Инна Ямбулатова: Формула устойчивости: как найти путь к системности в демографической политике
Принципы семейноцентричности должны быть интегрированы во все нацпроекты, в каждую отрасль, в каждую программу на всех уровнях власти, а также в бизнесе
26 июня 2025 года в Институте социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук прошла специальная секция «Лучшие практики взаимодействия компаний с семьями на территориях присутствия» в рамках VII Международной научно-практической конференции «Социальная динамика населения и человеческий потенциал». Секция, организованная экспертным клубом «Семья и корпоративная среда», собрала более 25 ведущих экспертов из академической среды, общественно-государственного сектора и коммерческой сферы для обсуждения эффективных инструментов и стратегий семейноцентричной корпоративной практики. Сооснователи Хаба семейных проектов и программ Семья 3.0 Ольга Ручьева и Елена Журавлева обсудили вопросы семейноцентричности с экспертом Инной Ямбулатовой.
Каждый регион уникален, что создает невероятно красивую палитру нашей страны — и людей, и практик
— Инна, ваше недавнее выступление на заседании Правительства Тверской области произвело на многих большое впечатление. Вы аргументированно осветили факторы семейноцентричности не только в бизнесе, но и в целом по экономике региона. Как секретарь Гиппократовского международного форума и эксперт АСИ, вы активно участвуете в стратегических сессиях в различных регионах. Что же делает ваш опыт уникальным? Перед тем как отправиться в поездку, ваша команда изучает статистику и специфику ситуации в каждом конкретном регионе страны. Это явно не шаблонный подход — каждое ваше выступление индивидуально и адаптировано под особенности региона. Эта индивидуальность действительно является отражением подхода Агентства стратегических инициатив?
— Это действительно мощная школа и принцип работы АСИ, которая уже зарекомендовала себя по другим направлениям. Сама идея семейноцентричности была впервые озвучена Владимиром Владимировичем Путиным на заседании Госсовета, где он четко обозначил задачи исходя из целей стратегического планирования. У нас есть 20 национальных проектов, в которые должны быть интегрированы принципы семейноцентричности, но и не только в национальные проекты, но и в каждую отрасль, в каждую программу, федеральный проект, у всех уровней власти начиная с министерств и ведомств, заканчивая муниципальными образованиями у предприятия разной формы собственности.
Но возникает вопрос: как именно это реализовать? Просто заявить об этой семейноцентричности на уровне доктрин недостаточно, необходимо понять, что она означает в рамках конкретных решений, инструментов. На данный момент проблема региональной политики заключается в недостатке специалистов по анализу больших данных. Не хватает людей, которые умеют собирать и аккумулировать данные и понимают, какие именно данные необходимы для принятия обоснованных решений. Кроме того, существует проблема интерпретации данных и их практического применения. Что мне даст тот или иной набор данных, если я не понимаю, как с ним работать? Важно определить, какие решения нужно искать, какие инструменты использовать, сколько это будет стоить и соответствуют ли они задачам, установленным в федеральном законодательстве. К тому же нужно учитывать, кто будет отвечать за эти процессы, и каковы будут ожидаемые результаты — и будут ли они вообще. Таким образом, вся модель оказывается весьма сложной. Но, когда начинаешь работать в регионе, и анализируешь его специфику, становится яснее, как применять эти подходы на практике.
— Например?
— Например, у нас есть моноэтнические регионы, такие как Вологодская область, которые имеют свои уникальные проблемы. Вологодская область уникальна своей исторической составляющей неотъемлемой от становления русской государственности и идентичности, это налагает на регион большую ответственность, есть и мощная промышленная база, привлекающая трудовых мигрантов, что создает специфическое влияние на ситуацию. Какими целями в данном случае руководствоваться оперативным преимуществом закрытия потребности в кадровой силе или долгосрочно-стратегическими задачами сохранения уникальности этнического состава региона. Сочетание двух этих условий заставляет искать уникальные решения.
Например, если мы посмотрим на Дальневосточный федеральный округ, то видно, что даже среди 11 регионов, входящих в округ, существуют значительные различия. Бурятия, к примеру, обладает сильной национальной традицией, а Забайкальский край, имеющий такой же приграничный, чрезвычайно разрозненный и по этническому составу, включает в себя как сельскохозяйственные, так и промышленные территории. Сам регион вносит существенный вклад в экономику страны, но тем не менее при этом территории там сильно демографически разряжены. Совершенно иначе на фоне «русских» регионов выглядят территории с национальными особенностями — Кавказ, хотя и они сильно отличаются от, казалось бы, схожих по национальному колориту республик, таких как Башкортостан или Татарстан.
Каждый регион уникален, и это создает невероятно красивую палитру нашей страны — этносов, языков, традиций и соответственно решений, практик и подбора управленческих кадров. Как справедливо заметил Григорий Петрович Сайфулин, «в лучшие практики я не верю». Нельзя взять некоторые шаблонные подходы, перенести их на другой регион и ожидать тот же результат. Каждый регион нуждается в индивидуальном подходе в зависимости от готовности его команды. И тут я с ним полностью согласна
Мы начинаем всегда с глубокого анализа. Исторического, экономического с целью выявления в первую очередь демографических резервов. Важно обращать внимание на статистику за последние пять лет, мы исследуем половозрастные пирамиды и выявляем статистические аномалии. Если мы фиксируем статистическую аномалию, углубляемся в причины их возникновения: например, в соседнем регионе открылся перинатальный центр, а в обсуждаемом регионе его нет. Мы можем заметить, как после открытия перинатального центра уровень медицинской помощи того региона поднялся, что привело к увеличению рождаемости в одном из регионов и снижению в другом. Иногда приходится поднимать архивы, как например по Башкирии. Таким образом, важно все и учет, и соответствующая статистическая база и даже порядок и формы учета являются иногда критически важными для успеха региональных программ.
— Инна, вы упомянули о необходимости «сшивания территорий» единым социальным полотном. Как вы считаете, какие конкретные шаги должны сделать регионы для более эффективной координации социальных программ, чтобы семьи действительно ощущали поддержку и единство на всей территории страны?
— Во-первых президент, о необходимости сшивания территории единым социальным полотном говорил начиная с 2008 года и это действительно важный аспект. Речь идет о единых стандартах в образовании, здравоохранении и социальной политике — переезжая из одного региона в другой, семья не должна испытывать резких изменений, словно попадает из одной страны в другую. Например, в одном регионе проезд оплачивается, а в другом — нет. В одном месте можно получить одну услугу, а в другом — совершенно другую. Как мы иногда горько шутим: «в Рязани трусы, а в Туле — майки». Резких диспропорций быть не должно. Мы единая страна, народ, да, особенности регионов надо учитывать, но единые стандарты, «нижняя планка», — быть должна, каждый может улучшать положение семей с детьми, но ниже стандарта нельзя — это общая долгосрочная стратегия, общие цели и задачи, которые должны пониматься в регионах одинаково.
Эта задача в той или иной мере, уже нашла свое отражение в федеральном законодательстве. Например, обновленном Указе № 63 о мерах социальной поддержки многодетных семей. Однако, говоря о поддержке многодетных семей, следует помнить, что мы должны сосредоточиться на тех семьях, которые действительно стремятся к расширению своей семьи и готовы принимать на себя эту ответственность. Вкладывать средства в тех, кто категорически отвергает идею семейственности, было бы неразумно. Даже если такая семья находится ниже уровня прожиточного минимума, и мы предоставим ей финансовую помощь, она вряд ли решится на рождение ребенка.
Наша задача, исходя из реальных возможностей страны и регионов — поддерживать сильные семьи, которые хотят и могут стать многодетными, но сталкиваются с определенными барьерами. Необходимо помочь им преодолеть эти преграды и сделать шаг к многодетности.
В этом, кстати, заключается задача регионов — выявлять и устранять эти барьеры, поддерживать семьи на пути к многодетности, последовательно поднимая статус многодетных семей, а не относить их к малообеспеченных и блокируя поддержку данной группы демографическими мерами, рассматривая только через призму социальной политики. Тот факт, что вы решили стать многодетными — это, по сути, настоящая победа, и мы должны сделать все возможное, чтобы такие семьи чувствовали поддержку, понимание, уважение к труду, ценность их вклада в будущее страны в виде рождения потенциально будущих граждан с особым мышлением ответственных за свою судьбу и судьбу Отечества. Я готова доказать, что мышление людей, рождённых в многодетных семьях, существенно отличается в лучшую сторону от эгоистично дето центристских малодетных семей.
Задача перед государством и обществом — создать инфраструктуру, которая сделает повседневную жизнь удобной и комфортной
— Инна, вы поднимаете действительно важные аспекты, касающиеся различий между демографической и социальной политикой. А как вы считаете, какие конкретные механизмы и инструменты могут помочь регионам более эффективно выявлять и устранять барьеры для семей, желающих расширить число детей? Какие примеры успешных практик из уже проработанных вами регионов могут послужить ориентиром для других?
— Мы довольно долго говорим, что демографическая политика должна базироваться на без барьерных и безадресных мерах с высоким стимулом к рождению, в то время как социальные меры должны иметь четкую адресность, направленную на помощь в преодолении бедности и решение конкретных особых и трудных жизненных ситуаций. Эти меры должны учитывать индивидуальные нужды и жизненные обстоятельства, в том числе специфические группы, такие как ветераны, пенсионеры и люди с ограниченными возможностями.
Несмотря на это, в регионах до определенного момента не было понимания различий между этими мерами, и демографическая политика воспринималась как некий набор социальных инициатив, в то время как реальных демографических мер было крайне мало.
К примеру, региональный маткапитал доступен не во всех областях, а там, где он существует, не всегда распространяется на третьего и последующих детей. Федеральные меры лишь ограничиваются первым и вторым ребенком, причем на первого предлагается значительная поддержка, а на второго — гораздо меньшая. Важно подчеркнуть, что регионы должны сами понимать целесообразность внедрения мер для третьего и последующих детей, и увеличивать размер поддержки хотя бы в небольшой степени. Необходимо внедрение прогрессивного подхода, при котором семьи с большим числом детей получают более значительные льготы и меньше финансовой нагрузки. К примеру, если в семье рождается шестой ребенок, важно предусмотреть дополнительные меры поддержки: второй автомобиль, освобождение от налогов на два автомобиля, дополнительные льготы на парковочные места, внеочередные права на устройство детей в сады и школы там, где семье удобно, не только по месту жительства, а например по месту работы. Мы не должны превращать маму в шофера, перегружая её обязанностями. Давайте исходить из реальных жизненных обстоятельств и создавать соответствующие условия для семей, чтобы они могли чувствовать себя уверенно. Есть масса управленческих решений не требующих затрат в принципе — это большие резервы в настройке политики региона.
— Вы упомянули множество важных аспектов, касающихся интеграции семейных потребностей в различные отрасли. Что должно быть первым практическим шагом для реализации этой интеграции на уровне регионов?
— Прежде всего это постановка четких целей для каждой отрасли, интеграция принципов, о которых говорил Президент РФ: семейноцентричность и человекоориентированность.
Мы должны ориентироваться на потребности семей и задумываться о том, как их жизнь может быть улучшена через призму различных отраслей.
Возьмем, к примеру, транспортную отрасль. Как ни странно, но здесь можно найти множество возможностей для оптимизации. Когда семья, состоящая из нескольких детей, планирует поездку, она должна чувствовать себя комфортно и безопасно, а не решать логистические и финансовые квесты. Например, при покупке билетов на поезд или на автобус, на этапе выбора маршрута, должна быть опция предлагающая указать «я путешествую с семьей». Например, опция «Вы едете один или с семьей?» могла бы предложить заполнить информацию о количестве несовершеннолетних детей. Если семья путешествует с коляской, то система должна автоматически предложить соответствующие услуги: встречу на вокзале, помощь с коляской, а также выбор удобных мест в вагоне для родителей с детьми. Должны быть предусмотрены специальные места, где родители смогут легко покормить детей или разместить коляски. Это только один пример, но такая трансформация может происходить во всех сферах: от здравоохранения до образования. Необходимо адаптировать весь спектр услуг под нужды многодетных и молодых семей. Государство должно иметь четкое представление о том, что будет много семей с детьми, и готовиться к их появлению на уровне сервисов и инфраструктуры. Если хотите это еще и идеологический аспект – страна «привыкает» к семейственности. А регионы, в свою очередь, могут уже внести изменения в управленческие решения, направив свои усилия на подходы, которые бы учитывали интересы семей. Если мы установим показатели, такие как валовая выручка региона и количество многодетных семей, мы сможем создать систему, которая будет работать в интересах граждан.
Например, в той же транспортной отрасли, если мы ее взяли за пример, важно работать над внедрением транспорта, приспособленного для проезда семей: автобусы с низкой посадкой, чтобы упростить доступ к общественному транспорту для семей с маленькими детьми и колясками, велосипедами, самокатами. Нужно следить за частотой маршрутов и удобством их выполнения, а также учитывать, где находятся основные учреждения, такие как поликлиники и школы, парки, спортивные учреждения. Таким образом, мы должны перестроить логистику инфраструктуры, в которой семьи смогут чувствовать себя комфортно и безопасно, а все отрасли будут работать в унисон, обеспечивая жизненное полноценное пространство для каждого члена семьи. Но главное, перестроить мышление номенклатуры, лиц, принимающих решение, на новую логику управления процессами.
— Как вы думаете, что могло бы стать первым шагом к такой интеграции? От поликлиники до детского сада, до школы. Дальше количество снятых барьеров к движению с коляской.
— Ну это уже детали, но хорошо попробуем их обозначить. Разработка специальной среды, которая учитывает каждую деталь на пути, например, прогулочного трека или в маршруте сопровождения, или от школы до поликлиники из крупного жилого массива. Сколько времени займет путь? Каковы условия в зонах отдыха? Есть ли поблизости проезжая часть и как ее безопасно обойти? Какие альтернативные маршруты существуют? А как обстоят дела с пандусами? Хотя они и предусмотрены, попробуйте пройти с коляской или самокатом — это настоящая проверка на прочность, особенно если у вас трое детей. А, где в городе можно найти бесплатную питьевую воду? В городе, где у вас пятеро детей, покупка бутылки воды обойдется в 70 рублей. Подсчитали, сколько вам понадобится воды в жару? Вы можете взять её с собой, но что насчет качества? И тут мы переходим к вопросам ЖКХ. Каково качество питьевой воды? Доступны ли источники воды для семей, чтобы не тратить деньги на пластиковые бутылки в дороге? Поставьте фонтанчики, обеспечьте бесплатную воду! Зачем же создавать рынок для лоббистов, производящих пластиковую тару? И, наконец, где расположены парковочные карманы? Эти детали важны на маршрутах к магазинам и кафе, ориентированным на семейный отдых. Ощущаете, как мы с вами прорабатываем каждое движение семьи, каждую деталь? Как новый город раскрывается перед ними! Это и есть задача — создать инфраструктуру, которая сделает повседневную жизнь удобной и комфортной.
Или например, что касается строительства домов, это тоже важный аспект, который лежит в плоскости актуальных управленческих решений. Регион? Выступая заказчиком, выделяя землю под строительство может вводить ряд семейноориентированных условий и для этого достаточно внести изменения в региональный градостроительный кодекс. Например, я предлагаю условие: лучшие участки отходят тем застройщикам, которые предусмотрят квартиры для многодетных семей, минимум 5-7 просторных жилых единиц, оборудованных двумя грузовыми лифтами, а также пространством для хранения колясок, велосипедов и санок — чтобы это не мешало общей инфраструктуре. Не забудем и о парковочных местах для автомобилей.
Внутри дворовых территорий необходимо создать безопасные зоны, чтобы семья могла с уверенностью выпустить ребенка играть на улицу, не боясь, что он уйдет за пределы территории. Это – мои требования, и градостроительный кодекс должен быть на вашей стороне. Хотите лучших участков и коммуникации? Выполняйте эти условия.
Обратите внимание и на детское питание. Я готова пересматривать порядок питания в образовательных учреждениях, что вполне под силу регионам. Нужно установить стандарты для крупных сетевых магазинов: в обязательном порядке должны быть в наличии полки с детским питанием без вредных добавок и с пониженным содержанием сахара, а можно и для всех членов семьи. Например, «Здоровый ужин» для семьи из пяти детей» — это то, что должно быть в каждом магазине — это может стать условием для получения лицензии, аренды помещения и т.д.
Что касается социальной рекламы, я бы хотела видеть в них не только одиночные образы, красивых дам в шляпах с собачками, но и семьи с детьми. Например, реклама, собачьего приюта, где ребенок говорит: «Мама, давай родим братика и возьмем собачку» — это тоже социальная реклама, способная изменить восприятие. Региону несложно наладить сотрудничество с компаниями, которые предоставляют рекламные площади и проследить, какая реклама там размещена.
Говоря о миграционной политике, регионы могут адаптировать свое законодательство, обсуждая с корпорациями их кадровые потребности. Посмотрите на Мордовию — она наглядный образец того, как надо разрабатывать свои стратегии в зависимости от запросов промышленных предприятий. «Мы можем предложить потенциальным работникам, особенно тем, кто уже едет вместе с семьей в зарегистрированном браке и, возможно, с детьми, гарантии в виде ведомственного жилья, или из маневренного фонда». А взамен корпорации могут предложить высокие зарплаты и внедрить демографический стандарт. Это создает условия для того, чтобы молодые специалисты оставались в регионе, создавая благоприятную атмосферу для роста семьи и формирования эффективной демографической подпитки. Это конструктивное сотрудничество государства и бизнеса, в равной степени решающее проблемы друг друга. Все эти изменения не требуют значительных финансовых вложений, лишь нового подхода к мышлению и заключения договоренностей. Это шаг к тому, чтобы сделать регионы более дружелюбными для семей и привлечь необходимые кадры, которые будут работать на благо общества.
Государство устанавливает макроэкономические правила и может формулировать их в интересах как бизнес-сектора, так и благополучия граждан
— Семейноцентричная экономика может способствовать улучшению межрегиональных отношений и экономической интеграции через развитие программ поддержки многодетных семей? Мы обсудили как это на месте работает, а как в глобальном смысле?
— Я выступаю за активное участие государства в управлении макроэкономическими потоками, руководствуясь своими ключевыми задачами, среди которых первостепенное внимание уделяется народосбережению и народоприумножению. Повторю: государство нельзя рассматривать как корпорацию, как институт по извлечению прибыли. Его приоритетом всегда остаются политические интересы, суверенитет, безопасность и благополучие граждан. Эти три задачи — основа работы государства. Государство решает свои задачи через обеспечение безопасности, соблюдение границ, законность и реализацию благополучия граждан путем строительства инфраструктуры, проведения информационной политики и выполнения социальных обязательств в области образования и здравоохранения. Корпорации, в свою очередь, имеют свои собственные цели, ориентированные на извлечение прибыли. Для них важно минимизировать затраты и максимизировать доходы. Нельзя требовать от корпораций отказа от их истинной природы — в противном случае они перестанут быть корпорациями и станут социальными учреждениями. Корпорации должны зарабатывать деньги и честно уплачивать налоги, а государство, в свою очередь, должно честно распределять эти средства в рамках грамотной социальной политики. При этом именно государство устанавливает макроэкономические правила и может формулировать их в интересах как бизнес-сектора, так и благополучия граждан. Важно найти баланс, который позволит обеспечить устойчивое развитие и процветание общества.
— Как выглядит макроэкономическое планирование?
— Например, при разработке стратегии энергетического развития страны, каждый регион предоставил информацию о потребностях в энергетических ресурсах. Как регулятор и ключевой инвестор, моя задача, как государства, состоит в том, чтобы вложить средства в соответствующие мощности. Конечно, участие частных инвестиций тоже имеет значение, но я, государство, остаюсь основным заказчиком этих мощностей. Я, например, обращаюсь к коллегам из Забайкальского края и спрашиваю: «Действительно ли вам нужно столько энергии?» Они отвечают, что да, опираясь на количество строящихся жилых комплексов и запланированных квадратных метров. Однако я ставлю вопрос иначе: «а предусмотрели ли вы создание рабочих мест? Ведь эти квадратные метры должны кто-то купить, а покупателями могут стать только те, у кого высокие зарплаты. А высокие зарплаты формируются на предприятиях. Поэтому мне важно понять: заложили ли вы в своем прогнозе мощности реального сектора экономики?». Куда придут работать эти мужчины, которые будут обеспечивать свои семьи и приобретать квартиры? Если ответ «нет», то нужно пересматривать планы. Таким может быть диалог «планирования» между регионом и федеральными министерствами, промышленным строительным секторами, но ведущая роль системного интегратора принадлежит государству. Как государство, я могу предложить: «у вас рядом находится Китай, который потребляет продукцию определенных групп и видов товаров. Мы можем создать новое предприятие, которое обеспечит еще 10 тысяч рабочих мест. Эта информация должна быть включена в энергетическую программу, с учетом новых потребностей. Я выстраиваю всю логику, начиная не только с того, чем и как я буду торговать с Китаем, а с того, как и где будут работать люди, которые пользуются строящейся инфраструктурой региона. Важно понимать, как эти люди будут наполнять бюджет региона, муниципалитета. 35% бюджета формируется именно за счет физических лиц. Налоги от нас, граждан, играют гораздо большую роль в бюджете, чем доходы от добычи нефти и газа, которые составляют лишь 7-8 триллионов. Макроэкономическое планирование — это не просто набор цифр, это комплексная модель, которая учитывает нужды людей и их реальный вклад в экономику страны.
— В чем заключаются следующие шаги?
— Дальше я пересматриваю банковскую политику и обращаю внимание на проблему высокой процентной ставки, которая в настоящее время становится препятствием для инвестиций в реальный сектор экономики, а это означает не только рецессия, но и снижение ВВП, следом идет сокращение рабочих мест. И, как следствие, у людей недостаточно средств для жизни. Я понимаю, что вы в ЦБ, выполняете узко утилитарную задачу — стремитесь сдерживать продовольственную инфляцию, не допуская роста цен на товары первой необходимости, но возникает вопрос: зачем это делается? В результате таких мер по снижению инфляции, мы получаем обратный эффект — именно многодетные семьи оказываются за чертой бедности. Они особенно чувствительны к ценовым скачкам. Но нам необходимо создать высокооплачиваемые рабочие места, потому что людям важно не просто выживать на пособия за счет схлопывающегося бюджета по мере возрастания коэффициента демографической нагрузки, а иметь возможность зарабатывать.
Но нам ничего не мешает выйти за шаблонные решения банковского мышления и, например, ввести дифференцированные процентные ставки. Одна ставка —для тех, кто получает кредиты на развитие военно-промышленного комплекса, и в этом случае они могли бы иметь право и на льготный энергокредит и ипотечные кредиты по ставке 3%. Мы можем даже рассмотреть возможность минусовой ставки, как это практикуется в Китае.
С другой стороны, потребительские высоко рисковые кредиты, которые и надувают инфляционный пузырь, должны иметь высокие ставки. Необходимо разделить эти два направления. У вас есть все необходимые инструменты для этого. Думать по старым «схемам», зачастую навязанным МВФ или Всемирным банком в сегодняшних условиях как минимум недальновидно.
Необходимо ориентироваться на современные потребности государства и подниматься выше тех правил, которые были установлены международными финансовыми организациями. Мы должны учиться использовать разнообразные инструменты, направленные на интересы страны, и, безусловно, государство имеет право на активное регулирование в этой сфере. Таким образом, мы сможем создать более устойчивую экономику, которая будет учитывать потребности как бизнеса, так и граждан, и в конечном итоге это позитивно скажется на уровне жизни людей.
— То есть если подойти к вопросу демографии скрупулёзно, системно, то окажется, что нерешаемых проблем нет?
— Государство, в лице тех, кто отвечает за демографическую политику, осознает, что одной из основных причин, препятствующих рождению третьего и четвертого ребенка в семьях, является наличие долгосрочных ипотечных обязательств. Большая часть женщин, находящихся в этой ситуации, — это 21 миллион, в основном женщины в возрасте от 29 - 39 лет. Как государство, я должно решать эту проблему, поскольку она не поддается решению через корпоративные механизмы, социальные инициативы, неправительственные организации, гражданский сектор или церковь. Это вопрос, требующий государственного регулирования и целенаправленного подхода к решению жилищной проблемы семей с детьми.
Для этого мне необходимо варианты стратегических, тактических и оперативных инструментов. Например, я могу обратиться в банки, путем инструкции ЦБ и инициировать внедрение ипотечных каникул для женщин, которые планируют стать матерями. Когда женщина становится на учет, и она сообщает, что не может оставить ребенка из-за ипотечного обязательства, я предлагаю ей каникулы на срок до трех лет ухода за ребенком. Это позволит мне, как государству, взять на себя решение этой проблемы семьи выступив гарантом перед банком, с другой стороны, подставив плечо семье в самый уязвимый ее период.
Кроме того, долгосрочной мерой может стать, например, создание фонда, в который будут направляться сверхприбыли банков. Эти средства можно использовать для целевой покупки жилья для многодетных семей. Если ресурсов не хватает, я сосредоточусь на самых нуждающихся — семьях с 8-10 детьми. Таких семей в стране не так, много, и их можно поддержать, используя ресурсы, полученные от банков, которые заработали на ипотечных кредитах. Хорошим инструментом могли бы стать окрашенные налоги в пользу многодетных семей на приобретение жилья.
В настоящее время эти сверхприбыли банков не направляются на реальный сектор экономики, а накапливаются, обесцениваются, что в будущем может привести к череде банкротств. Однако даже сейчас, уже снимая это давление, я могу предложить, например, направить 2% со сверхприбыли в Дом.РФ, чтобы он мог целенаправленно покупать жилье для семей с детьми по дифференцированному принципу. Таким образом, мы можем не только поддержать семьи, но и создать устойчивую систему, которая будет работать на благо общества в целом.
— Можно ли стимулировать жильём внутреннюю трудовую миграцию?
— Да, этот практическое решение для перераспределения населения успешно применялось в СССР, сейчас активно применяется в Китае, который вообще последовательно внедряет успешный опыт советского союза.
Например, модель могла бы быть такой: если в Москве существует определенное ограничение на возможную покупку по количеству квадратных метров на человека, то в Вологде, например, семья может получить за такие же средства частный дом площадью 350 квадратов. Значит семье надо дать возможность выбора, и разумная семья, вероятно, предпочтёт жить в Вологде, особенно если у нее одновременно с этим будут предоставлены дополнительные условия для бизнеса в качестве многодетной семьи, например такие как «свободная экономическая зона».
Это не только красивая история, но уверена, и эффективная. Я создаю условия, где многодетные семьи могут развивать свой бизнес, открывать, к примеру, сыроварню, ткацкое производство и получать поддержку в виде налоговых льгот. Свободная экономическая территория для семейного бизнеса северных территорий, Арктики к которой относится 64% территории страны — это уникальная модель социальной экономики ни где прежде в мире такого не было. Можно было бы изучить этот вопрос подробнее.
Это совершенно новый подход к распределению ресурсов и стимуляции местного развития. Такое решение также решает одну из главных задач: как вернуть людей обратно из крупных агломераций в регионы. Это всегда было головной болью, ведь потоки миграции сегодня идут в сторону больших городов.
А давайте обратим внимание на то, что двигает семьями при переезде: наличие работы, дохода, жилья и жизненных условий. Когда семья переезжает в регион, она становится заказчиком множества услуг. За ней «следует» школа с педагогами, больница с врачами, развлекательные заведения — кинотеатр, кафе и т.д. Таким образом, семья не просто потребитель, она становится двигателем экономики, заказчиком экономики товаров и услуг. Семью необходимо рассматривать не только с точки зрения социальных нужд, но как активный ресурс для государственных инвестиций. Если подойти к этому с ясным пониманием макроэкономического планирования на 100 лет вперед, то семья станет важным элементом выживания и процветания, а не просто «пылесосом» социальных пособий и помощи. Такое понимание меняет весь подход к государственной политике в целом, позволяя видеть в семьях участников экономического процесса, которые могут вносить значительный вклад в развитие страны и тех мест, где они проживают.
Задача регионов — создать привлекательные условия для проживания, работы, рождения и воспитания детей
— Наше государство действительно характеризуется разнообразием традиций и уровнем рождаемости в различных регионах, что, безусловно, влияет на количество многодетных семей. Это многообразие создает уникальные условия, которые необходимо учитывать при формировании политики. В связи с этим, мы можем наблюдать, что межрегиональное взаимодействие сегодня зачастую превращается не в сотрудничество, а в конкуренцию. Каждая область стремится привлечь людей, предлагая лучшие условия для жизни, работы и воспроизводства. Это не просто борьба за население, но и за ресурсы, инвестиции и бизнес.
— Сегодня регионы за людей, в прямом смысле слова, учатся бороться, создавать лучшие условия у себя, чтобы к нему приехали. Потому что больше нас в ближайшее время, к сожалению, не станет и это скажется на кадровой сфере — нас ждет дефицит. Количество рабочей силы в ближайшие годы будет снижаться, и следующая возрастная группа трудового ресурса и налогоплательщиков будет существенно меньше.
Задача регионов прямо сейчас создать привлекательные условия для проживания, работы, рождения и воспитания детей. Положительное взаимодействие с регионами должно основываться на налаживании логистики: беспрепятственного движения до мест работы и учебы и обратно домой — так называемая логистика сквозного жизненного движения. В советское время так активно планировалась отраслевая экономика, что позволяло связывать регионы между собой, как, например, переработка каучука и производство шин. Сейчас это во многом эту задачу выполняет ВЭБ-24, который изучает инвестиционный потенциал регионов и находит резервы для создания инвестиционных площадок.
Например, Нижегородская область активно развивает кластер по производству автомобилей, включая сопутствующие услуги. Всё сосредоточено в одном месте, что делает его привлекательным для бизнеса.
В Подмосковье, к примеру, находится завод по производству электротехники и нано чипов, что также образует целый кластер. Однако не всегда приятно жить в таких моногородах высокой концентрации промышленности. В этом случае стоит рассмотреть соседние территории, которые предлагают хорошие условия жизни: малоэтажные дома, экосистема: зеленый массив, спортивные дорожки, детские сады и школы. Расстояние всего 40 минут до работы, но вы получаете высоко комфортное пространство для жизни семьи.
Этот подход демонстрирует, как регионы могут взаимодействовать, создавая комфортные условия проживания. К примеру, Великий Новгород и северные территории могут стать логистическими центрами для обслуживания Арктической зоны, это территории подскока для развития Арктики. Это позволит формировать жилые кластеры для молодых семей, которые поддержат развитие важной для страны области. Арктика занимает 64% территории России и требует серьезного развития инфраструктуры: от судоходства до производственных нужд — это энергоемкое пространство, которое требует присутствия человека. Человек, а лучше «человек семейный» сегодня становится самым ценным ресурсом для страны.
— Получается, что усиленно развивать нужно все территории…
— Конечно, межрегиональная связь играет ключевую роль в реализации стратегических задач. Главы регионов сегодня должны быть не только хозяйственниками и управляющими территорий, но и высококлассными аналитиками, выявляя логистические, исторические возможности и уникальные ресурсы. Например, с учетом наличия лесных массивов в северных регионах, они могли бы нацелиться на создание производств, связанных с производством целлюлозы и бумаги. В условиях конкуренции и необходимости выживания важно быть смелыми в поиске технологий. Как показывают примеры, такие как китайский опыт, заимствование технологий внедрение и их дальнейшее совершенствование — нормальная практика. Триггерное производство сырья запускает целую цепочку производства товаров в случае с целлюлозой это более 30 наименований товаров только первой группы потребления. Надеюсь, что нам удалось донести методологию решений. Наша цель — это не просто обсуждать теоретические идеи, но предлагать практические решения для реальных условий.
— Интересны примеры. Вы много ездите по стране. Есть какие-то примеры успешных центристских бизнес-моделей?
— Конечно, например, сегодня Амурская область активно решает проблему кадрового потенциала в сельском хозяйстве. Губернатор понимает необходимость привлечения молодых кадров, поэтому в регионе создаются котеджные поселки для молодых семей — специалистов. Это целевая модель, направленная на развитие аграрного сектора, чтобы сократить импорт из соседнего Китая и насытить потребность рынка не только Амурской области, но всего региона.
Губернатор не только четко видит портрет специалистов, которых он ждет, но и прорабатывает вопрос их проживания. Для этого настраивается сотрудничество с вузами, где обучаются будущие кадры. Есть еще одна важная стратегия — возвращение домой тех, кто уехал учиться и уже приобрел опыт на практике. Эти высококлассные специалисты, которые могут внести значимый вклад в развитие региона.
В современных условиях, благодаря дистанционным формам работы, комфортно жить в удаленных от крупных городов местах, особенно в таких сферах, как IT и диджитал-экономика. Ярким примером служит Южно-Сахалинск — компактный и уютный город, наполненный молодыми семьями. Здесь велосипед становится популярным средством передвижения, что создает приятную атмосферу для жизни.
Кроме того, Южно-Сахалинск демонстрирует успешные стратегии по повышению рождаемости, что связано с программами по возмещению затрат семей при оформлении кредитов на жилье. Этот подход подтверждает, что целенаправленные меры действительно работают и могут служить моделью для других регионов. Важно изучать успешные практики и адаптировать их для улучшения качества жизни и стимулирования роста населения.
— А если не нравится кому-то Южно-Сахалинский опыт: дорогая программа, она поддерживается федеральным центром. У других регионов нет таких возможностей.
— Следует учитывать, что опыт Южно-Сахалинска нельзя рассматривать в отрыве от масштабов и возможностей других регионов. Например, Ямало-Ненецкий автономный округ и Чукотка также активно занимаются вопросами сохранения демографических резервов. Эти регионы фокусируются на продолжительности жизни трудоспособного населения, что является важным показателем.
К сожалению, статистика показывает, что смертность среди трудоспособных мужчин достигает тревожных уровней, и многие смерти происходят по причинам, связанным с алкоголем и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Важно понимать, что 25% смертей в среднем по регионам в большинстве случаев вызваны именно внешними причинами, в том числе связанными с употреблением алкоголя.
Эти данные подчеркивают необходимость поиска решений для увеличения продолжительности жизни населения. Чем больше людей живет дольше, тем больше ресурсов поступает в бюджет. К сожалению, краткосрочная выгода, получаемая от продажи алкоголя, оборачивается большими расходами на здравоохранение и правоохранительные органы. Вместо этого регионы должны обратить внимание на профилактику, образование и поддержание здорового образа жизни, что в долгосрочной перспективе приведет к стабильному росту населения и укреплению бюджета. Таким образом, работа с демографическими резервами требует комплексного подхода, который включает в себя высокопрофессиональный анализ, выявление резервов и настройку мер в экономике, социальной политике, здравоохранении - пожалуй нет отрасли и сферы, которая бы не влияла на эффект народосбережения и народоприумножения.
— Какие конкретные шаги мы можем предпринять для создания системного подхода к решению демографических проблем и обеспечения устойчивого развития?
— Губернатор Вологодской области Георгий Филимонов наглядно демонстрирует, как аналитический подход может привести к эффективным решениям в вопросах демографии и здоровья населения. Глубокое понимание проблемы приводит к пониманию, что если допустим «алкомаркеты» и участвуют в пополнении бюджета, то в долгосрочной и краткосрочной перспективе регион в конечном итоге несет значительные потери из-за высокой смертности трудоспособного мужского населения и нагрузки на здравоохранение, репродуктивных потерь.
Зарабатывая на алкоголе, бизнес фактически перекладывает проблему на регион, которая является бременем для региона. В этом контексте необходима активная позиция государства, которая должна защитить интересы граждан и обеспечить справедливое регулирование отрасли и соблюдение баланса интересов бизнеса и самого государства, где люди и их благополучие, здоровье имеют безусловный приоритет перед бухгалтерией. Примером такого баланса может стать идея «окрашенного акциза» на алкогольные напитки, который направляется в специальный фонд. Эти средства могут использоваться для лечения и реабилитации родителей с алкогольной зависимостью, у которых есть несовершеннолетние дети. Тогда бизнес будет нести ответственность за свои продукты, а общество сможет активно поддерживать тех, кто оказался в сложной ситуации. Такое системное решение позволяет не только улучшить качество жизни людей, страдающих от зависимости, но и предотвратить возникновение новых социальных проблем, включая профилактику социального сиротства. У нас сегодня почти 360 000 детей-сирот при живых родителях. Триггером социального неблагополучия семей, которые попадают в реестр семей, находящихся в СОП и ТЖС, зачастую, наличие зависимости одного или двух родителей. В конечном итоге, важно помнить, что, защитив демографические резервы, регионы могут обеспечить устойчивое будущее и благосостояние своих граждан. Реализация таких стратегий должна стать приоритетом для всех уровней власти. Тоже самое и в отношении частных медицинских клиник, прерывающих беременность и на уровне причинно-следственной связи своего существования не готовых соблюдать регламенты установленные государством, которые направленны на максимальное снижение количества такой процедуры, как детоубийство. Это противоречие между бизнесом и государственными и общественными интересами не устранимо без участия государства как охранительного института. Это тот случай, когда государство имеет полное право защищать материнство, здоровье женщин, не оглядываясь на желания частной сферы бизнеса. В таких чувствительных сферах руководствоваться необходимо стратегическими целями и адекватно оценивать совокупный ущерб включая морально-нравственные последствия для общества, а не только лишь считать выручку.
Поддерживать надо сильных и смелых: семьи, регионы, муниципалитеты, компании
— А есть ли в вашей практике примеры семейноцентричных компаний?
— Компании, пожалуйста. Вы правильно ставите вопрос о том, может ли бизнес активно участвовать в демографической политике государства. Ответ очевиден — да, конечно, — поддерживать семейных сотрудников.
Пример компании «Дело», которая внедряет значительные выплаты на рождение ребенка, наглядно демонстрирует, что такие действия могут быть не только социально ответственной инициативой, но и стратегией удержания ценных кадров в условиях нехватки специалистов.
Сегодня, когда кадровый дефицит ощущается во многих отраслях, компаниям необходимо находить пути для создания комфортных условий работы для своих сотрудников. Эти условия могут проявляться не только в денежной форме, но и в гораздо более простых, но ценностных действиях. Элементарное внимание к сотрудникам, такие как дни отдыха для родителей, подарочные пакеты по случаю рождения ребенка или же возможность гибкого графика — это то, что может значительно повысить моральный дух сотрудников и их лояльность, и симпатию к самой компании.
Отличным примером также может служить внедрение корпоративных стандартов, обсуждаемых в рамках Агентства стратегических инициатив (АСИ). Считаю, у Агентства один из лучших демографических стандартов ценностного подхода и материальной поддержки семейных сотрудников с внедренным прогрессивным принципом.
Внедрение демографических принципов кадровую в политику компании создает позитивный имидж и способствует формированию крепких ответственных команд. В конце концов, когда сотрудники чувствуют заботу и поддержку от работодателя, они становятся более вовлеченными в процессы, более мотивированными и эффективно справляются с задачами. Таким образом, для бизнеса, несмотря на налоговые обязательства и социальные нагрузки, важно осознать: инвестиции в людей будут возвращены с лихвой. Это не просто вопрос социальной ответственности, это вопрос создания успешной и устойчивой компании, где каждого сотрудника ценят и поддерживают. Все это в итоге сделает предприятие более конкурентоспособным на рынке.
— Государство должно идти навстречу тем компаниям, которые это внедряют, устанавливать для них преференции, чтобы предприятия чувствовали, что сильных поддерживают?
— Вы затрагиваете крайне важную и актуальную тему — взаимодействие бизнеса и государства в контексте демографической политики. Действительно, когда бизнес осознает свою социальную ответственность и понимает, что его успешная деятельность приносит не только прибыль, но и благо обществу, это создает мощный синергетический эффект.
Признание заслуг компаний, которые не только платят налоги и создают рабочие места, но и активно работают над увеличением населения, — это шаг в правильном направлении. Введение преференций для таких предприятий при участии в государственных торгах или создание специальных стимулов для компании, которая внедряет демографические стандарты, — это не просто поддержка бизнеса, а осознанная стратегия, направленная на улучшение инвестиционного климата в стране. Я бы предложила посмотреть на развитие кредитных инвестиционных преференций для таких компаний. Вспомните мы говорили поддерживать надо сильных и смелых: семьи, регионы, муниципалитеты, компании.
Тот факт, что существуют четкие стандарты и рейтинги для оценки работы предприятий в этом направлении, открывает возможности для интеграции социально ответственных практик в бизнес-модель. Гражданский подход, когда каждый участник процесса понимает важность своей роли, может привести к значительным результатам в демографической сфере. Они понимают, что их усилия не остаются незамеченными и могут приносить дополнительные преимущества и выгоды.
Однако для достижения поставленных целей важно не только наличие законов и стандартов, но и их практическое применение. Процессы должны быть максимально упрощены и ускорены — мы не можем позволить себе терять время. Оперативные решения, направленные на привлечение и сохранение населения, должны быть приоритетными. Прежде всего важно сформировать «зелёный коридор» — атмосферу, свободную от барьеров для рождения детей – культура, доход, жилье, инфраструктура и ее доступность – вот укрупнённые сослагательные демографической политики.
— Фактически в финале интервью мы подошли к тому, что вы предлагаете изменить социальную норму силы?
— Сильный регион, сильное предприятие, сильная компания — сильная семья! Таким образом, государство действительно поддерживает сильных, предоставляя преференции тем, кто способствует формированию крепкой семьи. Именно они выступают в роли «заражающего ядра», своего рода атома, вокруг которого формируется вся эта среда. Как отмечает мой коллега Григорий Петрович, это явление можно назвать «заражающим эффектом многодетности», где в центре я вижу счастливую, благополучную, многопоколенную семью, где бабушки и дедушки не консьержкой работают, а социальной няней у своих внуков. Таким образом, мы можем компенсировать негативный эффект от пенсионной реформы. Регион же внедряет сегодня социальных нянь, но может при этом предусмотреть преференции родным, кровным бабушкам, дать им возможность устроиться к своей семье.
— Не каждая семья пустит к себе чужого человека. Да и чужая бабушка не всех вытерпит, конечно же. А тут поддержка.
— Зачастую можем услышать такие разговоры: «Мам, я планирую третьего ребёнка». В ответ: «Я сидеть не буду, я работаю». «А что нам делать?» — «Не знаю, как хотите, справляйтесь без меня». А вот другой вариант: «Мам, мы планируем третьего ребёнка. Хотим, чтобы ты пришла к нам няней. Государство за это платит 17 тысяч в месяц — больше, чем ты получаешь за сидение консьержкой, где всего 12». Как вам такая перспектива? Прекрасно, не правда ли? «Слушай, дочка, давай рожай, никаких проблем! Конечно, я вам помогу. Внуков в первый класс вести? С коляской сидеть? Да без вопросов! Ты только говоришь, что через полгода должна быть на работе, потому что ипотеку платить надо». И тут возникает настоящая радость — стыковка интересов, которая происходит между поколениями.
Государству необходимо, чтобы все работали как можно дольше, и пенсионная реформа как раз об этом. Моё государство стремится сделать так, чтобы я не старела, а моя дочь оставалась молодой. Поэтому я с каждым шагом могу ощущать себя моложе, особенно с каждой новой реформой. Однако необходимо также вернуть бабушек и дедушек в нашу жизнь, сохранить многопоколенные семьи. Мы хотим видеть связи между поколениями — не потерять и не разорвать эти отношения. Это особенно важно даже в больших мегаполисах. Так мы сможем создать среду, в которой каждый будет чувствовать себя нужным и поддержанным.
В любой отрасли, можно выстроить критерии и для создания качественного контента о многодетной семье
— После того, что вы рассказали возникает вопрос: кто и как покажет успешную семью?
— Социальная реклама и государственный заказ на создание современного контента должны акцентироваться на нормальности многодетности, а не на отклонениях, как это происходит сейчас. Образ успешной женщины часто сводится к идеализированной эскортнице, которая сначала строит карьеру в Дубае, а затем возвращается, находит хорошего мужа и становится прекрасной матерью. Именно такой образ часто формируется в сознании молодых девушек.
Но давайте будем честными: женщины лёгкого поведения не возвращаются здоровыми и не рожают здоровых детей, и уж точно не становятся объектом интереса нормальных и порядочных мужчин. Мужчины, как правило, стремятся видеть рядом с собой целомудренную женщину, а потому такая модель неэффективна. Тем не менее, она активно транслируется в сериалах и других медиа, создавая у молодежи представление о том, что это норма. Но кто же на самом деле является нормой?
— Кстати, киноиндустрия, это тоже бизнес. Там тоже можно простроить семейноцентричность?
— Да, в любой отрасли, можно выстроить критерии и для создания качественного контента о многодетной семье. Например, можно объявить конкурс на лучший фильм о многодетной семье. Это должна быть комедия с хорошим финалом, которая покажет не только радости, но и трудности, с которыми сталкиваются герои. Представьте, что у них может родиться больной ребёнок, и они вместе преодолевают финансовые трудности, выходят к счастью и гармонии. И государство говорит: я готово выделить на это полтора миллиарда рублей. Пусть творческие команды становятся в очередь! И речь не только о финансировании — я также обеспечу прокат вашего фильма и создам рекламную кампанию, которая будет его продвигать. Нам важно показывать не только идеализированные образы, но и реальность, в которой любовь, солидарность и поддержка становятся настоящими ценностями.
— А негатив предлагаете запретить?
— Что касается другого контента, в том числе о эскортницах, социальных драмах или ужасах — снимайте «на здоровье», но без государственной поддержки. Вы сами справитесь, как-нибудь, без государственных денег. Однако, я буду вынуждено ограничить прокат таких фильмов: на телевидении их не будет в прайм-тайм, а в кинотеатрах они будут показаны только ночью, любителям. И я не позволю молодым и детям смотреть такое. Хотите, вкладывайтесь вот сюда. А хотите, оставайтесь вот в этом сегменте деструктивного контента. Я не запрещаю. Но я вас ограничу. Потому что я забочусь о психологическом, физическом здоровье своих граждан. Я забочусь о их счастье. В том числе и о своем суверенитете.
Именно поэтому необходимо установить четкие правила игры. Государство должно вводить эти правила, исходя из интересов граждан.
Глядя в будущее, я вижу свою страну через 40-50 лет с населением в 300 миллионов человек, где относительно молодое население, среди которых 40 миллионов семей. При этом среди этих семей должно быть 20 миллионов многодетных, а в них — 45 миллионов здоровых и счастливых детей. Вот мои цели, мои целевые показатели, и это и есть четкое целеполагание государства.
— Откуда и куда мы должны прийти? Есть точка А (сегодня) и точка Б (куда мы держим путь). Вот туда я иду, таким путем, к такому-то году должен прийти.
— На данный момент мы действительно наблюдаем серьезный раздрай в вопросах, касающихся демографии и общего направления развития. Чувствуется полное отсутствие понимания, куда мы движемся, для чего и как. Появляются странные инициативы и громкие предложения, которые не всегда имеют логическую связь между собой и не поддаются системному анализу.
Как результат, мы оказались без четкой стратегии, без структурированного подхода к демографическим вопросам. Важно понимать, что для того, чтобы создать устойчивую систему и обеспечить её развитие, необходимо четко сформулировать принципы и цели.
Мы коротко обозначили ключевые элементы демографической политики с точки зрения методологии подходов в решении ключевых задач, однако для достижения результатов нужно продолжать углубленное обсуждение и разработку конкретных механизмов, которые позволят не просто реагировать на вызовы времени, но и предвосхищать их. Нам нужна системность и стратегический подход, чтобы направить усилия в нужное русло и создать гармоничное общество, которое будет способствовать росту числа семей и благополучию всех его граждан.
Инна Ямбулатова, член экспертного совета комитета по реализации Указа 809 при НЭС СБ РФ, секретарь гиппократовского международного форума, эксперт общественного совета АСИ.
Фото предоставлено экспертом из личного архива.