Как 9 мая обеспечивают хорошую погоду
Как 9 мая обеспечивают хорошую погоду
Наука и технологии
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Облака на прицеле у технологий

Как 9 мая обеспечивают хорошую погоду

Жители Москвы давно привыкли, что во время праздников (1 мая, День победы, День России и день города) погода сюрпризов не преподносит. И не зря, ведь на так называемую «метеозащиту города», по данным Интерфакса, за весь 2018 год будет потрачено 400 млн. руб.

Несмотря на то, что «разгонять облака» на праздники в России стали только с 1995 года, технология существует уже давно. Почти сразу после Второй мировой войны в США придумали воздействовать на дождевые тучи при помощи жидкого азота и сухого льда. Американская армия даже использовала технологию в военных целях – во Вьетнаме они вызывали проливные дожди. В СССР управлять погодой начали в 1970-х годах. Здесь технология помогла при ликвидации последствий Чернобыльской трагедии: тучи с зараженной радиацией водой заставляли проливаться дождем до того, как они дошли бы до населенных пунктов вне «Зоны отчуждения».

Теперь российская служба по созданию хорошей погоды считается одной из лучших в мире. Сейчас используется технология, которую разработала в 1990 году государственная организация Госкомгидромет.

Сам принцип создания благоприятной погоды не менялся с конца 1940-х годов. И этот процесс с точки зрения технологии никак нельзя назвать «разгоном облаков», ведь нет никакого огромного вентилятора, который бы заставлял тучи улетать подальше от Красной площади. По сути, люди просто заставляют дождь пролиться раньше, чем облака дойдут до места праздника.

Для этого сначала метеорологи делают замеры вокруг нужного места. Они отправляют в облака зонды, которые показывают данные о вероятности осадков. Если датчики сообщают, что во время праздника может пойти дождь – начинается непосредственно «разгон облаков».

Для этого в небо отправляют самолеты с реагентами в коробках. В зависимости от типа облаков используются разные реагенты. В нижнем слое применяют сухой лед, который просто «охлаждает» облако, заставляя его рассосаться.

Для того, чтобы убрать облака слоисто-дождевого слоя используют жидкий азот. А для «разгона» высоких кучевых облаков используют цемент. Эти вещества больше капель воды, которые содержаться в воздухе. Поэтому они «притягивают» к себе воду, утяжеляя облако. Это и заставляет тучу разразиться дождем.

Все эти вещества сбрасывают с самолетов. При чем, это делается не автоматически, а полностью людьми. На нужной высоте открывается отсек самолета, и работники выбрасывают за борт коробки с реагентом. Эти «капсулы» закреплены так, чтобы раскрыться в воздухе и распределить содержимое вдоль пролетаемого места. При этом они не падают на головы людей, находящихся внизу, а остаются прикрепленными к

самолету. В результате такого распыления в самое ближайшее время должен пойти дождь.

Возникает вопрос насчет безопасности осадков, наполненных цементом. Но мнение специалистов по этому поводу однозначное: такая технология совершенно не опасна. Размер частиц цемента лишь немного больше частиц воды в туче. А при попадании на землю капля собирает в себе гораздо больше пыли и частиц того же цемента с улиц.

Зато есть опасения экологов против выпадения искусственного дождя как такового. Проблема в том, что дождевые облака не доходят до сельскохозяйственных угодий и рек, выпадая на подступах к городу. И нет никакой информации о том, насколько безопасно такое вмешательство в природу.

Для москвичей уже нет ничего удивительного в ясном небе 9-го мая. А жители близлежащих городов привыкли к дождю, который проливается у них, не доходя до столицы. Поэтому нельзя точно сказать, насколько эта практика хороша для людей. Однако с полной уверенностью можно утверждать, что умение вызвать дождь показывает, насколько далеко зашла наука в вопросе управления погодой.


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться