Сергей Чесноков: Культурный код нации рождается из семьи
Семья является самой первой группой, в которой находится человек
Координатор движения «За жизнь!», руководитель Общероссийского общественного проекта «Демографическая платформа .РФ» Сергей Чесноков рассказал сооснователям домена «Семья 3.0» медиаплатформы «Умная страна» Ольге Ручьевой и Елене Журавлевой о том какие программы сегодня реализуются в России для решения задач демографии, а также о влиянии культурного кода на формирование и продвижение семейных ценностей.
Наш прямой вклад в демографию — более 16,5 тысяч спасенных жизней
— Сергей, как изменилось отношение к демографии в России? Какие тренды в продвижении этой темы вы наблюдаете?
— Буду анализировать ситуацию с того момента, когда я занялся вопросами демографии — это был 2004 год. И на примере отношения к теме защиты жизни ребенка до рождения. Тогда я в этой теме был достаточно поверхностно. В 2004 году я издал номер газеты, посвященный проблеме абортов, но лично меня это глубоко не задело. Это продолжалось ровно до того момента, как я вступил в брак и у нас возникли сложности с рождением первого ребенка. Вот тогда я искренне заинтересовался тем, что сейчас в принципе происходит с репродуктивной сферой. Я понимаю, что исторически эта тема была женской и мужчины обычно по этому поводу не рефлексировали, но я стал ее изучать. В итоге открыл, что от орудий медицинской профессии людей погибло больше, чем от всех войн в мире вместе взятых. Это сопоставление я сделал как историк и осознал, что, не понимая этой ситуации, мы ничего не поймём в современной действительности.
Следующим шагом стал поиск активистов, которые занимались защитой ребёнка до рождения. Вместе с ними мы подготовили историческую выставку на эту тему, затем начали издавать газету «Вифлеемский глас». В то время актуализировать проблему абортов было, говоря в терминологии Окон Овертона, «радикально», а что касается темы запрета абортов, она считалась «немыслимой». Соратники решили создать общероссийскую организацию «За жизнь и защиту семейных ценностей», в которой меня через 3 года выбрали руководителем. Затем мы решили организовать международный фестиваль социальных технологий «За жизнь», так как проблема абортов является международной. К нам на фестиваль приезжало много единомышленников из стран СНГ, Сербии и т.д.
После первого фестиваля отношение в обществе к участникам сообщества очень сильно изменилось. Они показали себя очень позитивными людьми, которые делают много хорошего, помогают беременным, ведут просветительскую работу, проводят лекции, размещают социальную рекламу, направленную на защиту жизни. После фестиваля эти люди были хорошо восприняты в своих городах и регионах, и тема стала «приемлемой», а для кого-то «разумной». Это усилило их позиции, и они стали более тесно взаимодействовать с властью и бизнес-партнерами. До ковида мы проводили фестиваль в течение 10 лет. Мы собирали лучшие российские и даже мировые практики по защите материнства, детства, приглашали лучших экспертов.
В 2015 году мы учредили благотворительную программу «Спаси жизнь» и которая сейчас существует как отдельное юрлицо. Продолжает действовать кризисная лини 8-800-100-48-77, с 2015 г. нашей организации было спасено более 16,5 тысяч детей. Это наш прямой вклад в демографию страны.
Для нормализации ситуации нужно менять существующую норму
— Когда вы начали выступать с законодательными инициативами?
— Занимаясь общественной деятельностью мы понимали, что для нормализации ситуации нужно как-то менять существующие нормы. К демографии мы пришли с точки зрения кризисных беременных, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, с точки зрения защиты ребенка до рождения. Мы собрали больше миллиона подписей за законодательную защиту ребенка до рождения и за помощь семьям с детьми из госбюджета на уровне прожиточного минимума на каждого ребенка. Наверное, это был единственный прецедент сбора такого количества подписей в бумажном виде. Мы их передали в Администрацию Президенту, и после этого у меня состоялся диалог с главой государства. Президент сказал, что запретить аборты не готов, так как к этому не готово общество, но всемерно одобряет нашу работу по поддержке беременных, а также открыт к дискуссии о жизни ребенка до рождения. После этого он рассказал о том, что делается в стране в сфере демографии.
К этому моменту мы уже пришли к пониманию того, что проблема незащищённости жизни ребёнка до рождения, связана с множеством других социальных проблем. И для того, чтобы защитить жизни и как следствие запретить искусственные аборты, надо все эти проблемы решить. Это и отношения женщиной с мужчиной, и отношения с ближайшим окружением, и отношения, ценности и приоритеты в социуме. Мы также осознали, что ребенок до рождения – это просто один из возрастов жизни любого человека, который проходили все. Мы поняли, что изменить отношение к этому периоду жизни можно только изменив в целом демографическую норму. После этого мы стали разрабатывать демографические проекты, в частности, проекты поддержки беременных.
— Какие ваши инициативы получили поддержку президента?
— На встрече с президентом я поинтересовался какие предложенные нами инициативы он готов поддержать. В итоге вышло поручение президента о содействии некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере профилактики абортов. Затем появилась новая социально значимая услуга — профилактика прерывания беременности. В 10 регионах России Минздрав РФ запустил проект «Плюс один», поддержанный президентом. Таким образом тема профилактики абортов стала не просто «приемлемой», но «популярной» (одобрение на уровне главы государства), и даже «нормой». А тема запрета абортов стала если не «разумной», то уже «приемлемой» — обсуждаемой.
Сейчас уже во всех регионах страны есть понимание того, что нужно помогать беременным, вести предабортное консультирование, оказывать помощь. Есть понимание, что нужно сотрудничать в этом вопросе с некоммерческими организациями, с Русской православной церковью, которая имеет серьезную инфраструктуру поддержки и помощи. Вся эта работа отражены в проекте «Репродуктивное здоровье», который реализуют в ряде регионов и на всем Дальнем Востоке и который скорее всего войдет в анонсированную Президентом программу «Защита материнства», которая включена в новый нацпроект «Семья». То есть поддержка беременных стала государственной нормой.
После этого мы поняли, что нужно идти дальше, что несправедливо поддерживать только ту беременную, которая хочет сделать аборт, и не поддерживать тех, кто хочет родить ребенка, но тоже нуждаются в помощи, заботе и внимании. Из этого понимания родился еще один проект — ВСЁБЕРЕМЕННЫМ.РФ.
— В чем суть этого проекта?
— В том, что беременность — священна, что беременную нужно окружить заботой 24 часа в сутки, 7 дней в неделю со всех сторон на 360 градусов: со стороны общества, государства, НКО — всех. Цель проекта — обеспечение потребности беременных, которые решают вопросы демографии. Именно беременная — главное лицо в нашей демографической истории сегодня, так как именно она принимает решение о рождении ребенка. Безусловно, большую роль играет и мужчина, так как семья становится многодетной только в том случае, когда на это есть отчетливое желание со стороны мужа. Как говорится, именно мужчина «заказывает» третьего и последующего детей. То есть женщине должно быть для кого рожать. От того, как женщина пройдет свою беременность, насколько ей будет комфортно, насколько при этом будут решены ее проблемы, потребности, будет зависеть, захочет ли она пойти в следующую беременность, рождать следующего ребенка, или она будет вспоминать об этом событии как о кризисном периоде.
У нас в сообществе мы учредили Дни беременных, которые отмечаются два раза в год: 7 апреля и 7 октября, чтобы в течение беременности, любая женщина могла получать в эти дни поздравления. В этом году 7 октября праздник прошел в пятый раз. В нем приняли участие более 80 регионов России, в 70 регионах прошли мероприятия по линии штабов общественной поддержки правящей партии «Единая Россия». Нас поддержали местные НКО, а также региональные министерства: Минздрав, и Минсоцразвития, Минпросвещения, уполномоченные по правам ребенка и т.д.
Так что отношение к беременным в обществе тоже меняется и это — ключевой тренд, в создании которого мы приняли самое непосредственное участие. Мы занимались не только теорией, а работали с женщиной, которая оказалась в ситуации репродуктивного выбора, с мнимыми и декларируемыми, а также реальными причинами абортов, обсуждали, как их можно решить. Это уже непосредственная работа в сфере демографии. Сейчас мы понимаем, что демография из скучной, теоретической дисциплины, должна превратиться в прикладную дисциплину. Потому что легко говорить о демографии вообще, а вот о демографии, связанной с конкретной беременной, о том, как власть в регионе заботится о ней — это уже очень серьёзная работа. Тут нужны не рассуждения, а конкретные действия, строительство инфраструктуры, меры поддержки, забота со стороны волонтёров, со стороны медицинского персонала, чиновников разного уровня. То есть нужно достраивать всю эту инфраструктуру и создавать необходимую атмосферу.
Для продвижения этой идеи мы создали целостную концепцию, которая была в первоначальном виде опубликована на Дзене, и скоро выйдет в печать в виде сборника статей, доредактированных с учетом полученных в ходе обсуждений откликов. Сейчас он уже подготовлен к изданию. Скачать его можно по ссылке. И мы продолжаем собирать отклики.
Практикоориентированная демография
— Можете рассказать о том, что можно найти в вашем сборнике?
— В нем восемь статей, и три из них ключевые – первая, третья и последняя, где отражены наши концептуальные подходы к продвижению семейных ценностей. Мы говорим о том, что существует два разнонаправленных цикла воспроизводства населения:- Цикл физическо-культурного воспроизводства — человек зачинается, рождается, воспитывается, вступает в брак, — то есть речь идет о цикле физического воспроизводства.
- Ценностно-культурный цикл — это цикл передачи опыта поколений, когда человек становится старше, более немощным, теряет витальность, но у него появляется много опыта и этот опыт он передаёт новому подрастающему поколению.
У нас в концепции много интересных выводов относительно того, какое место занимает беременная в цикле воспроизводства, какова ее роль. На основе концепции мы уже сделали мониторинг нескольких регионов при поддержке Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. По нашей методике мы провели обучение специалистов-дальневосточников, так как сегодня Дальний Восток с точки зрения демографии самое приоритетное направление, о чем говорит Президент. Мы провели курс обучения будущих специалистов, госслужащих Дальнего Востока в рамках программы подготовки кадровой резерва «Муравьев-Амурский-2030», по которой готовятся будущие замы губернаторов, министры, замминистры. Мы обучали их вопросам демографии.
—Я правильно понимаю, что мы можем говорить о некой трансформации, которую вы прошли через свой опыт: от некой запретительной нормы к позитивной, практикоориентированной демографии? Является ли в России позитивная, практикоориентированная демография от запрета к переходу трендом?
— Не исключаю, что такой тренд у кого-то есть, но вряд ли его можно назвать общим. Напротив я бы сказал, что запретительные меры вводятся в России только сейчас, и это связано с ухудшающейся международной обстановкой, на которую Россия вынуждена реагировать. Я говорю о запрете движений ЛГБТ и чайлдфри* (* движения признаны экстремистскими, запрещены в России). При этом, не отрицая важности запретительных мер, мы считаем, что они не должны быть единственным способом решения проблемы, а только одной из спиц в колесе. То есть в процентном соотношении, например, одна седьмая часть мер должна быть запретительная, а шесть седьмых — меры поддержки, просвещения, вовлечения, мотивации, развития сообществ.
В противном случае через некоторое время мы получим реверс — отскок. Как историк, я много раз на это обращал внимание. Например, запрет абортов в 1936 году в 1956 при Хрущеве привел к их легализации. Такой же реверс был в Румынии, в Польше. Почему вводился запрет? Из прагматичных соображений — стране нужны были люди. Почему произошел реверс? Парадигма о том, что ребенок человек еще до рождения — не поднималась. Кстати, в Польше как раз благодаря работе с общественным мнением, просвещению, после реверса удалось вернуться к запрету. Сейчас в России о том, что ребёнок до рождения человек, говорят уже не только врачи, но и законодатели, уполномоченные по правам ребёнка, это доказано, как научный факт. Возражает Минздрав, врачебное сообщество, потому что они держатели сложившейся практики. В частности, сегодня на повестке дня стоит поддержанный более чем 150 депутатами законопроект Петра Толстого об охране права на жизнь и здоровье ребёнка до рождения, и он до сих пор официально не внесён, поскольку в элитах до сих пор нет консенсуса по этому вопросу. А это не закон о запрете абортов, это закон о новом понятии ребёнка до рождения, основанный на чисто научном фундаменте. Мы обсуждали этот вопрос на конференции эмбриологов еще в 2015 году, а затем вновь подняли в июне этого года. С точки зрения биологии жизнь до рождения — один из этапов онтогенеза. Не может человек родиться, а с за день до рождения еще не быть человеком. Этот научный факт, увы, не отражен юридически, потому что сейчас современное общество многие проблемы решает за счет детей до рождения. То есть нет человека — нет проблемы. И это есть проблема демографии, которая декларирует заботу о каждом ребенке до рождения, создание условия для беременной, помощь молодой маме после рождения ребенка.
— Мои коллеги изучали опыт других стран и рассказывали, что в Израиле, когда женщина рождает первого ребёнка, к ней приходят представители волонтёрских сообществ, и первые месяцы помогают ей готовить, убирать, чтобы она чувствовала заботу. Насколько израильский опыт может быть применен в России?
— Я бы не стал излишне возводить ореол вокруг именно израильского опыта. На мой взгляд, нужно учитывать позитивный опыт поддержки беременных из любых стран, но применять его в России с точки зрения нашей культуры, нашего культурного кода. Хотя есть и международные программы в этом направлении, например, парадигма, поддержанная ЮНИСЕФ, под названием «помощь ребенку в первую тысячу дней жизни». Об этом недавно говорила академик РАН Лейла Намазова-Баранова. А что такое первые тысяча дней жизни? Это 270 дней до рождения, то есть 9 месяцев беременности, плюс 365, плюс 365 — это 2 года после рождения. Это красивое название для парадигмы из сферы психологии материнства про период, когда мать и дитя являются психологической диадой и в это время нельзя отрывать ребенка от матери. Для правильного развития этой диады нужно, чтобы были решены все социальные и медицинские проблемы. Если они будут решены, то по мнению Лейлы Намазовой-Барановой, человек может жить и до 150-160 лет. Конечно, для этого также необходимо вести здоровый образ жизни, важна экология и т.д. Но если общество и государство не вложится в первые 1000 дней жизни ребенка, то потом придется потратить гораздо больше ресурсов на лечение человека, его социализацию, вхождение в культуру и т.д. Мы считаем эту парадигму очень правильной, всячески ее поддерживаем, продвигаем идею, что, помогая в первые периоды жизни ребенка и беременности, мы снимаем с общества лишние расходы в будущем.
Точка сотрудничества на стыке двух вопросов
— Можете рассказать о своих планах работы по дальнейшей трансформации демографической ситуации в России?
— Безусловно это дальнейшая работа с беременными, так как через них транслируются и преломляются все демографические проблемы. Если мы не поможем беременной, то не сможем спасти ребенка до рождения. На стыке этих двух вопросов мы видим наиболее перспективную точку сотрудничества, когда волонтёры могут помочь государству решить демографическую проблему, а государство сможет решить гуманитарную проблему, потому что незащищённость ребёнка до рождения — это самая серьёзная гуманитарная катастрофа последствия которой сказываются на всем обществе.
— Почему?
— Последствия аборта бьют по физическому и ментальному здоровью женщины, семьи становятся малодетными, народ вымирает. В каждой семье есть такое понятие «психология отсутствующего персонажа», когда кто-то есть в роду, но мы не знаем о нём, потому что он погиб, умер, не принято говорить о его смерти. Из-за того, что многие дети до рождения умирают — отсутствуют в наших семьях, из-за этого наши рода стали очень слабыми. Посмотрите на кавказские свадьбы: там собираются по 200-300 человек. У нас в лучшем случае на свадьбу соберется 40-60 человек. Для нормального рода 40-60 человек — это обыденная жизнь, а не пиковая встреча на празднике. То есть мы находимся на минимуме родовых сил. А многие вообще ведь свадьбу отменяют. Значит род совсем ослаб, у него нет сил интересоваться судьбой своего потомства и вкладываться в следующее поколение.
Сейчас у нас очень сильно индивидуализировалось все в плане семьи, и поэтому появилась новая, атомарная культура малодетности. Мы считаем, что нужно исправлять эту культуру, как систему жизни социума, ценностной установки, правил игры социума, законов, морально-нравственных норм, приоритетов общества, делать ее молекулярной.
— То есть вы считаете демографию вопросом культурологическим в самом широком смысле этого слова? Это вопрос культуры всего народа?
— Да, культурный код нации рождается из семьи, семья является самой первой группой, в которой находится человек. Именно семья передает культуру, основу ценностных и прочих ориентиров, на которых потом строятся модели поведения, межпоколенческое взаимоотношение.
Передача ценностей проходит в три этапа:
- Первый этап — это первая тысяча дней жизни, ценности, впитанные с молоком матери. Стать русским, китайцем и т.д. можно только, если ты родился в этой культуре, а дальше можно от нее только отказаться. Но стать русским, китайцем уже невозможно, если ты не родился русским или китайцем.
- Второй этап — освоения ценности. Это период освоения культуры через подражание, через праздники, участие в каких-то ритуалах, традициях и так далее. В первые пять-семь лет жизни человек получает 70% информации о мире.
- Третий этап освоения культуры проходит в молодости, когда человек сознательно принимает ту или иную мировоззренческую установку.
Если на каком-то из этих этапов человек получил пробелы в воспитании, то потом мы получаем взрослого, у которого не хватает каких-то ценностей и правильных установок. Взрослые уже не осваивают культуру, а действуют внутри культуры на основе того кода и мировоззрения, которое получили. Для взрослого потеря культуры — это потеря социального статуса — равно ресурсов и положения в обществе.
- И уже потом наступает следующий период — период пожилого человека, третий и четвертый возраста, когда он может сделать выводы о прошедшей жизни и поменять что-то в своей культуре, в своих принципах и ценностях, сделать работу над ошибками. Он может потерять работу или уйти с работы, стать наставником и передавать культуру следующему поколению. И это не менее важный этап.
Демография — про культуру, ценности и атмосферу
— Вы говорите «мы», вот очень чётко услышала про институцию, связанную с фестивалями. Насколько я понимаю, у вас целый пул организаций, структур, которые занимаются этой темой и в которых вы являетесь лидером? Можете рассказать об этой деятельности подробнее?
— Изначально у нас было движение «За жизнь!», которое образовалось вокруг фестиваля «За жизнь», а потом уже стало действовать самостоятельно.
Недавно мы основали «Демографическую платформу .РФ» — инструмент взаимодействия с органами власти, а также для межведомственного взаимодействия, так как органы власти у нас узко заточены — каждый по своему направлению, а демография — вопрос целостный, и собрать целое очень сложно. Есть носитель целого — это Президент, лидер нации, а дальше каждое ведомство занимается своим вопросом. Мы создали Платформу для того, чтобы у органов исполнительной власти было зеркало, в котором каждое ведомство могло видеть целостную картину.
Первым мероприятием Платформы в 2021 году была стратегическая сессия, в которой приняли участие 31 федеральное министерство и ведомство, работающие с вопросом демографии.
Потом мы подготовили демографическую программу для регионов, так как на уровне региона проще спилотировать какие-то вещи. Сейчас эта программа получила поддержку Финансового университета при Правительстве РФ и совместно с университетом мы создали малое инновационное предприятие, МИП – Научно-прикладной центр «Демографические стратегии».
— Почему такое внимание уделяется вопросам стратегии?
— Народовоспроизводство это про целое, а стратегия лучше всего отражает целое, так как, во-первых, человек и общество всегда куда-то направлены и нельзя рассматривать общество как нечто статичное, оно всегда устремлено куда-то — это и есть стратегия. Поэтому для правильного решения демографических проблем нужно, чтобы наши устремления были осознанными. Пока готовилось это интервью пришла новость о том, что появилась федеральная демографическая стратегия. А значит, должны появиться региональные стратегии, потому что в каждом регионе ситуация индивидуальна.
Кроме того, у нас есть проект ВСЁБЕРЕМЕННЫМ.РФ. Он направлен на решение проблем беременных, на окружение их заботой.
Есть проект Яживой.com — проект о жизни ребёнка до рождения. Он нацелен на просветительскую работу о жизни ребенка до рождения и нацелен на молодёжь. Как раз в рамках этого проекта в Третьем медицинском университете проводилась научная конференция эмбриологов о начале человеческой жизни.
Есть проект «Демографические праздники». Как я уже говорил, мы сами инициировали два демографических праздника: Дни беременных 7 апреля и 7 октября, два раза в год, и праздник благодарности родителям «Спасибо за жизнь» — 22 декабря. На наш взгляд, благодарность родителям — это базовая коммуникация, на которой строится отношение старшим, начальству, власти и государству. Это базовое представление, которое у ребёнка должно быть. Этот праздник поддержали школы и сейчас у нас более 49 регионов подключились к празднику благодарности родителям.
Дни беременных, причем дважды в год, чтобы поздравить каждую беременную в течение 7-9 месяцев беременности поддержали администрации 81 региона.
После этого мы поняли, что нужно инициировать и другие демографические праздники в дополнение к имеющемуся Дню Матери, Дню Отца и Дню Семьи. Мы сподвигли многодетное сообщество на то, чтобы они выступили с инициативой праздника многодетной семьи, и они решили, что это будет в последнее воскресенье августа, когда семья собирается к школе. Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детства и традиционных семейных Игорь Рыбальченко неоднократно выступал с предложением об учреждении Дня бабушек и дедушек — его также нужно наполнять содержанием. В этом году впервые прошел Парад семей на День семьи, любви и верности 8 июля, что тоже крайне важно.
Мы считаем, что нужно, чтобы в каждом регионе был целостный круг демографических праздников.
— Оценивали ли вы эффект от семьеориентированных праздников?
— Во-первых, каждый праздник — это работа с целевой аудиторией, то есть это повод говорить об отцах, о матерях, о родителях в целом, о многодетных семьях, о беременных, о бабушках, о дедушках, то есть о ключевых участниках народовоспроизводства. Ведь именно они делают демографию в России. Во-вторых, праздники создают позитивную атмосферу в обществе, что очень важно, так как СМИ постоянно продуцируют негативные новости, ориентируясь на западный подход к информации. Фон постоянных негативных событий очень травмирующий, прежде всего для женщины. На наш взгляд, очень важно, чтобы появилась другая атмосфера: семьи, семейных праздников, поддержки, защищенности и безопасности. Чтобы яблоня родила плод, нужна атмосфера. Чуть холоднее и завязи не будет, чуть теплее — и получится что-то иное. У нас сейчас, получается, что наши яблони цветут, молодежь влюбляется и женится, цветы есть, а плодов нет — детей не видно. Значит, в атмосфере есть какая-то проблема. То есть, демография — это про культуру, про ценности, про атмосферу.
Еще один наш проект — «Демографический акселератор», нацеленный на поддержку разных проектов.
Есть также проект с немного эпатажным названием — «Народопровод».
— С чем связан такой выбор названия?
— Мы сегодня защищаем каждый участок газопровода или нефтепровода, так как по нему проходит ценный ресурс — нефть, газ, которые стоят больших денег. А самый главный ресурс человеческий, мы не защищаем. И у нас на каждом участке нашего народопровода есть утечки в виде разводов, абортов, потери многих лет жизни из-за алкогольного отравления. Задача демографии — создать Народопровод и его контролировать, чтобы был общественно-государственный контроль на каждом участке, чтобы демографическая энергия не пропадала, потому что демография — это воспроизводство, это естественный процесс, который заложен в естественный мотив человека. Если этого не происходит, значит, у нас где-то идут пробоины в нашем потоке, и энергия уходит в никуда, то есть теряется. Наш подход в том, что нужно эту энергию беречь. У нас Вселенная остывает, а жизнь – это всегда против остывания. Живой организм постоянно созидает тепло, и это тепло надо беречь. Для этого нужна общественно-государственная конструкция, которая, с одной стороны, будет беречь тепло, а с другой стороны, помогать государству как неживой системе считывать потребности живого. Потому что семья — это живой процесс, а государство — неживая административная система и нужно переходное звено в виде Народопровода, общественно-государственной структуры, которая будет позволять государству правильно помогать семье, чтобы не придушить жизнь, а наоборот ее поддержать. В полном виде наши концептуальные представления можно прочесть в издании с одноименным названием.
Сергей Чесноков,
генеральный директор ООО «Научно-прикладной центр «Демографические стратегии» Финансового университета при Правительстве РФ, руководитель Общероссийского общественного проекта «Демографическая платформа .РФ», президент АНО по содействию в повышении рождаемости «Агентство социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь!»
С сентября 2020 г. – член Координационного совета при Общественной палате РФ по национальным проектам и народосбережению.
С февраля 2019 г. – член рабочей подгруппы «Рождаемость» (впоследствии «Репродуктивное здоровье и активное социальное долголетие») при рабочей группе по подготовке совещания Государственного совета РФ по теме «О демографической политике в РФ».
С апреля по сентябрь 2021 г. – член рабочей группы по разработке типового проекта «Репродуктивное здоровье» при Минздраве России.
В феврале 2018 г. – 2019 г. – член рабочей группы «Здоровый ребенок» Координационного совета Программы Десятилетие детства при Правительстве РФ.
Кандидат исторических наук, магистр философии, окончил Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, два высших образование (история, социальная философия), докторант докторантуры исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.
Более 20 научных публикаций в рецензируемых изданиях.
Более 100 публицистических публикаций и интервью
Женат, отец пятерых детей.
Фото предоставлено экспертом