Сергей Безделов о высокотехнологичном обществе, мировом порядке и финтехе
Сергей Безделов о высокотехнологичном обществе, мировом порядке и финтехе
Люди
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Сергей Безделов: «Христианская цивилизация принесла человечеству науку»

Сергей Безделов о высокотехнологичном обществе, мировом порядке и финтехе

Конечно, среди современных экономистов, политиков есть люди, которые ощущают, что в человеческой природе есть особенности, которые не урегулируешь правилами Всемирной Торговой Организации. Но это, впрочем, не значит, что христианская антропология получит какое-то признание в рамках глобальной финансовой системы. Другое дело, что любые глобальные проекты управления предполагают нематериальное, а иногда и иррациональное измерение.

Христианская цивилизация принесла человечеству науку, способность свободного изучения «тварного» мира. Христианин не боялся и не боится не магии цифр, не магии вещей, не боится познания окружающего мира: от элементарных частниц до удаленных галактик. Великая свобода отличает современного человека от язычника, который боялся из-за гнева злых духов спилить дерево в священной роще, нужное ему, условно, чтобы разжечь очаг и не замерзнуть.

Эта свобода реализовалась в создание высокотехнологического общества, в котором законы естественного мира служат человеку. Но вопрос какой это человек, какие у него потребности, какая у него ответственность стал еще более острым, чем в первые века христианства. Впрочем, Откровение Иоанна Богослова совершенно однозначно предупреждает нас о том, чем закончится развитие нашей высокотехнологичной цивилизации. Увы, технологические возможности человечества ведут человека не к небесному Иерусалиму, а к очередной Вавилонской башне. И виноваты не технологии, а тот, кто ими пользуется. Гордыня от успехов, духовная природа которой вполне понятна, ведет человечество в предсказуемом направлении. Свободу мы приняли и использовали, но отказываемся от Того, Кем она дарована.

Новый мировой порядок – понятие, которое не является политически признанным, но за ним скрываются многолетние попытки создания системы управления мировыми делами из одного центра. Идея так называемого мирового правительства витает в воздухе, по крайней мере, с послевоенного времени, и даже раньше. Прообразом такого правительства в те годы видели ООН, которая, впрочем, оказалась негодной для этой роли.

Финансовые технологии современности, как, впрочем, и технологии вообще, не могут существовать в вакууме. Они либо служат улучшению человеческого общества, либо его деградации. То есть служат так, как мы намерены их использовать.

Энергия атома может быть направлена на служение человеку или же ‑ на уничтожение человечества, более просто: вилкой можно есть, а можно ей выколоть глаз. Последнее не повод проклясть тот день, когда она была изобретена. Но чем больше человек отдаляется от Спасителя, чем больше он отдаляется от нравственного идеала вообще, тем более он склонен видеть в вилке, да и в любой технологии возможность одурачить ближнего или нанести ему вред. Недавно, выступая публично, Святейший Патриарх Кирилл говорил о признаках конца света, главный из которых – господство греха в публичном пространстве.

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» - слова апостола Павла стали основой нейтрального отношения Церкви к технологии. Практически любой технологией человек может пользоваться во благо ближнего и в свое собственное благо. Для православного богословия нет вопроса в том, например, использовать блокчейн или нет. Вопрос стоит в том, как его использовать, чтобы не нанести вред себе и ближнему.


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться