Ася Вавилова: Работодатели, поддерживающие семьи, более привлекательны на рынке труда
Поддержка компании может способствовать принятию сотрудником решения о рождении детей
На круглом столе «Лучшие практики взаимодействия компаний с семьями на территориях присутствия» в рамках VII Международной научно-практической конференции «Социальная динамика населения и человеческий потенциал» эксперты, общественники, ученые и представители бизнеса обсудили семейную политику в регионах России, семейноориентированные корпоративные практики, а также актуальные проблемы демографической политики.
Кандидат экономических наук, доцент, младший научный сотрудник Института экономики и управления УрФУ, доцент кафедры корпоративного управления и финансов НГУЭУ Ася Вавилова рассказала о результатах совместного исследования, основанного на опросах населения Уральского и Сибирского федеральных округов в рамках проекта «Работодатели, реализующие корпоративные демографические меры: демографические эффекты и новые возможности на региональных рынках труда».
Как отметила Ася Вавилова, у 75% опрошенных работников предприятий двух округов есть дети, но только у 5% в семье трое и более детей. 82% считают, что работодатель должен поддерживать семейных работников каким-то особым образом. «В портрете идеального работодателя на первом месте находится высокая зарплата, а на втором —
меры поддержки семей работников. Далее идут удобный график, комфортные условия, интересная работа и возможность карьерного роста», — пояснила Ася Вавилова.
Ученые также проанализировали отношение работников к необходимости участия работодателя в решении демографических проблем. «83% опрошенных уверены, что работодатель должен участвовать в решении таких проблем. Причем респонденты отдали больше голосов за то, чтобы работодатель предоставлял поддержку для членов семьи, а не вкладывался в самого работника, в его развитие, профессиональный рост, здоровье и т.д. По мнению работающего населения двух округов, работодатель, который предоставляет собственные меры поддержки сотрудникам и их семьям, создает комфортные и более привлекательные условия труда», — констатировала Вавилова.
В своей работе ученые оценили потенциал влияния корпоративных демографических политик на репродуктивные решения сотрудников. «Большинство опрошенных считают, что поддержка работодателя может способствовать принятию решения о рождении детей. В первую очередь, о рождении первого ребенка и далее», — пояснила Ася Вавилова.
Подводя итоги исследования в Сибирском и Уральском федеральных округах Ася Вавилова отметила, что по мнению работников, идеальный работодатель должен предоставлять меры поддержки семейным сотрудникам, в частности поддержку реализации их семейных внешних потребностей. «На наш взгляд, для региональных работодателей в условиях кадрового дефицита участие бизнеса в поддержке государственной демографической политики оправдано, так как может способствовать привлечению в компанию квалифицированных специалистов», — подчеркнула исследователь.
Организатором круглого стола выступил экспертный клуб «Семья и корпоративная среда», созданный в 2024 году по инициативе хаба семейных проектов и программ «Семья 3.0», ESG-клуба «Сколково» и образовательно-консалтингового центра Smart Country («Умная страна»). На сегодняшний момент клуб объединяет уже более 70 экспертов, руководителей направлений HR, PR, ESG, корпоративного устойчивого развития и бизнес-стратегии российских компаний.
Фото предоставлено из личного архива.