнодорожными составами или по морю. Заказ на перевозку, процесс погрузки, перевозка, разгрузка занимают как минимум несколько суток, а то и недель у всех армий мира.

Колесные машины имеют преимущества в условиях развитой дорожной инфраструктуры и равнинной местности, где они являются достаточно сложной целью по сравнению с гусеничными аналогами. Основные задачи колесных танков сводятся к истреблению других танков и бронетехники и к поддержке пехоты на поле боя.

Немаловажным фактором является дешевизна колесных машин. Новый гусеничный танк стоит порядка 3-6 миллионов долларов, колесный обойдется примерно в два-три раза дешевле. Его потеря на ТВД менее существенна, чем гусеничного танка хотя бы с экономической точки зрения.

Колесные машины не обладают серьезной защитой. Броня колесного танка не выдержит прямого попадания даже мелкокалиберного снаряда, не говоря о том, что осколки или мины могут вывести из строя шасси.

При этом на неповоротливую гусеничную машину (по понятным причинам она обладает более высокой грузоподъемностью) можно установить как более толстую броню, так и передовые средства, способные перехватывать боеприпасы противника. Степень защищенности танка последние 10-15 лет значительно улучшилась.

Самое главное достоинство гусеничной платформы заключается в высокой проходимости. Классический танк может действовать практически в любых природно-климатических условиях. Машины на гусеничной основе безальтернативны на бездорожье, в горно-скалистой, лесисто-болотистой местности и даже в городских боях.

Очевидно, что в России сфера использования колесных танков крайне ограничена. Идея поставить такие машины в войска пришла Минобороны в период руководства министреством Анатолием Сердюковым (2007-2012). В 2012 году ведомство взяло на испытания итальянские танки Centauro. По информации «Известий», машину проверяли на проходимость, устойчивость и стрелковые характеристики.

Однако Centauro не выдержал испытаний на российских полигонах. В 2013 году СМИ заговорили о том, что подобный танк все же нужен, и эта машина вполне может быть создана собственными усилиями на платформе «Бумеранг». Таким образом идея колесного танка далеко не первый год жила в умах офицеров Генштаба и оборонщиков.

Сирийский «Бумеранг»

Стоит ли делать вывод, что наша армия готовится к войне с Западом? Скорее всего, причина идущей сегодня разработки колесного танка заключается в экономической плоскости. Наверняка также повлиял сирийский опыт. Скорее всего, на создание колесного танка уйдет около двух-трех лет, так как у России одна из лучших школ бронетехники в мире.

Кроме того, судя по всему, «Бумеранг» действительно является крайне перспективной платформой. Однозначно можно сказать, что российский танк будет превосходить по проходимости и характеристикам натовские машины, разработанные в эпоху холодной войны.

Сирийская кампания выявила огромные недостатки классических танков (с поправкой на то, что почти все они лишены современных средств защиты). Гусеничные машины оказались слишком удобными мишенями на просторах пустыни. У боевиков были (и есть) в избытке ручные гранатометы, мортиры и переносные противотанковые комплексы производства США и СССР.

Высокую эффективность на ТВД показала не тяжелая бронетехника, а мобильные группировки, передвигающиеся на кузовных джипах и легких бронированных авто. Террористы наносили неожиданные контрудары и изматывали наступающие порядки сирийской армии. А тактику использования «джихад-мобилей» стали перенимать даже регулярные армии стран третьего мира.

В условиях отсутствия линии фронта мобильные формирования оказались весьма востребованными. Можно предположить, что колесный танк на Ближнем Востоке будет не только самостоятельной ударной единицей, которая станет громить противника, но и удачливым охотником за джипами и джихад-мобилями. Также эту функцию вполне может выполнять боевая машина «Терминатор», которая более маневренна, чем обычный танк, и может поражать широчайший спектр целей.

Массовое применение суперсовременного танка (например, модернизированных Т-90) на Ближнем Востоке вряд ли будет эффективной мерой. Во-первых, его уничтожение станет большой потерей, а использование — дорогостоящей затеей. Во-вторых, скоростные характеристики гусеничных танков не позволяют им гоняться по пустыне за мобильными группировками боевиков. Гипотетически эту задачу может решить армия ударных беспилотников, но в России такие дроны пока отсутствуют.

Разработка колесного танка в РФ может свидетельствовать о том, что Москва пришла на Ближний Восток всерьез и надолго. Также нельзя исключать вероятность того, что Россия рассчитывает на массовый спрос со стороны стран региона. Например, в 2017 году алжирская армия заказала около 300 единиц побывавшего в САР «Терминатора».

В российских условиях колесный танк будет востребован в западных регионах. Кроме того, неоднократно в СМИ высказывалась мысль о том, что в создании необычного танка заинтересованы Воздушно-десантные войска.


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться