Жизнь и поступок одного из самых богатых людей России, подтверждает, что богатство не является главной ценностью этой жизни
Жизнь и поступок одного из самых богатых людей России, подтверждает, что богатство не является главной ценностью этой жизни
Культурный код
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Иннокентий Сибиряков - миллионер, ушедший на Афон

Жизнь и поступок одного из самых богатых людей России, подтверждает, что богатство не является главной ценностью этой жизни

«Он достиг всего, о чем мечтает большинство: профессиональной репутации звезды с доходом, выражавшимся семизначной цифрой, с роскошным особняком в районе, где селились знаменитости, с личным самолетом, виллой на тропическом острове и с его гордостью — сверкающим красным «Феррари», припаркованным прямо на дороге, ведущей к особняку», - так описывает жизнь героя книги – прообразом которого стал он сам, Робин Шарма, эксперт в области мотивации и лидерства.

В один из дней обеспеченной жизни он ощутил в своем сердце пустоту, оставил адвокатскую практику, приносящую стабильный доход и стал дауншифтером. Шарма можно отнести к разряду элитных дауншифтеров, не каждый человек решится поменять такую социальную среду и материальный статус на хижину в горах Тибета, однако дауншифтеров рангом поменьше достаточно много, их всех объединяет одно – отказ от суеты мегаполиса и общества, которые программирует человека исключительно на волну потребления. Вот и бегут бизнесмены и офисные сотрудники с Уолл-Стрита и Манхеттена в горы Тибета и на побережье Индийского океана в поисках смысла жизни. Это только в песне поется «Она хотел бы жить на Манхеттене», рано или поздно люди понимают, что ощущение счастья совсем не зависит от наличия пентхауса, красного «Феррари» и толщины кошелька. 

Удивительно, но через подобные испытания люди проходили во все времена, и на Западе, и у нас, в России. В XIX веке в царской России был такой человек, дауншифтерский поступок которого удивил все высшее общество страны. Его звали Иннокентий Сибиряков, его отец владел золотыми приисками в Бодайбо, профильными заводами, Бодайбинской железной дорогой и пароходной компанией на Лене, в то же время он был благотворителем с всероссийской известностью. Шестерых своих детей Сибиряков воспитал в православной традиции. Старший брат Александр, управляя по смерти отца гигантским наследством, еще более приумножил отцовский капитал.

Качества широкой русской души Иннокентия проявились уже в студенческие годы, он оказывал всестороннюю поддержку однокурсникам из небогатых семей. С каждым годом его благотворительность лишь ширилась, так своему учителю, деятельному ученому Петру Лесгафту он передал 200 тысяч рублей и дом в столице, который со временем вырос в крупный научный и образовательный центр.

Сибиряков будет совершенно безвозмездно служить делу образования и просвещения. Благодаря его финансовой помощи смогут многие годы существовать десятки образовательных и научных учреждений, библиотек и музеев, издаваться книги и журналы. Он профинансирует Якутскую географическую экспедицию 1894-1896 годов, экспедицию Потанина в Сы-Чуаньскую провинцию Китая и будет поддерживать Восточно-Сибирское отделение Русского географического общества.

Больше внимание он будет уделять работникам собственных предприятий, строя при них храмы, поликлиники и библиотеки. Социальной инновацией Сибирякова станет создание пенсионного фонда для рабочих, в который он вложит 420 тысяч рублей.

Кроме системной поддержки социальных, образовательных, религиозных и культурных проектов он регулярно будет оказывать помощь всем людям, которые обратятся к нему напрямую. Благодаря адресной помощи образование смогли получить сотни студентов, а десятки молодых людей сыграть свадьбы и создать семьи.

Однако, даже при совершении такого числа благих дел, широкая душа Иннокентия Михайловича не чувствовала полного удовлетворения. Он часто бывал на Афонском подворье в Петербурге, беседовал с опытными духовниками и размышлял о  монашеском пути. И наконец, в один из дней Сибиряков решился покинуть Петербург и уйти из мира. В соответствии с заповедью Спасителя, он раздал все богатства и стал афонским монахом. Несколько лет он провел в напряженной аскетической и духовной жизни в отдаленном скиту, где и окончил земные дни.

Максимализм, вот главное отличие православного варианта дауншифтинга от всех других. И стремление людей пойти по этому, не половинчатому пути, говорит о его истинности.

Социальные и образовательные проекты Сибирякова

§ Профинансировал открытие школ, библиотек и музеев в Красноярске, Барнауле, Томске, Минусинске, Ишиме, Таре, Ачинске и других городах Сибири.

§ Финансировал Бестужевские курсы в Петербурге, одно из первых женских высших учебных заведений в России.

§ В 1882 году в Томске создал «Общество попечения о начальном образовании», в 1884 году открыл первую в России бесплатная народная городская библиотека, в 1892 году — Музей прикладных знаний.

§ Содействовал созданию Томского университета, первого университета в Сибири.

§ Выделил 10 тысяч рублей на расширение Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества.

Цитаты

 «Как человек пуст в своей жизни, как ничтожны все его потребности, обусловленные одной наживой. Как жадно все человечество в своем стремлении к богатству… Но что оно нам приносит?.. Одно грустное разочарование. Вот я – миллионер, мое «счастье» должно быть вполне закончено. Но счастлив ли я? Нет. Все мое богатство в сравнении с тем, чего жаждет душа моя, есть ничто, пыль, прах… А между тем все человечество стремится именно к достижению богатства… При помощи своих денег я видел мир Божий… – но что из всего этого прибавило к моему собственному счастью жизни? Ровно ничего. Та же пустота в сердце, то же сознание неудовлетворенности, то же томление духа».

«Добрые люди не разбирают своих и чужих: они радуются всякому светочу, где бы и кем бы он ни был зажжен, и шлют ему свою посильную лепту на поддержание священного, дорогого для них света знания».




   



Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться