Спецпроекты

Нужно ли запретить смартфоны в российских школах и что об этом думает Ольга Васильева

Нужно ли запретить смартфоны в российских школах и что об этом думает Ольга Васильева

Семья 3.0
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Гаджеты на уроке: вред или польза

Нужно ли запретить смартфоны в российских школах и что об этом думает Ольга Васильева

В наш цифровой век дети получают доступ к смартфонам и планшетам чуть ли не с пелёнок. В школах мобильники под партой давно превратились в бич: СМСки, чаты, соцсети, видеоролики – всё, что угодно, только не учёба. О вреде для детской психики постоянного использования гаджетов твердят врачи, но без толку. Похоже, остаётся лишь один вариант: запрет. Но как это осуществить, если и мы, взрослые, практически не выпускаем телефоны из рук?

Настоящая «телефонная» революция произошла этим летом во Франции. Одним из предвыборных обещаний нынешнего президента страны Эммануэля Макрона был пункт о запрете мобильных телефонов и других гаджетов с выходом в интернет в стенах младшей и средней школы. Уж не знаем, с чего высокотехнологичные гаджеты удосужились такой ненависти со стороны Макрона: к слову, ранее их запретили использовать на заседаниях Правительства, и в Елисейском дворце вообще.

Сенат поддержал президента и постановил: вся территория Франции с началом этого учебного года объявлена зоной, свободной от телефонов и планшетов – от начальных школ и до лицеев. Каждая школа вправе сама решать, в какой мере ограничить использование смартфонов в своих стенах – например, допускается связаться с родными в экстренных случаях, либо в строго отведённое время в особом кабинете, где и будут храниться гаджеты в то время, пока дети грызут гранит науки.

В России подобные запреты если и существуют, то лишь по инициативе отдельных школ. О необходимости запретить пользоваться гаджетами в учебное время на федеральном уровне в России говорят давно. Запрет на телефоны поддержала министр просвещения Ольга Васильева во время общероссийского родительского собрания, отвечая на вопросы участников. Хотя добавила, что это должно быть на усмотрение школы.

«Мне близка практика тех школ – и я их много видела, – где ребята приходят в школу, а в классе стоит красивый ящичек, в который кладутся телефоны. Родители... Согласитесь, они не нужны на уроке. Зачем вам на уроке родители?» - сказала Васильева. По ее мнению, телефон всегда есть у учителя, который может связаться по любому необходимому поводу с родителями. Есть школы, где просто не пользуются телефоном во время учебного дня, есть только дежурный телефон у учителя. Поэтому школа сама вправе выбирать, какая стратегия ей ближе, добавила министр.

Тем более, личные гаджеты – просто-напросто лишние, учитывая, что многие российские школы давно используют для обучения специальные планшеты, умные доски и другие высокотехнологичные устройства.

«Мое глубочайшее убеждение, что телефон мешает. Есть планшет, есть электронная доска. Зачем ребенку еще телефон? Для того чтобы бесконечно, так сказать, писать СМСки в тот момент, когда идет урок? Я думаю, что этого не стоит делать. Но это решение школы», - заявила Васильева.

А как быть с учителями? Они ведь тоже используют в стенах школы смартфоны и планшеты. Согласитесь, невозможно требовать от школьников следовать правилам, которые сами же взрослые и нарушают. Этот вопрос – вопрос культуры поведения, этики, считает Васильева. Использовать телефон во время урока учителю тоже не стоит. Равно как и пользоваться планшетом в качестве вспомогательного инструмента для оперативного поиска нужной информации. «На мой взгляд, у нас во многих школах есть планшеты, причем этих планшетов предостаточно для того, чтобы посмотреть необходимый материал», - подытожила Васильева.

Интересно, что идею запрета смартфонов в школах поддерживают 73% россиян. «Сегодня практически все россияне, от мала до велика, постоянно находятся «на связи» благодаря тотальному распространению сотовых телефонов. Это явление некоторое время назад повсеместно рассматривалось как безусловное благо, свидетельство высокого социального статуса и дополнительная гарантия безопасности», - прокомментировал результаты опроса генеральный директор ВЦИОН Валерий Федоров.

Теперь, по мере обретения опыта «жизни в мобильной сети», стали видны и ее негативные аспекты, добавил он. «Инициатива ограничить использование телефонов школьниками на уроках поддерживается респондентами всех возрастов и рассматривается ими не как вторжение в личное пространство наших детей, а как способ повысить их концентрацию на учебном процессе».

К слову, масштабные исследования на тему того, как именно влияют гаджеты на детей и подростков, пока что не проводились. И это необходимо исправить, заявила Ольга Васильева во время общероссийского родительского собрания.

«Нам нужны исследования. Влияние интернета на малышей и не только малышей. Какое количество времени ребёнок может сидеть, занимаясь с гаджетами. Сколько нужно для того, чтобы это не вредило его здоровью? Что реально происходит, что ещё, кроме дисграфии, способствует невозможности лёгкого и быстрого усвоения материала?»

Без масштабных исследований по детской физиологии нельзя двигаться вперед, добавила министр, поскольку педагогика – это в первую очередь наука. И пообещала, что в рамках нацпрограммы «Образование» на глобальные общероссийские исследования будут выделены немалые средства.

В свою очередь, спецпроект «Умной Страны» - «Семья 3.0» - будет пристально следить за ходом исследований, и обязательно расскажет об их результатах. И напоминает, что всему родительскому сообществу тоже нужно принимать самое активное участие в обсуждении важнейших вопросов российского образования и привлекать внимание властей к тем или иным актуальным проблемам. В качестве первого шага «Семья 3.0» предлагает сделать встречи общественности с министром просвещения регулярными, раз в квартал. Благо, онлайн-формат всероссийского родительского собрания позволяет собрать за одним виртуальным столом учителей и родителей со всей страны.


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться