Чем полезны облачные технологии в бизнесе и как их правильно внедрять?
Чем полезны облачные технологии в бизнесе и как их правильно внедрять?
Наука и технологии
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Облачный бизнес

Чем полезны облачные технологии в бизнесе и как их правильно внедрять?

Цифровизация российской экономики – уже свершившийся факт. Она заставляет компании искать новые решения для бизнеса и не оставляет места консерватизму и боязни внедрять новые технологии. Хочешь быть успешным – используй новейшие технологии! По оценкам экспертов, российский рынок облачных решений – один из самых быстроразвивающихся в Европе. «Умная Страна» расскажет, какие выгоды дают облачные технологии и на что стоит обратить внимание при внедрении новых сервисов.

Выгоды облака

Главное удобство облачных сервисов – они доступны всегда и везде, в любом месте, где есть интернет. При всеобщей мобилизации населения облачные решения становятся единственным эффективным способом получения доступа к информационным сервисам, почте, хранению данных и т.д., считает Алексей Работягов, руководитель практики ИТ-практики КСК групп.

Абсолютно все системы, используемые на данный момент компаниями, могут быть размещены и работать из облака, потому что внешние каналы давно сравнимы по скорости с локальной сетью, рассказывает Максим Захаренко, генеральный директор компании «Облакотека». По его словам, важнейшим свойством облачных технологий является гибкость. «При развертывании и внедрении исключается целый пласт задач, связанных с закупкой и настройкой оборудования, сетевых устройств, организации специального доступа, а зачастую и гостевых операционных систем, СУБД и так далее. То есть задачи сужаются до внедрения новой системы у конечного пользователя без всего глубокого IT-стека».

Облако позволяет сделать данные доступными одновременно разным пользователям, находящимся в разных местах, считает Кирилл Нефедов, директор по развитию бизнеса компании Perenio IoT. «Повышается безопасность хранения и простота доступа. Снижаются риски окончательной потери данных, потому как при облачном хранении делаются резервные копии. Если раньше организации использовали локальные сервера, подверженные рискам потери данных (техногенного происхождения и т.д.), то данные в облаке хранятся на нескольких удаленных серверах и их утеря очень маловероятна. Когда компания переходит на облачные технологии, отпадает необходимость в использовании дорогого оборудования для произведения расчетов – это можно делать прямо в облаке. Если раньше была необходимость в физическом наличии носителя информации, жестком диске, например, то сейчас – нет, так как запись идет напрямую в облако». Продукты нашей компании – это устройства IoT (Интернета вещей), элементы системы управления зданием. Вся информация, которую получают устройства, обрабатывается и хранится в облаке. Без этой технологии работа нашей системы была бы невозможна».

По мнению Владимира Романенко, директора компании TRIDANIX, главное, что позволяют облака -- экономить на «железе». И это позволяет существенно экономить, переводя часть штата на удалённую работу. «У работника дома есть свой компьютер, и через облако он выполняет свои функции. Также, если посмотреть в сторону системных требований последних версий 1С, то покупка «железа» под такое ПО оказывается нынче весьма затратной, примерно в районе 100 тыс. рублей, в скромной комплектации. Дешевле заплатить за аренду 1С в облаке (получив ещё сопутствующие обновления от специалистов), чем выстраивать собственную инфраструктуру», - считает эксперт.

Если сравнить облачные сервисы с обычными, традиционными, то первые будут куда мощнее обычных, считает Венера Шайдуллина, член экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологии Государственной Думы. «Например, представьте, что вам потребовалась определенная информация на сайте компании, в которой вы числитесь. Ранее для этого потребовалось бы скачать и установить определенную программу на компьютер, и только через нее заходить на корпоративный ресурс. Сейчас необходимость в таких громоздких операциях нет, можно зайти прямо с ресурса самой компании, все данные хранятся в облаках, а не на жестких дисках, как раньше. Облачные сервисы отличаются доступностью к информации – ведь зайти может каждый, кто имеет соответствующий гаджет. Мобильностью – поскольку человеку не нужно быть в определенном месте, чтобы воспользоваться сервисом. Экономичностью – как ни странно, но на обслуживание таких сервисов уходит куда меньше затрат, чем на прежние ПО. Гибкостью, ведь все ресурсы поставляет провайдер, на автоматической основе. Технологичностью, которая достигается за счет крупных вычислительных мощностей. И, конечно, надежностью. По мнению экспертов, это гораздо надежнее, чем старые ПО, которые можно было взламывать при небольших усилиях».

Ушли в небо

Облака используют все, у кого высоко конкурентный рынок. А это практически все компании, чей бизнес развивается по стратегии Digital First - онлайн-ритейл, банки, страховые компании, FMCG-бизнес, финтех, различные пользовательские digital-сервисы, рассказывает  Сергей Зинкевич, продакт-менеджер компании КРОК «Например, с помощью нашего облака свои услуги предоставляет один из популярных в России клининговых сервисов. Ритейл чаще использует облако КРОК в рамках гибридной инфраструктуры для гибкого переключения пиковых нагрузок на резервную площадку в моменты промо-акций и распродаж. Банки и сервисы для конечных пользователей используют облака при создании резервных ЦОД, т.к. в бизнесе этих компаний любой простой влияет на лояльность клиентов. Часто публичное облако дополняют выделенной инфраструктурой (частное облако), размещаемой во внешнем ЦОД. Это позволяет не только сэкономить на единовременных инвестициях в ИТ-инфраструктуру, но и передать провайдеру рутинные задачи по обслуживанию «железа».

Если говорить о секторах экономики, которые уже успешно перешли в «облака», то это в первую очередь ИТ-компании, крупные торгово-промышленные холдинги и ритейл, добавляет Алексей Работягов. По его мнению, в ближайшем будущем следует ожидать дальнейшего роста за счет среднего и малого бизнеса в секторах торговли и услуг, строительства и агроиндустрии.

Как считает Кирилл Нефедов, наибольший рост в ближайшем будущем ожидается в страховании, промышленности и строительстве. «В страховании появляются новые продукты, которые будут основаны на облачных технологиях: данные клиентов будут использоваться для создания оптимальных предложений. Промышленность и сфера строительства также переживает масштабную цифровую трансформацию. Компании активно ищут способы снижения затрат и формирования объектов как экосистем. Команды архитекторов и инженеров на масштабных проектах работают в проектах BIM-моделирования, основанного на облачных технологиях. Они позволяют одновременно вносить изменения в проект на разных уровнях разными специалистами, при этом, все участники проекта тут же видят все этапы процесса. Это – огромный качественный скачок в эволюции технического прогресса». В то же время, по мнению эксперта,

удивительно, что в такой важной сфере, как медицина, в нашей стране, к сожалению, почти не используются облачные технологии, а ведь они могли бы упростить доступ к информации о состоянии здоровья пациента любому врачу в любом регионе.

Цифровая трансформация уже затронула многие сферы российской экономики. Помимо IT-сферы, ритейла и телекома, свои процессы с помощью «облаков» оптимизируют и представители финансового сектора, но чуть медленнее из-за необходимости следовать определенным правилам по безопасности, считает Денис Черкасов. «У российского рынка облачных технологий сейчас большие перспективы по развитию: к 2020 году его объем, как рассчитали аналитики SAP и Forrester, должен превысить 45 млрд рублей».

Внедряем облако правильно

Проблем при переходе в облако несколько, рассказывает Алексей Работягов. Первая из них - отсутствие постоянного физического доступа ко всем данным и оборудованию у технического персонала. Также необходимо постоянно проводить аудит на предмет возможных утечек конфиденциальных данных. И ещё важно распределить нагрузки вычислительных мощностей «облака», а также распределение сетевой нагрузки между ресурсами. Но все эти проблемы решаемы. А в плане безопасности всё куда проще, поскольку, как правило, облака размещаются в надежных и современных дата-центрах, что обуславливает их большую защищенностью от внешних и внутренних угроз.

В настоящее время в России на рынке уже представлено достаточно зрелых облачных систем, которые переболели «детскими болезнями» и дают реальное гарантированное качество, в соответствии с SLA, считает Максим Захаренко. «При использовании облачных сервисов нижнего уровня (IaaS) никакой зависимости от облачного провайдера нет, смену и миграцию можно провести онлайн без приостановки работы пользователей. С ПО есть только одна проблема ― недостаточная готовность лицензионных соглашений вендоров для размещения и использования ПО в облаке. Многие недалёкие вендоры ещё это просто запрещают, у других - пока нет моделей помесячной оплаты, но всё стремительно меняется: Microsoft, VMware, Autodesk, Adobe — все эти продукты готовы к размещению и использованию в облаке».

Безопасность, зависимость от хостинга, используемое ПО – вот основные проблемы при переходе на облачные решения, считает Андрей Захаров, директор по продуктам и инновациям компании Linxdatacenter. «Безопасность - это первое, что хотят выяснить клиенты, интересующиеся возможностями облаков сегодня. «Кто будет иметь доступ к нашим данным, можно ли взломать системы защиты, наконец, как устроен физический доступ к серверам, на которых развернута облачная платформа, и где, возможно, будут размещаться наши данные и приложения?». По мнению Захарова, тема ИТ-безопасности всеобъемлюща для отрасли в целом, облака в этом плане просто одно из направлений. А вот то, что отличает облако от традиционных решений - это законодательные моменты, затрагивающие работу с данными. «Миграция ИТ-ресурсов в облака предполагает передачу информации третьей стороне (провайдеру), а потому здесь могут возникать нюансы, о которых лучше подумать заранее. Нужно внимательно отслеживать законодательные нововведения, вовремя проходить сертификацию и аттестацию регуляторов, вендоров компонентов облачной платформы и сертифицирующих отраслевых организаций», - считает Захаров.

Недавние «ковровые» блокировки Telegram наглядно показали уязвимость зарубежных хостингов перед «ломом» Роскомнадзора, добавляет Владимир Романенко «С другой стороны, серверы могут «упасть» даже у Ростелекома. Чего уж говорить о более мелких провайдерах. А с облаком всё просто -- нет интернета - нет доступа к данным. Со всеми вытекающими. В качестве решения этой проблемы провайдеры начали предлагать резервирование сервисов в других IP-сетях. С одной стороны, это повышает доступность облачного сервиса, с другой -- удорожает доступ. Но и здесь возможны варианты, которые оптимизируют затраты и обеспечат надёжный доступ к облаку».

Цена вопроса

Облачные сервисы позволяют снизить затраты на IT-инфраструктуру минимум на 30 процентов, считает Денис Черкасов, российский технологический инвестор и предприниматель. «Помимо очевидных преимуществ в организации рабочих процессов, облачные технологии приносят пользу бизнесу и в более крупных масштабах – они непосредственно могут влиять на скорость запуска проектов компании и скорейшую презентацию продуктов на рынке».

По мнению Алексея Работягова, окупаемость сильно зависит от монетизации запущенных в облаке сервисов, но если не учитывать этот фактор, то в среднем этот срок составляет 3-4 года. Но многое зависит от стоимости внедрения, добавляет Максим Захаренко. «Внедрение очень дешевое за счет того, что в облаке приняты только небольшие ежемесячные платежи, следовательно, и понятия окупаемости фактически нет. Польза и финансовая эффективность используемой системы видна прямо онлайн, максимум в течение 1 месяца».

Затраты на закупку или модернизацию собственной ИТ-инфраструктуры никогда не окупятся, считает Максим Горин, руководитель департамента информационных технологий компании «Первый БИТ». «Это не инвестиция, так как любая ИТ-инфраструктура имеет свойство устаревать. Из-за этого ее должны постоянно обслуживать высококвалифицированные специалисты. Дополнительно нужно учитывать, что в большинстве случаев деньги на организацию собственной инфраструктуры нужно заплатить сразу, то есть выдернуть их из оборота компании. Когда клиент берет тот же самый сервис в аренду, все его головную боль по организации и поддержки инфраструктуры берет на себя облачный провайдер». На практике, как говорит Горин, денег, которые клиент потратит на создание и обслуживание собственной ИТ-инфраструктуры, может хватить на 10 лет аренды сервиса в облаке.

Елена Горбачева


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться