Почему уникальная боевая машина так долго шла к признанию военных

Почему уникальная боевая машина так долго шла к признанию военных

Наука и технологии
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Тяжёлый путь «Терминатора»

Почему уникальная боевая машина так долго шла к признанию военных

Ожидается, что одним из экспонатов международной выставки «Армия-2018» (пройдет в конце августа в Одинцовском районе) станет наземная боевая платформа с грозным названием «Терминатор». Эта необычная машина успела получить боевое крещение в Сирии и сейчас поступает в части российской армии.

«Терминатор» вооружён двумя гранатометами АГС-17 «Пламя», противотанковыми управляемыми ракетами «Атака» с лазерной системой наведения, двумя 30-мм пушками 2А42 и пулемётами ПКТМ (пулемёт Калашникова танковый модернизированный). Благодаря современному оборудованию машина способна вести многоканальный огонь в любое время суток и из любых позиций.

Опыт локальных конфликтов

«Терминатор» — это универсальная боевая машина, предназначенная для выполнения самых разных задач. В СМИ можно встретить несколько обозначений этой техники. До 2018 года «Терминатор» чаще всего классифицировали как «боевая машина поддержки танков» (БМПТ). Сегодня говорят о том, что правильнее называть её «боевой машиной огневой поддержки» (БМОП).

Привычный вариант (БМПТ) действительно является не очень верным. Арсенал «Терминатора» позволяет ему уничтожать танки, бронетехнику, беспилотники, вертолёты, низколетящие самолёты, живую силу и крушить инженерные укрепления. Машина может действовать в составе танкового подразделения, прикрывать колонну войск на марше, воевать в условиях городской местности и вести одиночную охоту.

Расхождения в классификации «Терминатора» весьма символично характеризуют споры, возникшие вокруг его предназначения на театре военных действий (ТВД).

Потребность в столь необычной на первой взгляд боевой платформе возникла в результате анализа опыта локальных конфликтов, прежде всего, войны в Афганистане. С конца 1970-х годов регулярные армии разных стран мира и боевики начали получать переносные комплексы, способные поражать танки.

Бронемашины и авиация не могли эффективно отслеживать и уничтожать небольшие группы бойцов, вооружённых ракетными комплексами и гранатомётами. Кроме того, танки были крайне уязвимы в городских и горных условиях. Армии требовалась хорошо защищённая, технологически унифицированная с танками боевая машина, основу вооружения которой должны составлять гранатомёты и 30-мм пушки.

Первый опытный образец («объект 781») был собран в 1989 году на Челябинском тракторном заводе под руководством Валерия Леонидовича Вершинского. Прообразом БМПТ послужил танк Т-72Б. Экипаж машины составил семь человек.

Челябинцы создали перспективный образец, но он нуждался в серьёзной доработке в течение нескольких лет. Проект едва не похоронил распад СССР. Несмотря на это, инженеры в инициативном порядке продолжали трудиться. В 1996 году на основе печального опыта Первой чеченской кампании они разработали обновлённую версию БМПТ, получившую название «Гадюка».  

«Не находилось места»

 Интерес Минобороны РФ к БМПТ вернулся в конце 1990-х годов. Однако сотрудничество по перспективной машине началось с ОАО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения» (УКБТМ). На основании требований военных появилась 48-тонная машина («объект 199») на основе танка Т-90.

В середине 2000-х годов в ходе госиспытаний БМПТ подтвердила свои высокие характеристики, но с назначением на пост министра обороны Анатолия Сердюкова (2007) её принятие на вооружение затянулось. Как утверждает кандидат военных наук Сергей Суворов, Минобороны отказалось от закупок машины под давлением начальника Генштаба Николая Макарова.

«На самом деле всё было гораздо проще. В Главном организационно-мобилизационном управлении (ГОМУ) МО РФ просто не могли определиться с местом для БМПТ и её экипажа аж из 5 человек в штатной структуре Сухопутных войск. Создавать какие-либо новые штатные структуры ради БМПТ в ГОМУ наотрез отказались», — пояснил Суворов на страницах «Независимого военного обозрения».

В инициативном порядке на базе Т-72 уральские специалисты создали машину под названием «Терминатор-2» с экипажем три человека. Минобороны пошло на встречу разработчикам и после госиспытаний и проверки боевых возможностей в Сирии БМПТ в итоге приняли на вооружение.

Точное количество заказанных Минобороны машин не разглашается, но известно, что осенью текущего года 10 БМПТ получит 90-я танковая дивизия Центрального военного округа.

С большой вероятностью «Терминатора» ожидает успех на мировом рынке. По данным некоторых СМИ, «Уралвагонзавод» получил контракт на поставку 300 машин для алжирской армии. На предприятии отмечают, что БМПТ значительно усиливает мощь подразделений, оснащённых Т-72.

Достаточно откровенно эпопею с принятием на вооружение «Терминатора» охарактеризовал в мае 2018 года замминистра обороны (сейчас — вице-премьер) Юрий Борисов. По его словам, толчком к бесповоротному положительному решению по судьбе БМПТ стал сирийский конфликт.

«Я бы сказал, она не заслужила. Она выстрадала. Разработка эта уже достаточно давно проведена, но, к сожалению, ей не находилось места применения, мы долго раздумывали, брать или не брать этот образец. Машина действительно оказалась по своему функционалу уникальной: возможности и танка, и боевой машины пехоты всё объединено в одном», — отметил Борисов.

Автор: Алексей Капустин

 


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться