Запуск новых проектов в России сократился на 25%
Кроме того, застройщики начали их оптимизировать
Эксперты ДОМ.РФ, Циан, bnMAP.pro и представители крупных девелоперов обсудили итоги I квартала 2025 года на рынке недвижимости в ходе онлайн-дискуссии «ЕРЗ-тренды». По их оценке, после сильного январского провала сектор многоквартирного строительства стабилизировался: продажи восстановились до уровня 2 млн кв. м в месяц. Несмотря на это эксперты отметили ряд тревожных тенденций:
- снижение запусков новых проектов на 25%,
- резкое увеличение доли рассрочек,
- рост ставки проектного финансирования выше 10%.
«Резкое увеличение доли рассрочек и продаж за счет собственных средств покупателей, которая сегодня оценивается примерно в 40%. Это привело к снижению притока средств на счетах эскроу и росту ставки проектного финансирования, которая впервые превысила 10% (в начале 2024 года было 6,4%)», — отметил руководитель аналитического центра ДОМ.РФ Михаил Гольдберг.
В ДОМ.РФ фиксируют снижение запусков новых проектов на 25% — до 8 млн кв. м. «Если такая тенденция продолжится, то уровень запусков составит 35 млн кв. м — 37 млн кв. м, что за два года приведет к снижению объема строящегося жилья до уровня 100 млн кв. м», — предупреждает Гольдберг.
«Московская область из трех больших агломераций региона самая уязвимая: здесь сконцентрирован массовый сегмент, критически зависящий от ипотеки. А вот применительно к Новой и «старой» Москве пока нет оснований говорить о кризисе нереализации остатков. Мы наблюдаем заметный рост предложения, которое, однако, не трансформируется в сделки. В этих локациях скорее фиксируем плато, чем какую-либо выраженную динамику», — комментирует директор bnMAP.pro Сергей Лобжанидзе.
Алексей Попов, руководитель аналитического центра Циан, считает, что доля сделок с рассрочками на рынке значительна (35% — 40%), но отношение к ним стало осторожнее: девелоперы осознают связанные риски. «Что касается скидок, то речь идет о выводе новых объектов по ценам заметно ниже рыночных. В Московском регионе есть множество примеров, когда привлекательное ценообразование по отдельным корпусам моментально увеличивало продажи по проектам, влияя на общую выручку компаний», —поясняет Попов.
Участники дискуссии также отметили, что застройщики начали оптимизировать свои проекты, убирая дорогостоящие элементы благоустройства.
Иллюстрация создана с помощью нейросети Шедеврум.