Юрий Крупнов: Без мультиинфраструктурных решений мы не выйдем на нужную нам демографию
Семья, где вопрос демографии первичен, — это общее благо
На круглом столе «Лучшие практики взаимодействия компаний с семьями на территориях присутствия» в рамках VII Международной научно-практической конференции «Социальная динамика населения и человеческий потенциал» эксперты, общественники, ученые и представители бизнеса обсудили семейную политику в регионах России, семейноориентированные корпоративные практики, а также актуальные проблемы демографической политики.
Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, руководитель рабочей группы Совета ТПП РФ по промышленному развитию и повышению конкурентоспособности экономики России «Приоритетные проекты развития промышленности и агропромышленного комплекса», член Президиума Совета по градостроительству Союза Архитекторов России, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса Юрий Крупнов предложил обсудить «Развёртывание семейных мультиинфраструктур как метод роста капитализации бизнеса и перехода к демографическо-неоиндустриальной модели экономики».
Ученый считает, что ключевой проблемой демографии во всех странах мира сегодня является проблема с рождаемостью, которую никто не знает, как решить. Причем снизить рождаемость с 5 детей в семье до одного-полутора за 20 лет можно — примером тому является программа Китая: «Одна семья — один ребенок». А вот поднять рождаемость принципиально нигде получается. «В 2015 году Коммунистическая партия Китая предложила «давайте второго ребенка», а в 2021— «давайте третьего». Но народ не откликается, хотя страна предлагает многочисленные стимулы молодым семьям для рождения детей. Это очень серьезная загадка и проблема», — рассуждает эксперт.
По его словам, семья в современном мире в целом и в Российской Федерации, в частности, — это роскошь в буквальном смысле. «Если вы хотите держать дома самолёт, то у вас должен быть аэродром, авиационные инженеры, масса других инфраструктур и их нужно создавать. То же самое касается семьи. Вопрос не только в том, что компании заботятся о своих сотрудниках и государство их за это поощряет, а в том, что семья, где вопрос демографии первичен, — это общее благо», — заявил Крупнов.
Он перечислил развёртывание какой мультиинфраструктуры может стимулировать развитие института семьи.
- Место для жизни. Компания совместно с регионом может взять на себя расходы, например, по созданию городков демографического будущего, где семье, родившей третьего и более детей, предоставляется дом со всей необходимой инфраструктурой.
«Сегодня даже если семья получает землю, не факт, что на ней можно строиться и не факт, что удастся подключить газ, воду, электричество, так как часто инфраструктурные компании не могут договориться между собой, а от этого страдают люди», — пояснил эксперт.
- Оздоровление пищи. В советское время были замечательные подсобные хозяйства, которые давали людям возможность выращивать качественные и здоровые продукты. Эти практики сегодня вполне можно возродить. В том числе за счёт адресных централизованных поставок.
- Культурная повестка. Многодетные семьи необходимо приглашать на специально организуемые лекции, выступления симфонического оркестра, на выставки, то есть задавать рост общей культуры.
- Фонд многодетной семьи. Нужно выяснять реальные потребности многодетных и оказывать им адресную помощь.
«Например, третий ребенок поступил в музыкальную школу и ему нужна скрипка. Она стоит от 50 тысяч рублей, что для семьи среднего достатка нередко неподъемная сумма. Компания может выделить половину этой суммы. И таких мультиинфраструктурных решений очень много, но без них мы на нужную нам демографию не выйдем», — резюмировал Юрий Крупнов.
Причём, планировать и организовывать мультиинфраструктуры семьи следует в возрождающейся сейчас во всём мире идеологии общего блага (common good), идущей ещё от Аристотеля и Фомы Аквинского (bonum commune). Общее благо в отличие от привычного нам общественного блага (public good), не только потребляется всеми, но и создаёт опорный базис всего общества и повышает благосостояние всех, в т.ч. капитализацию самой компании.
Организатором круглого стола выступил экспертный клуб «Семья и корпоративная среда», созданный в 2024 году по инициативе хаба семейных проектов и программ «Семья 3.0», ESG-клуба «Сколково» и образовательно-консалтингового центра Smart Country («Умная страна»). На сегодняшний момент клуб объединяет уже более 70 экспертов, руководители направлений HR, PR, ESG, корпоратива устойчивого развития и бизнес-стратегии российских компаний.
Фотограф Виталий Шупилов