Сооснователь хаба «Семья 3.0» Ольга Ручьева выступила в программе «ОТРажение»
Одной из тем обсуждения стало совмещение роли родителей в семье и людей, нацеленных на профессиональную реализацию
Партнер образовательно-консалтингового центра «Умная страна» и сооснователь хаба семейных проектов и программ «Семья 3.0» Ольга Ручьева и член Президиума Всероссийской общественной организации «Союз отцов» Алексей Чегодаев приняли участие в программе «ОТРажение» телеканала ОТР.
Одной из тем обсуждения стало совмещение роли родителей в семье и людей, нацеленных на профессиональную реализацию. «Что значит совмещать? Почему нельзя делать и то, и другое? Почему надо отделять отцовство и материнство от задач по работе? — рассуждает Алексей Чегодаев. — За последние два года я провел в московских школах более 400 встреч с отцами. Одна из наиболее актуальных тем: «не хватает времени на общение с детьми». На мой взгляд, все зависит от того, как расставлены приоритеты в семье».
Ольга Ручьева отметила, что по оценкам психологов, семья держится на женщине, которая определяет «стратегию» ее развития. При этом она подчеркнула, что нельзя оценивать всех женщин по общему стандарту: «У одной женщины потенциал занять очень важную руководящую позицию в компании, в государстве, у другой — быть замечательной мамой троих, пятерых, восьмерых детей. Совсем недавно на экспертной группе по подготовке к Госсовету мы обсуждали, за что мы благодарны своим родителям. И в тот момент я впервые поняла, что благодарна своей маме, которая была управленцем, но я никогда не чувствовала и до сих пор не чувствую ее нехватки в своей жизни. Мне тоже кажется, это вопрос нашего воспитания, подготовки, осознанности и расстановки наших приоритетов».
Эксперты также прокомментировали изменения роли отца в семейных отношениях. «В этом году мы запустили проект «Папа, расскажи!», в рамках которого ребенок — не важно, сколько ему лет — может получить ответы от своего отца и изучить его опыт», — поделилась Ольга Ручьева. «Кроме того, в ходе исследований мы поняли, что в обществе сильно поменялось отношение к семье, особенно у молодых отцов. Поменялась парадигма с «я должен» на «я хочу», — добавила Ольга.
Алексей Чегодаев согласился с этим трендом. Он отметил, что опрос, проведенный АНО «Национальные приоритеты» и ВЦИОМ, показал, что молодые отцы в возрасте до 32–33 лет испытывают большее желание быть хорошими родителями, чем были их отцы. «Почему так происходит? А потому что эти перемены назрели. Мальчишки начинают думать, соображать. На встречах в вузах у меня спрашивают, когда лучше жениться: когда мы сделаем карьеру или сейчас? У мальчиков и девочек разное мнение по этому поводу. Многие мальчишки считают, что жениться нужно сейчас, чтобы дальше проходить весь путь вместе. И это радует», — подчеркнул Чегодаев.
Ольга Ручьева обратила внимание собеседников и зрителей на тот факт, что в России через текущие демографические вызовы формируется новый общественный договор между государством, бизнесом и обществом в лице НКО. Появляются и тиражируются практики демографического стандарта, ЭКГ-рейтинги, на предприятиях вводятся должности семейных кураторов. «На мой взгляд, сегодня в принципе можно говорить о семейноцентричности как о русском коде повестки устойчивого развития, и это понятие будет базово заложено в бизнес-модели организаций, причем именно по инициативе самих компаний, а не через принуждение, — рассуждает Ручьева. — В России сейчас рождается своеобразная среда, комьюнити руководителей, заинтересованных в развитии семейноцентричности, когда демографические вызовы сформировали среду для партнерства бизнеса, государства и общества».
В целом, по мнению Ольги Ручьевой, эффективность мероприятий, запущенных в Год семьи в России, еще предстоит оценить. По ее словам, пролонгированный эффект от этих программ начнет проявляться в 2025 году и будет нарастать: «Когда на предприятиях будут внедрены и масштабированы лучшие практики поддержки семьи, когда активно станут развиваться платформы для удаленной работы, где женщины смогут реализовать свой профессиональный потенциал».
«Сегодня мы находимся у истоков этого движения. Компании внедряют лучшие практики, поддерживающие баланс между работой и личной жизнью. Масштабирование таких программ и их тиражирование на разных уровнях бизнеса демонстрируют, как важно поддерживать семейные ценности в обществе. Семья уже не просто личное дело — она становится модной и востребованной составляющей успешного бизнеса», — подвела итог Ольга Ручьева.
Фото медиаплатформы «Умная страна».