Главная выставка российской гидроавиации продемонстрировала перспективы развития отрасли
Главная выставка российской гидроавиации продемонстрировала перспективы развития отрасли
Главная выставка российской гидроавиации продемонстрировала перспективы развития отрасли
Прошедший в Геленджике международный «Гидроавиасалон-2018» стал источником достаточно большого количества необычных новостей. Выставка продемонстрировала, что гидроавиация РФ обладает огромным потенциалом для развития и хорошими перспективами на отечественном и зарубежном рынках. Однако, чтобы реализовать амбициозные планы, России предстоит решить массу проблем.
Наследство Бартини и Бериева
Гидроавиация России представлена достаточно разнообразным парком самолётов-амфибий. Данный тип авиатехники позволяет приземляться на водные поверхности рек, озёр, морей и взлетать с них. В стране насчитывается более 2,5 миллиона рек общей протяжённостью порядка 8 миллионов километров. Озёр — ещё больше — 2,7 миллиона общей площадью в 350 тысяч квадратных километров.
Учитывая масштабы территории РФ и разбросанность населённых пунктов, не всегда есть смысл вкладывать средства в прокладку железнодорожных путей и автодорог. Инвестиции в строительство и содержание даже небольших аэродромов также не всегда обоснованы. Более того, эксплуатация амфибий обходится дешевле, чем вертолётов.
Несмотря на очевидные преимущества амфибийной техники, РФ не всегда удавалось реализовать нужные и целесообразные проекты. Тем не менее, страна остаётся обладательницей уникальных технологий, которые могут быть широко востребованы, в том числе на мировом рынке. Неоценимый вклад в развитие отечественной гидроавиации внесли Роберт Бартини и Георгий Бериев.
В 2000-е годы России не удалось завоевать богатый североамериканский рынок. Сегодня перед нашей страной в лице главного разработчика и производителя амфибийной техники — ПАО «ТАНТК имени Бериева» — открываются большие перспективы в странах Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Нереализованный потенциал
Многоцелевой самолёт Бе-200 «Альтаир» зарекомендовал себя как самая эффективная машина в мире по борьбе с лесными пожарами. Это единственная амфибия в мире, которая способна бороться с огнем в горной местности. Самолёт может забирать из водоёма в специальные баки до 12 тонн воды. Причём современное оборудование позволяет Бе-200 выполнять миссии в условиях недостаточной видимости (задымление, тёмное время суток).
«Альтаир» уже успел потушить лесные пожары в Греции и Португалии. К сожалению, на сегодняшний день единственным зарубежным эксплуатантом машины является МЧС Азербайджана. Однако участники выставки ожидают, что на Западе всё же будут покупать российский самолёт из-за бурного роста числа катаклизмов, который наблюдается последние годы.
На текущий момент стойкий интерес к амфибии проявляет Китай. Как сообщил генеральный конструктор ТАНТК имени Бериева Юрий Грудинин, в скором времени Поднебесная заключит с предприятием экспортный контракт на поставку четырёх машин. Также топ-менеджер ожидает спроса на Бе-200 со стороны Индонезии, Таиланда и Австралии.
ТАНТК имени Бериева — первая в России компания, которая предлагает заказчику самолёт с двумя двигателями на выбор. На «Альтаир» можно установить российско-французскую турбовентиляторную установку SаM-146 или запорожскую Д-436ТП («Мотор-Сич»). По словам Грудинина, предприятие может производить до восьми Бе-200 в год (нынешний темп — четыре самолёта в год).
«Альтаир» поднялся в воздух в 1998 году. Тем не менее, свой потенциал машина не реализовала. Самолёт может широко использоваться в проведении поисково-спасательных операциях, в грузовых и пассажирских перевозках.
Аналогичная ситуация сложилась с другим детищем ОКБ Бериева — лёгкой амфибией Бе-103, совершившей свой первый полёт ещё в 1997 году. Благодаря шестицилиндровым двигателям воздушного охлаждения IO-360ES4 разработки Teledyne Continental Motors (США) самолёт способен лететь со скоростью 180-210 км/ч и преодолевать более тысячи километров. Несмотря на это, машина не пользуется популярностью ни на внутреннем, ни на внешнем рынках.
Надежда ТАНТК имени Бериева связана вновь с заказчиками из КНР. На полях «Гидроавиасалона» Грудинин сообщил журналистам о подписании с Китаем контракта на лицензионную сборку 350 единиц Бе-103. При этом генеральный конструктор предприятия рассчитывает на то, что в перспективе Поднебесная согласится на производство тысячи амфибий.
Острожный оптимизм
Наибольший резонанс у публики вызвала новость о возрождении проекта крупнейшей в мире амфибии А-40 «Альбатрос» (Бе-42). Самолёт поднялся в небо в середине 1980-х годов, но планы разработчиков похоронил распад Советского Союза. Машина должна была заменить Бе-12 «Чайка», выпуск которой был остановлен в 1973 году.
Считается, что А-40 станет эффективным патрульным самолётом дальней морской зоны и будет превосходно выполнять противолодочные функции. Боевая нагрузка советского образца составляла 6,5 тонны. С большой вероятностью она увеличится за счёт более современной компоновки и новейший силовой установки (на машине будет стоять турбовентиляторный ПД-14).
«Мы сейчас прорабатываем дальнейшую ремоторизацию данного самолёта. Планируем установить на машине новой постройки двигатель ПД-14. Также улучшаем качество крыла. Мы уже провели эскизное проектирование и получили дальность — 11 тысяч километров без дозаправки», — цитирует RT Грудинина.
В целом выставка в Геленджике, проходившая на испытательно-экспериментальной базе ТАНТК имени Бериева, оставила положительное впечатление. Таганрогское предприятие продемонстрировало готовность штурмовать новые высоты. Своеобразным символом этого стала яркая и насыщенная лётная программа первого дня работы салона (6 сентября), которая невольно вызвала гордость за отечественную гидроавиацию.
Однако в кулуарах участники делились сожалениями об упущенных возможностях предприятия в предыдущие годы и нежелании государства оказывать настоящую поддержку развитию гидроавиации. За 20 лет после первого полёта потрясающие по характеристикам самолёты Бе-200 и Бе-103 так и не стали бестселлерами даже в пределах РФ.
Ещё одним недостатком отрасли является зависимость от иностранных двигателей. Российская промышленность не производит целые линейки газотурбинных, турбовентиляторных и поршневых силовых установок. Снижает привлекательность российской техники и негативная для Москвы геополитическая обстановка. Но количество поводов для острожного оптимизма всё же перевешает число текущих проблем.
Автор: Алексей Капустин
Фото: РИА Новости