Спецпроекты

Главная выставка российской гидроавиации продемонстрировала перспективы развития отрасли

Главная выставка российской гидроавиации продемонстрировала перспективы развития отрасли

Технологии
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Российские амфибии

Главная выставка российской гидроавиации продемонстрировала перспективы развития отрасли

Прошедший в Геленджике международный «Гидроавиасалон-2018» стал источником достаточно большого количества необычных новостей. Выставка продемонстрировала, что гидроавиация РФ обладает огромным потенциалом для развития и хорошими перспективами на отечественном и зарубежном рынках. Однако, чтобы реализовать амбициозные планы, России предстоит решить массу проблем.

Наследство Бартини и Бериева

Гидроавиация России представлена достаточно разнообразным парком самолётов-амфибий. Данный тип авиатехники позволяет приземляться на водные поверхности рек, озёр, морей и взлетать с них. В стране насчитывается более 2,5 миллиона рек общей протяжённостью порядка 8 миллионов километров. Озёр — ещё больше — 2,7 миллиона общей площадью в 350 тысяч квадратных километров.

Учитывая масштабы территории РФ и разбросанность населённых пунктов, не всегда есть смысл вкладывать средства в прокладку железнодорожных путей и автодорог. Инвестиции в строительство и содержание даже небольших аэродромов также не всегда обоснованы. Более того, эксплуатация амфибий обходится дешевле, чем вертолётов.

Несмотря на очевидные преимущества амфибийной техники, РФ не всегда удавалось реализовать нужные и целесообразные проекты. Тем не менее, страна остаётся обладательницей уникальных технологий, которые могут быть широко востребованы, в том числе на мировом рынке. Неоценимый вклад в развитие отечественной гидроавиации внесли Роберт Бартини и Георгий Бериев.

В 2000-е годы России не удалось завоевать богатый североамериканский рынок. Сегодня перед нашей страной в лице главного разработчика и производителя амфибийной техники — ПАО «ТАНТК имени Бериева» — открываются большие перспективы в странах Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Нереализованный потенциал

Многоцелевой самолёт Бе-200 «Альтаир» зарекомендовал себя как самая эффективная машина в мире по борьбе с лесными пожарами. Это единственная амфибия в мире, которая способна бороться с огнем в горной местности. Самолёт может забирать из водоёма в специальные баки до 12 тонн воды. Причём современное оборудование позволяет Бе-200 выполнять миссии в условиях недостаточной видимости (задымление, тёмное время суток).

«Альтаир» уже успел потушить лесные пожары в Греции и Португалии. К сожалению, на сегодняшний день единственным зарубежным эксплуатантом машины является МЧС Азербайджана. Однако участники выставки ожидают, что на Западе всё же будут покупать российский самолёт из-за бурного роста числа катаклизмов, который наблюдается последние годы.

На текущий момент стойкий интерес к амфибии проявляет Китай. Как сообщил генеральный конструктор ТАНТК имени Бериева Юрий Грудинин, в скором времени Поднебесная заключит с предприятием экспортный контракт на поставку четырёх машин. Также топ-менеджер ожидает спроса на Бе-200 со стороны Индонезии, Таиланда и Австралии.

ТАНТК имени Бериева — первая в России компания, которая предлагает заказчику самолёт с двумя двигателями на выбор. На «Альтаир» можно установить российско-французскую турбовентиляторную установку SаM-146 или запорожскую Д-436ТП («Мотор-Сич»). По словам Грудинина, предприятие может производить до восьми Бе-200 в год (нынешний темп — четыре самолёта в год).

«Альтаир» поднялся в воздух в 1998 году. Тем не менее, свой потенциал машина не реализовала. Самолёт может широко использоваться в проведении поисково-спасательных операциях, в грузовых и пассажирских перевозках.

Аналогичная ситуация сложилась с другим детищем ОКБ Бериева — лёгкой амфибией Бе-103, совершившей свой первый полёт ещё в 1997 году. Благодаря шестицилиндровым двигателям воздушного охлаждения IO-360ES4 разработки Teledyne Continental Motors (США) самолёт способен лететь со скоростью 180-210 км/ч и преодолевать более тысячи километров. Несмотря на это, машина не пользуется популярностью ни на внутреннем, ни на внешнем рынках.

Надежда ТАНТК имени Бериева связана вновь с заказчиками из КНР. На полях «Гидроавиасалона» Грудинин сообщил журналистам о подписании с Китаем контракта на лицензионную сборку 350 единиц Бе-103. При этом генеральный конструктор предприятия рассчитывает на то, что в перспективе Поднебесная согласится на производство тысячи амфибий.

Острожный оптимизм

Наибольший резонанс у публики вызвала новость о возрождении проекта крупнейшей в мире амфибии А-40 «Альбатрос» (Бе-42). Самолёт поднялся в небо в середине 1980-х годов, но планы разработчиков похоронил распад Советского Союза. Машина должна была заменить Бе-12 «Чайка», выпуск которой был остановлен в 1973 году.

Считается, что А-40 станет эффективным патрульным самолётом дальней морской зоны и будет превосходно выполнять противолодочные функции. Боевая нагрузка советского образца составляла 6,5 тонны. С большой вероятностью она увеличится за счёт более современной компоновки и новейший силовой установки (на машине будет стоять турбовентиляторный ПД-14).

«Мы сейчас прорабатываем дальнейшую ремоторизацию данного самолёта. Планируем установить на машине новой постройки двигатель ПД-14. Также улучшаем качество крыла. Мы уже провели эскизное проектирование и получили дальность — 11 тысяч километров без дозаправки», — цитирует RT Грудинина.

В целом выставка в Геленджике, проходившая на испытательно-экспериментальной базе ТАНТК имени Бериева, оставила положительное впечатление. Таганрогское предприятие продемонстрировало готовность штурмовать новые высоты. Своеобразным символом этого стала яркая и насыщенная лётная программа первого дня работы салона (6 сентября), которая невольно вызвала гордость за отечественную гидроавиацию.

Однако в кулуарах участники делились сожалениями об упущенных возможностях предприятия в предыдущие годы и нежелании государства оказывать настоящую поддержку развитию гидроавиации. За 20 лет после первого полёта потрясающие по характеристикам самолёты Бе-200 и Бе-103 так и не стали бестселлерами даже в пределах РФ.

Ещё одним недостатком отрасли является зависимость от иностранных двигателей. Российская промышленность не производит целые линейки газотурбинных, турбовентиляторных и поршневых силовых установок. Снижает привлекательность российской техники и негативная для Москвы геополитическая обстановка. Но количество поводов для острожного оптимизма всё же перевешает число текущих проблем.

Автор: Алексей Капустин

Фото: РИА Новости

 

 


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться