Как экономика совместного использования меняет наш подход к потреблению
Как экономика совместного использования меняет наш подход к потреблению
Наука и технологии
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Передай другому

Как экономика совместного использования меняет наш подход к потреблению

Многие вещи, которые мы покупаем, большую часть времени не приносят никакой пользы. Например, прочитанные книги пылятся в шкафу после прочтения. В лучшем случае их достанут через годик и перечитают еще раз, после чего опять поставят на место. Или газонокосилка, которая нужна только когда трава отрастет: в сезон, как правило, раз в неделю. И чем дороже собственность, тем сложнее становится ее купить, когда необходимость разовая.

Если книгу или дрель купить еще можно, то приобретать машину для разовых поездок или квартиру для путешествия на неделю уже совсем не рационально. Поэтому все сильнее в нашу жизнь входит новая модель использования, которая называется экономикой совместного потребления.

Сама по себе идея совместного использования дорогих вещей не нова. Достаточно вспомнить публичные библиотеки, появившиеся ещё в Средние века. Или интернет-кафе, которые во времена дорогого интернета и очень дорогих компьютеров позволяли на час арендовать компьютер с доступом к сети.

Но именно сейчас такая модель потребления развивается активнее всего. Этому способствуют современные технологии, которые делают процесс аренды быстрым и простым. Жителей мегаполисов уже не удивишь возможностью взять велосипед на ближайшей станции аренды или машину на пол часа в сервисе каршеринга. А компания по краткосрочной аренде жилья Airbnb стоит почти как суммарная капитализация крупнейших игроков гостиничного рынка Hilton и Hyatt.

Хотя наибольшую долю экономики совместного потребления занимают именно сферы транспорта и недвижимости, этим все не ограничивается. Сейчас в аренду можно взять практически все что угодно: одежду, аксессуары, цветы и даже животных. А если что-то не сдают в аренду, вероятно, найдется стартап, который планирует это делать.

Конечно, есть вещи, попытки сдавать в прокат которые провалились. Самый яркий пример – зонтики от китайской компании Sharing E Umbrella. Хорошая идея - давать зонты в аренду за 20 центов в час тем, кто забыл свой дома и не хочет покупать еще один. Но компания просила за них слишком маленький залог: при цене каждого зонта в 12 долларов оставлять просили лишь 4. В итоге всего за несколько недель все 300 000 зонтов просто украли.

Такие неудачи не останавливают рынок - на нем все равно появляются новые и новые предложения. При чем компании предоставляют не только услуги аренды как таковой, но и посредничество для обмена между людьми. Такая P2P-модель выгодна вдвойне, ведь сдающий в аренду заставляет свою собственность приносить деньги, а не тратить их на обслуживание. Арендатор же получает те же самые выгоды, что и при работе с компаниями.

Первый такой сервис, который приходит на ум – уже названный выше Airbnb. Ведь он предлагает свои услуги посредника между собственниками квартир и людьми, желающими ее арендовать. Не такой очевидный пример – сервисы частного такси, такие как Uber и Lyft. В Москве отличия Uber от других сервисов такси незаметны: правительство города потребовало от приложения предоставлять услуги только легальных перевозчиков. Однако оригинальная идея была совершенно противоположной: Uber в большинстве городов присутствия позиционирует себя как сервис для соединения обычных водителей и пассажиров, которым по пути. По похожей системе работает BlaBlaCar, только он сводит водителей и пассажиров на междугородних поездках.

Но и для P2P-модели экономики совместного потребления транспортом и недвижимостью все не ограничивается. В интернете можно найти сервисы по аренде у собственников почти всего. Арендовать можно даже деньги: есть сервисы, на которых люди могут получить кредит у другого человека под проценты. Таким образом владельцы лишних денег заставляют их приносить доход, а заемщики упрощают процедуру, которую в банке проходить очень сложно.

Основная проблема экономики совместного потребления – государственное регулирование. И если в аренде у компаний, как правило, сложностей не возникает, то при сдаче собственности простыми людьми государство часто выступает против. Сервис Airbnb, например, запрещен в Нью-Йорке, а Uber – в Будапеште.

Проблема в том, что при аренде определенных видов собственности государство требует соблюдать законодательство. Но оно не рассчитано на модель совместного потребления. В итоге таксистам Парижа или Москвы обязательно нужно получать специальную лицензию. А сама идея Uber предполагает поездку с обычным водителем, а не профессиональным таксистом. И до сих пор с работающими законодательными инструментами в этих сферах возникают большие трудности.


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться