Ранее они старались продать коммерческие помещения на первых этажах зданий как можно быстрее
Ранее они старались продать коммерческие помещения на первых этажах зданий как можно быстрее
Среда обитания
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Девелоперы заинтересовались управлением стрит-ритейлом

Ранее они старались продать коммерческие помещения на первых этажах зданий как можно быстрее

В районах новостроек развивается стрит-ритейл — застройщики строят все больше таких помещений и внимательнее следят за их наполнением, пишет «Российская газета».

До сих пор девелоперы, как правило, планировали все помещения на первых этажах продавать, поэтому строились самые ликвидные — самые мелкие помещения, говорит старший директор CORE.XP Марина Малахатько. Обычно это помещения площадью 50-70 кв. м, не более 160 кв. м плюс одно в жилом комплексе более крупное помещение для супермаркета примерно в 800 кв. м. При этом обычно не было запроектированных заранее площадок под таких якорных арендаторов, как фитнес-клубы, медицинские учреждения и т.п.

«Сейчас тренд меняется, — отмечает Малахатько. — Конечно, для застройщика гораздо выгоднее построить и продать весь стрит-ретейл на этапе стройки, нежели заполнять арендаторами и контролировать их качество. Но некоторые девелоперы в последнее время оставляют большой пул помещений себе в управление после реализации своих жилых комплексов. Их немного, но они как раз задают тренд и следуют мировым стандартам, поэтому есть шанс, что вскоре мы получим совершенно другую картину».

В некоторых столичных жилых комплексах доля коммерческих помещений достигает 20-30%. Это в том числе связано с тем, что столица предоставляет льготы застройщикам, которые вместе с жильем строят места приложения труда.

Типичный покупатель коммерческих помещений в строящихся жилых комплексах - в возрасте 35-40 лет, когда многие запускают свой бизнес, отмечает вице-президент ГК «Страна Девелопмент» (Тюмень) Александр Гуторов. На людей этого возраста приходится 31% сделок с такими помещениями. Покупка помещений рассматривается многими клиентами в качестве старта своего дела или выгодной инвестиции.

По мнению члена генсовета «Деловой России», председателя совета директоров АО «Берега» Юрия Коробова, есть несколько причин такого внимания:

  • Первые этажи продаются слабее, чем более высокие, поэтому застройщик просчитывает и реализует альтернативные варианты использования этих площадей.
  • Коммерческие помещения на первых этажах — это монетизация и пассивный доход в перспективе.
  • Спрос на арендные площади в жилых домах выше, чем в ТЦ, а арендная ставка ниже.
  • Наличие инфраструктуры добавляет стоимость к квадратному метру, люди охотнее покупают такую недвижимость, так как уже есть минимальный набор услуг.

По мнению доцента кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г.В. Плеханова Марии Ермиловой, цена на пустые помещения на первых этажах практически сравнялась с уже готовыми под аренду. «Есть вероятность, что когда рынок недвижимости придет в определенный баланс, а это прогнозируется в течение года, то и в этом сегменте ситуация будет возвращаться к прежнему сценарию, когда спрос не будет столь велик. Покупка такой недвижимости не всегда является достаточно выгодной, поэтому может быть следующая ситуация, что застройщики продолжат сдавать ее под разные объекты, а не продавать», —заключила она.

 

Фото CORE.XP


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться