Чтобы школьник не устал от дополнительных нагрузок и не потерял мотивацию
Чтобы школьник не устал от дополнительных нагрузок и не потерял мотивацию
Люди
отправить
Задать вопрос
по материалу
 

Артем Мушта: выбирать стратегию подготовки к ЕГЭ нужно правильно

Чтобы школьник не устал от дополнительных нагрузок и не потерял мотивацию

Руководитель методической разработки образовательных программ MAXIMUM Education Артем Мушта рассказал сколько нужно готовиться, чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл.

— Артем, сколько времени необходимо для качественной подготовке к ЕГЭ?

— Традиционно самым оптимальным периодом подготовки считают два года, то есть начинать активно заниматься нужно с десятого класса. За это время можно неплохо подготовиться, и даже школьники с низким и средним уровнем знаний могут претендовать на участие в олимпиадах к финалу второго года занятий (при победе в олимпиадах первого уровня есть возможность поступить в вуз вне конкурса). Пожалуй, такой заблаговременный подход наиболее гарантирует возможно сдать экзамены на 80+ баллов.

Но, стоит помнить, что за два года дополнительных занятий вместе с основными есть большая вероятность, что ребенок устанет. Поэтому в каждом конкретном случае стоит учитывать мотивацию и способности ученика. Также при выборе такой стратегии придется заранее определиться со специальностью в вузе и примерным списком предметов, которые нужно будет изучать.

— То есть вероятность качественно подготовиться к экзаменам за более короткий срок есть?

— Основное для достижения высоких результатов на экзамене не только время, затраченное на подготовку, но и то насколько сроки подготовки соотносятся с уровнем знаний каждого конкретного ученика.

Для того, чтобы определить время подготовки к ЕГЭ важно понять какой стиль обучения подходит ребенку, насколько он самостоятельный, интенсивный темп занятий его бодрит или же приводит в растерянность. И обязательно стоит пройти диагностику знаний именно на уровень готовности к ЕГЭ, так как в целом школьные оценки не всегда отражают картину. Не редкость, когда на диагностике отличники не набирали и 60 баллов.

На наш взгляд, при подготовке к сдаче ЕГЭ, как и при достижении любой цели можно выбрать несколько тактик. Главное учитывать знание предмета, формата, критериев экзамена, а также адекватно оценивать свой уровень учебных навыков.

Формат и критерии экзамена — это, что можно изучить довольно быстро. Даже если начать подготовку сейчас, когда до ЕГЭ остается, по сути, четыре месяца, этого времени хватит при наличии у ученика крепкой базы и знания предмета. Такая экспресс-подготовка также подойдет школьникам, которые до текущего момента занимались самостоятельно, а в оставшиеся месяцы учебы планируют готовиться с преподавателем. Вместе с педагогом за относительно недолгий срок можно успешно совершенствовать навык выполнения заданий с развёрнутым ответом — некоторым выпускникам без обратной связи эта часть подготовки дается сложно.

— Какую помощь школьнику могут оказать родители для подготовки к ЕГЭ? Можете дать рекомендации? А также посоветовать, чего делать точно не стоит?

— Точно не стоит пускать ситуацию на самотек. Подростковый возраст довольно трудный и с психологической, и с физиологической точки зрения. Не у всех ребят в этот период сформированы навыки тайм-менеджмента и умение адекватно подходить к планированию подготовки, многие в целом еще не понимают в каком направлении хотят двигаться. Поэтому, я бы советовал в первую очередь, еще до 10 класса воспользоваться системами профориентации, чтобы определиться с направлением обучения, а значит и с вузом и соответственно со списком предметов, которые нужно будет сдавать для поступления. И потом уже исходя из этого, а также, учитывая успеваемость школьника, планировать траекторию подготовки. Полезно пройти предметное тестирование, чтобы понимать, где есть пробелы в знаниях. А затем принимать решение, как будет проходить подготовка — самостоятельно или же на курсах/с педагогом. Кто-то, если времени достаточно, сначала занимается сам, начиная с тех заданий, который может освоить самостоятельно, а уже затем использует дополнительные способы подготовки.

— Можете оценить роль диджитал- среды в подготовке к ЕГЭ? Сейчас появляется очень много разных цифровых сервисов, тренажеров достаточно ли их для полноценной подготовки? Как выбирать такие сервисы? Какие риски вы видите при их использовании?
— Роль диджитал-сервисов сейчас очень большая и такие сервисы позволяют решать очень много вопросов и проблем. При этом насколько бы удачным не был тот или иной сервис или тренажер — использовать его как единственное средство подготовки или рассматривать, как полноценную замену другим способам подготовки — весьма наивно. Любой эффективный процесс обучения невозможен без поддержки мотивации и вовлечения ученика, а это полноценно может обеспечить только преподаватель. Поэтому при работе с тем или иным сервисом необходимо, чтобы процесс все же модерировался, в идеале преподавателем, который мог бы правильно мотивировать ученика и давать ему постоянную обратную связь. Второй важный момент при работе с диджитал-сервисами — это конечно же обращать внимание на актуальность материалов, если наполнение не менялось последний год, есть большая вероятность, что оно уже просто устарело. ЕГЭ изменяется каждый год, за этим обязательно нужно следить, чтобы не потратить время на неактуальные вещи.
— В целом наблюдаете рост интереса школьников к дополнительной подготовке к сдаче ЕГЭ? Помимо школьной программы?

— Интерес школьников к доп.поготовке растет с каждым годом, что обусловлено высокой конкуренцией при поступлении в вузы (особенно на гуманитарные направления). Если даже 10 лет назад, для поступления в хорошие вузы было достаточно набирать по 75-80 баллов за каждый экзамен и в целом понимание и экспертиза экзамена была не такой высокой и многие готовились «по наитию», то сейчас зачастую речь идет о 90+ баллов, поэтому без системной и правильной работы в этом направлении довольно сложно добиться высоких результатов. При этом сильно менялся и сам экзамен, если раньше многие вещи задания можно было решить, обладая общей эрудицией и неплохими знаниями школьной программы, то сейчас экзамен требует развития большого количества навыков, иногда довольно нестандартных и требующих особого подхода к формированию программы подготовки.

   

Мушта Артем Анатольевич

Образование:

СПбГУ, исторический факультет, кафедра истории западноевропейской и русской культуры, магистр истории (2016г.).

СПбГУ, исторический факультет, кафедра истории западноевропейской и русской культуры, бакалавр истории (с отличием, 2014 г.).

Преподает с 2012 года. Руководитель методической разработки образовательных программ компании MAXIMUM Education, также преподает курс обществознания.

 

Фото предоставлено пресс-службой компании MAXIMUM Education


Подпишитесь на рассылку «Умной Страны»
Подписаться