Юрий Благов: Корпоративная социальная ответственность — это атрибут современного бизнеса
Компаниям выгодно быть социально ответственными
На круглом столе «Лучшие практики взаимодействия компаний с семьями на территориях присутствия» в рамках VII Международной научно-практической конференции «Социальная динамика населения и человеческий потенциал» эксперты, общественники, ученые и представители бизнеса обсудили семейную политику в регионах России, семейноориентированные корпоративные практики, а также актуальные проблемы демографической политики.
Кандидат экономических наук, директор Центра корпоративной социальной ответственности Высшей школы менеджмента СПбГУ Юрий Благов актуализировал тему «Корпоративная социальная ответственность и семья»: «Когда мы говорим о корпоративной социальной ответственности, часто возникает два взаимосвязанных стереотипа. Согласно первому стереотипу, эта ответственность воплощается в некой дополнительной, необязательной деятельность компании, которая связана с ее участием в решении социальных проблем, в том числе — проблем демографии. Однако, корпоративная социальная ответственность — это ответственность компании перед обществом, относящаяся ко всем проявлениям их взаимодействия. Бизнес вообще не существует вне корпоративной социальной ответственности. Для каждой компании общество— это не абстракция, а система конкретных заинтересованных сторон: потребителей, сотрудников, инвесторов, местного сообщества. Семья в том или ином виде присутствует во всех элементах этой системы».
По его словам, хороший потребитель ассоциируется с полной семьей, которая стабильно зарабатывает деньги и на постоянной основе приобретает продукты. «В сознание бизнесменов эта мысль прочно вошла в 50-е годы прошлого века. Помните известный baby boom, когда полная и здоровая во всех отношениях семья — символ так называемого «домохозяйства» — стала восприниматься как важнейший фактор развития бизнеса, который производил для такой семьи массовую потребительскую продукцию?», — рассуждает ученый. В свою очередь, хороший сотрудник — сотрудник, который живет в здоровой семье. Он заинтересован в стабильном заработке и устойчивых отношениях с компанией. Полные и здоровые семьи — основа лояльного бизнесу местного сообщества. Таким образом, взаимодействие с семьей «вшито» во все функции компании, и этим взаимодействием должно заниматься не только управления персоналом и не только отделение, курирующее социальные проекты. Это — межфункциональная задача.
«Согласно второму стереотипу, корпоративная социальная ответственность имеет лишь моральное основание, тогда как собственно бизнес основан на экономической мотивации. Это так называемый «тезис о разделении», опровергаемый и теорией и практикой. И у менеджмента, и у всех заинтересованных сторон присутствует весь комплекс ожиданий и интересов. У всех бизнес-решений есть и моральная и экономическая составляющие», — заявил Юрий Благов.
«В качестве примера можно привести популярную тему корпоративного волонтерства, которая последние 5-10 во многом ассоциируется с деятельностью Национального совета по корпоративному волонтерств. На первый взгляд, это история о том, как сотрудники компании после работы, засучив рукава, делают добрые дела и помогают решать социальные проблемы. Но если мы на этом поставим точку, то возникнет вопрос: а бизнес — это о чем? О том, чтобы делать добрые дела или о том, чтобы зарабатывать деньги? Верно и первое, и второе. Корпоративное волонтерство — это и участие в решении конкретных социальных и экологических проблем, и развитие сотрудника как актива компании. Компания развивает в сотруднике личностные и профессиональные компетенции, которые делают его более эффективным работником, апеллируя к его добродетели», — подчеркнул Юрий Благов.
Эксперт назвал появившиеся в России рейтинги ЭКГ и КПД очень перспективными. По его словам, они помогают объяснить руководству и собственникам компаний, почему выгодно быть ответственными. Участие в этих рейтингах не только позволяет компаниям прояснить социальные ожидания государства, как важнейшей заинтересованной стороны, но связывает ответственный бизнес с реальными мерами государственной поддержки.
Организатором круглого стола выступил экспертный клуб «Семья и корпоративная среда», созданный в 2024 году по инициативе хаба семейных проектов и программ «Семья 3.0», ESG-клуба «Сколково» и образовательно-консалтингового центра Smart Country («Умная страна»). На сегодняшний момент клуб объединяет уже более 70 экспертов, руководители направлений HR, PR, ESG, корпоратива устойчивого развития и бизнес-стратегии российских компаний.
Фото предоставлено экспертом, из личного архива.