Екатерина Никитюк: приложения, которое, БАХ, и сделает вас с ребенком лучшими друзьями, нет и не будет
Попросите ребенка научить вас как в Minecraft построить макет вашей дачи — это даст гораздо больший эффект
Екатерина Никитюк — эксперт по цифровому здоровью и детской онлайн безопасности, автор книги «Медвежонок переезжает» и блога «Родительcтво в цифровом мире» рассказала сооснователям проекта «Семья 3.0» Ольге Ручьевой и Елене Журавлевой о том какие изменения, касающиеся детей и родителей, произошли в цифровом мире в 2022 году и почему родителям нужно вместе с детьми играть в игры, и смотреть стримы блогеров.
Безопасность — фишка 2022 года
— Екатерина, можете назвать самые значимые для родителей фишки, которые появились в цифровом мире в 2022 году?
—Я бы выделила в целом тренд на возрастной контроль, который сейчас очень активно обсуждается в технологической отрасли. Главная суть в том, что дети младше определенного возраста не должны получать доступ к онлайн-платформам или должны оставаться в адаптированной для детей среде. Институт Семейной Онлайн Безопасности в ноябре 2022 года опубликовал результаты исследования: более двух третей родителей и детей в США и Великобритании и примерно половина во Франции открыты к тому, чтобы использовать биометрические данные ребенка (отпечаток пальца, сканирование лица) для проверки возраста перед установлением того или иного приложения. Я думаю, соцсети и онлайн платформы быстро это сейчас подхватят. В целом, уже сейчас возрастные ограничения добавились или улучшились практически во всех приложениях. Если ваш ребенок пользуется какой-то игрой или приложением, то вам стоит просмотреть или погуглить приложение на предмет родительского контроля и настроить его в соответствии с возрастом вашего ребенка. Сейчас такие опции есть практически в каждой игре или приложении. И это главная родительская фишка 2022 года.
— На ваш взгляд, цифровая среда в 2022 году стала для детей более опасной?
— Дети никогда не защищены ни в реальной жизни, ни в интернете. Когда вы отпускаете ребенка на улицу гулять вы же не можете гарантировать его стопроцентную защиту несмотря на то, что вы расскажете ему обо всех опасностях, которые ему могут встретиться. А интернет — это как открытый космос. В цифровой среде, как и в реальной жизни, всегда стоит проверять куда идет ваш ребенок, что он там делает и с кем он там общается.
2022 году интернет однозначно больше гудел на тему безопасности, но это не отменяет роль родителей, учителей в том, чтобы постоянно талдычить детям про соблюдение правил безопасности в цифровой среде, так как это дело не одного урока или разговора, а постоянное донесение до ребенка этих знаний.
— Какие новые риски возникли в 2022 году? Удалось ли закрыть эти опасности?
— Из того, что я вижу… К сожалению, порнография просачивается во все большее количество приложений. Даже, например, в самое популярное в конце 2022 года приложение-фоторедактор Lensa, в котором ты загружаешь фотографию и искусственный интеллект создаёт новые картины на основе ваших данных. Или, например, в музыкальном приложении Spotify. В нём можно включить в настройках цензуру на слова в песнях, но оно все равно выдает иногда детям аудио и видео с отвратительным содержанием.
Еще один риск, который я вижу, — совсем не ограниченное и не регулируемое такое поле деятельности, как инфлюенсеры, блогеры, за которыми следят дети. Их маркетинг, то что они рекламируют и рекомендуют своим подписчикам покупать и смотреть, ни кем не контролируется. На мой взгляд, это одна из самых серьезных зреющих опасностей, которые могут в перспективе дать очень негативный эффект. Очень надеюсь, что в 2023 году придумают какие-то правила для регулирования этого вида деятельности. Очень бы хотелось в это верить.
— В органах власти уже рассматриваются какие-то инициативы по данному вопросу?
— В России — не знаю. Нужно изучить этот вопрос. Я живу в Англии и в основном изучаю тренды в Америке, Англии и Франции. В Великобритании готовится Online Safety Bill. В 2022 году его принятие немного отодвинули, но он не будет регулировать деятельность инфлюенсеров и блогеров. Он нацелен на создание безопасного интернета, на ужесточение требований по верификации возраста, чтобы дети до определенного возраста не могли заходить на платформы, смотреть порнографию и пересылать свои изображения. А технологическим компаниям будет разрешено самим удалять неподходящий контент от пользователей, например про суициды, не дожидаясь, когда кто-то пожалуется на него, но при этом придется быть более прозрачными и пояснять, как работают их внутренние алгоритмы проверки.
В Америке в некоторых штатах в 2022 году был забанен TikTok. В Южной Дакоте он забанен на правительственных телефонах. Индиана судится с TikTok за публикацию неправильной информации, фейков. Мне кажется, что сейчас государства и правительства все больше будут «закручивать гайки» в части ограничения социальных сетей.
Эффективность в системной работе
— Насколько серьезно родители и учителя относятся к процессу обучения правилам цифровой безопасности?
— Я бы сказала, что сейчас речь идет в основном о разовых мероприятиях, мастер-классах. Причем многие родители думают, что это дело школы — научить ребенка безопасности в интернете. Лишь некоторые семьи решают дополнительно отправить ребенка на какие-то курсы. На мой взгляд, к цифровой безопасности детей нужен более системный и постоянный подход. Родители, как ответственные взрослые, должны нести самую главную ответственность за то насколько ваш ребенок знает определенные правила, соответствующие возрастным нормам. С детьми о них нужно разговаривать, так же как и о других рисках: как и где правильно переходить дорогу, когда можно сесть за руль, когда выпить первый раз алкоголь, о сексуальных отношениях.
— Вы говорили о системном подходе к обучению цифровой безопасности. В чем он заключается?
— Есть определенные рекомендации о том, что и как можно обсудить с ребенком в каждой возрастной группе. В том числе, обсуждая вопросы безопасности в интернете. Приведу лишь некоторые из них.
C детьми младше 5 лет:
● Изучайте детские приложения вместе.
● Разговаривайте об онлайн-безопасности. Главная мысль — если ты увидел что-то онлайн, что тебя пугает, беспокоит или вводит в грусть — скажи мне!
● Подчеркните, к кому из взрослых ребенок может обратиться, если вас нет рядом (учитель в школе, мама подруги, любимый дядя).
● Введите границы и правила: нет девайсам в спальне и туалете, ужин без гаджетов.
● Расскажите ребенку, что вы не будете его ругать и всегда будете на его стороне что бы не случилось онлайн.
● Спрашивайте разрешения, если хотите поделиться фото вашего ребенка.
● Обсудите правила нижнего белья.
● Пользуйтесь безопасным поиском в ваших браузерах.
● Установите родительский контроль и пароли.
C детьми 6-10 лет:
Все вышеперечисленное плюс
● Пользуйтесь гаджетами в зале или кухне, где вы видите экран ребенка.
● Пользуйтесь детскими браузерами для поиска (например Swiggle).
● Обсудите что нельзя отправлять nudes — обнаженные фото себя ни при каких обстоятельствах.
● Будьте родителем, который обсуждает с ребенком настоящую дружбу, отношения, любовь, откуда берутся дети.
● Если уже есть телефон — обсудите правила пользования общественным WiFi
● Введите четкие правила и время пользования девайсами.
C детьми 11-13 лет:
Все вышеперечисленное плюс
● Много общайтесь с ребенком о том, что ему нравится в онлайн-мире и почему.
● Учите ребенка блокировать, проверять свои настройки причастности в приложениях, не добавлять незнакомых.
● Проверяйте возрастные ограничения приложений и игр, устанавливаете родительские контроли внутри приложений.
● Обсудите порнографию, кибербуллинг, секстинг.
● Учите ребенка медиаграммотности.
С подростками:
Все вышеперечисленное плюс
● Обсуждайте онлайн репутацию и что может ее поддерживать, а что портить.
— На ваш взгляд, нужно ли в школах проводить уроки цифровой безопасности? С какого класса и кто их должен проводить? В каком формате?
— Понятно, что какие-то базовые принципы цифровой безопасности должны быть озвучены в школе, причем постоянно: проверяйте незнакомое приложение, не переходите по странным ссылкам, не делитесь своими данными, ничего не оплачивайте, если вы сидите на общественном WiFi, фильтруйте информацию, не переходите в личные чаты с теми, кого только что встретили в компьютерной игре.
Но и роль родителей не сидеть и не ждать, когда школа поговорит с ребенком об этих темах. Мы тоже должны постоянно поддерживать детей и быть с ними в контакте, вести беседы на цифровые темы. Даже о самых простых вещах. Например, можно в разговоре с ребёнком упомянуть, что вы оплатили билет в театр по номеру телефона и сейчас вам названивают странные люди, так как номер куда-то просочился в интернете. Порассуждайте, как лучше сделать в следующий раз. Возможно, стоит завести отдельный e-mail для спама. Поверьте, это даст больший эффект вашему ребенку, чем просто сказанные слова учителя на уроке. В школах дают теорию, а вы показываете, как переложить ее на практику.
Сочинение с ChatGPT
— Видите ли вы появление какие-то новых трендов в цифровом мире, нацеленных на взаимодействие с детьми?
— Если вы имеете в виду, какое-то приложение, которое, БАХ, и сделает вас с ребенком лучшими друзьями, то его нет и не будет. Взаимодействовать с детьми вам поможет совместный просмотр онлайн-игр. Например, можно попросить ребенка научить вас как в Minecraft построить макет вашей дачи. Это вам даст гораздо больше, с точки зрения установления контакта с ребенком. Или совместный просмотр видеоблогов в ходе которого можно обсудить советы блогеров, чтобы не просто ругаться, что ребенок смотрит, что попало, а аргументировано разъяснить почему блогер не прав.
Это тоже самое как в случае с фаст-фудом. Если вы видите, что ребенок переедает нездоровую пищу, вы можете пояснить, почему это вредно и вместе с ним приготовить что-то вкусное и полезное. Так же если ребенок «переедает» видосы из TikTok или YouTube вы можете предложить ему создать что-то вместе. Например, снять свой интересный видеоролик, таймлапс или стоп-моушен, чтобы он не пассивно поглощал какой-то контент, а занимался творчеством.
— А если посмотреть на цифровой мир с точки зрения детей, то что в 2022 году было самое крутое?
— Я думаю, что в цифровом мире продолжает набирать обороты геймификация. Например, Netflix на своей стриминг-платформе запустил игры. У меня сын заинтересовался интерактивным видео, где ты сам можешь выбирать как закончится серия твоего любимого мультфильма.
Roblox только что добавил фишку для пользователей старше 13 лет — «найти друзей», то есть ты можешь своих друзей подключать к платформе. Понятно, что эти сервисы нацелены на удержание пользователей и элемент игры этому способствует.
Один из трендов, который мне нравится — это французская социальная сеть BeReal, рассчитанная на пользователей в возрасте 12+. Это сеть, где ты выкладываешь свои реальные фото в диапазоне 2 минуты. Приложение присылает уведомление и тебе нужно за 2 минуты выложить свое реальное фото. Там нет фейков, фильтров. Сейчас это приложение входит в топ-5 скачиваемых соцсетей, и я вижу, что TikTok только что выпустил клон — TikTok Now, чтобы бороться с этим трендом.
Еще, например, вышел чат-бот ChatGPT на основе искусственного интеллекта. Получается, что ты задаешь какие-то вопросы и чат-бот выдает ответ. Этот функционал лучше Google, потому что вам вываливается не сотня сайтов из которых вы пытаетесь вычленить нужную вам информацию, а приличное резюме по обозначенной теме. Мне кажется, как только дети это поймут, они будут писать сочинения с помощью чат-бота.
Екатерина Никитюк — эксперт по цифровому здоровью Digital Wellness Institute (США) и детской онлайн безопасности National Society for the Prevention of Cruelty to Children (Великобритания), автор книги «Медвежонок переезжает» и блога «Родительcтво в цифровом мире».
Фото предоставлено экспертом