Образ отца в России меняется от «добытчика» к «партнеру»
В Москве обсудили новый культурный код
В преддверии Дня отца в Ситуационном центре Правительства Москвы в рамках третьей городской конференции «Ответственное отцовство — новый культурный код столицы» эксперты в области медиа, общественности и государственного управления констатировали смену парадигмы отцовства в России. Ключевым трендом, по мнению участников круглого стола «Культура отцовства в Москве: сообщества, медиа, тренды», стал переход от модели отца-добытчика к модели вовлеченного партнера, что подтверждается как исследовательскими данными, так и изменением медиаповестки.
Согласно данным, озвученным на мероприятии, до 75% московских отцов сегодня считают активное участие в жизни детей своим приоритетом. Однако этот переход сопровождается серьезными вызовами, такими как двойная нагрузка, социальное давление и внутренние конфликты, что требует переосмысления роли отца не только в семье, но и в обществе.
«Сегодня отцовство для страны — это как нефть в 60-х годах. Огромный нереализованный потенциал в вопросах демографии, ответственности и социальной стабильности, — заявил модератор дискуссии Алексей Чегодаев, заместитель председателя Совета отцов при Уполномоченном по правам ребенка в г. Москве. — Но мы потеряли преемственность в семьях, и именно медиа и сообщества становятся теми проводниками, которые могут помочь отцам найти новые ориентиры».
Медиа как зеркало и драйвер изменений
Эксперты единогласно отметили растущий запрос аудитории на социальный и семейный контент. Андрей Блашкевич, заместитель главного редактора — руководитель редакции органов власти ТАСС, привел показательный пример: «Мы наблюдаем, что истории, подобные новости о президенте как о дедушке, у которого есть внуки, находят гораздо больший эмоциональный отклик у аудитории, чем многие политические материалы. Социальный контент становится востребованным как никогда».
Главный редактор издания «Мел» Елена Акимова в ходе презентации «ПАП-культура» наглядно продемонстрировала эволюцию образа отца в медиа:
· Раньше: отец-добытчик, авторитет, дисциплина, дистанция.
· Сейчас: отец-партнер, вовлеченный родитель, близость, забота и помощь в быту.
«Мы не просто пишем об этих изменениях, мы участвуем в создании новой социальной нормы, — подчеркнула Акимова. — Однако проблемы отстраненности, коммуникации после развода и двойной нагрузки — где быть успешным профессионалом и вовлеченным отцом — все еще стоят крайне остро. Отец сегодня находится на минном поле социальных ожиданий».
С этим согласился Андрей Бургарт, председатель совета директоров АО «Русский информационный медиахолдинг», отметив, что в меняющемся мире отцу как никогда важно сохранять внутренний стержень и патриотические ценности.
Новые герои для новой реальности
Антон Иванов, главный редактор журнала Men Today, рассказал, что современные мужчины ищут в медиа честные истории без пафоса. «Мы стремимся показать, что отцовство — это красиво. Наша задача — изменить устаревший образ мужчины, демонстрируя силу в заботе и ответственности».
Поддержку отцовским инициативам оказывают и крупные медиахолдинги. Михаил Трубецкой, руководитель направления внешних коммуникаций и GR АО «Русская Медиагруппа», подтвердил тренд на рост интереса к семейной тематике на всех радиостанциях и телеканале «Русской Медиагруппы», отметив глубокое понимание своей аудитории. «Медиаобраз отца — отмечает идеолог и сооснователь хаба семейных проектов и программ «Семья 3.0», Ольга Ручьева — это стратегический актив, не просто отражающий, но и формирующий общественное сознание и образ жизни. Он напрямую влияет на ценностные ориентиры и поведенческие модели, становясь ключевым драйвером нового культурного кода, достижения национальных целей развития и повышения эффективности бизнес-организаций».
В то же время Роман Торгашин, директор АНО «Радиоканал «Вера, Надежда, Любовь», обратил внимание на другую сторону медиапространства — засилье деструктивных моделей поведения, с которыми необходимо конкурировать, предлагая позитивные и духовно ориентированные примеры.
Мероприятие стало площадкой для формирования консолидированной позиции медиасообщества по поддержке ответственного отцовства как нового культурного кода, определяющего будущее страны.
· Организаторы круглого стола: Совет отцов при Уполномоченном по правам ребенка в г. Москве, хаб семейных проектов и программ «Семья 3.0» и мультиформатный проект «Папа, расскажи!».
· Конференция «Ответственное отцовство — новый культурный код столицы» прошла при поддержке Комитета общественных связей и молодёжной политики города Москвы.
· День отца в России отмечается 19 октября.
Автор фото: Виталий Шупилов.